Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Очень часто выходить за рамки привычного сложно, потому что нигде нет подтверждения твоим теориям, мыслям и догадкам. И страх быть первым и ошибиться и провалить буквально загоняет в угол и не дает действовать.
Антагонист (или, проще говоря, тот самый плохой парень, который вечно мешает дойти до финиша) — это некий непримиримый противник. Но кино — это же творчество, а творчество — это фантазия. В фантазиях можно ломать все стереотипы и, собственно, этим мы с вами сейчас и займемся.
Кто такой антагонист
А кто вообще сказал, что антагонист должен быть человеком?
Злодеем может быть и сам герой для себя и окружающих. Самый яркий пример, пожалуй, приходящий в голову, — Мотель Бейтса. Расстройство личности главного героя — причина всех бед. И здесь злодей и главный герой — один и тот же человек, несмотря на это, каждый из них имеет четкую точку зрения и сложившееся отношение к другому.
Антагонист совсем не обязательно должен быть человеком или каким-то другим существом.
Силы, которым может противостоять герой называются антагонистические силы. Это может быть погода, условия жизни, социальная ячейка и так далее.
Нет нигде этого списка, каким должен быть противник главного героя, но есть одно неписаное правило: в каждой сцене что-то должно препятствовать протагонисту в достижении цели, постоянно должно присутствовать чувство того, что конфликт не может быть решен. В этом есть жизнь вашего сценария.
Отношение зрителя к злодею
Плохих парней принято не любить. Очень просто сказать, что это плохо, так не надо, мне это не нравится. Не углубляясь в причины. В кино эта схема отработана уже сотни миллионов раз: злодей неприятный, выглядит так, будто у него на лбу написано, что он — плохой герой, да и встретить его в театре или библиотеке, естественно, не выйдет — встретитесь вы с ним непременно в темной подворотне, заброшенном здании или баре на окраине города. Ну, а вот почему?
А потому, что отходить от стереотипов, опять же, трудно. Создать такого антагониста, который будет сложным, многогранным, интересным и будет вызывать тайную симпатию зрителя — задача непростая. Как при этом сделать протагониста еще сильнее и мощнее, чтобы антагонист его не затмил? Вопрос уже к вам. Вы должны досконально знать обоих, до мозга костей. У нас есть подробный материал о том, как улучшить образ героя >>>>> И доказать, что задачи хорошего почему-то важнее задач плохого, что, несмотря на все, чем вы можете подкрепить, оправдать и влюбить в плохого, хороший с его посылом нужнее и ближе зрителю. Но терять значимость, высмеивать и повторно доказывать, что есть хорошо, а что есть плохо — задача поверхностная. А задача максимум — влюбить в обоих, заставить переживать и метаться, а в конце все же сделать выбор.
Люди сходятся на болях. И часто бывает так, что сценаристы держат это в голове, поэтому главный герой цепляет, завораживает, вызывает эмоциональный отклик у зрителя. К этому все стремятся. Плохой же — просто плох. Причем, во всех смыслах этого слова, не только его поступки и характер, но и проработка.
Важно понять, что ваша задача не только в том, чтобы вызвать негативные эмоции и желание помочь главному герою, ставьте задачу шире: зритель должен прочувствовать антагониста в том числе. И не только прочувствовать, но и посочувствовать ему, как и любому другому герою вашего сценария, даже самому второстепенному. Больше об этом в материале из энциклопедии — второстепенный герой >>>>>.
Сложность эмоций — вот что делает жизнь красочной, черно-белое и простое не цепляет, а становится фильмом на один раз. Желание обдумывать и возвращаться — вот что цепляет. Вспомните те фильмы, после просмотра которых вы испытывали такой информационно-эмоциональный перегруз, что надо было просто пройтись, побыть с собой и переварить. Такое не случается, когда в фильме все просто. Будьте сложными, делайте ваших героев сложными. Злодей не должен быть шаблонным плохим парнем.
Как проработать образ антагониста?
Знаете, по карьерной лестнице можно двигаться вверх, а можно горизонтально. Проведем параллель со сценариями. Можно максимально усложнять одного антагониста. А можно сделать их несколько. Не пытайтесь в одну личность впихнуть все.
Мы живем в век информации. Ежедневно через нас проходит ее очень много, наш мозг уже отвык от информационного голодания. Поэтому мы так много говорим про короткий метр, и, кстати, написали большой материал о том, зачем снимать короткометражное кино >>>>> — за ним будущее кинематографа, людям недостаточно становится просто картины или просто фото, чтобы прочувствовать, люди хотят больше информации о том, что вы пытаетесь им донести — музыка, обстановка, какие-то значимые мелочи (сейчас вот идет перечисление всего, что вы вкладываете в кадр). Это все значимо и важно, и это то, что необходимо.
Так почему бы не отойти от традиционной схемы, где есть ситуация, в ней есть борец за справедливость, есть тот, кто стоит на пути и хэппи энд там, где преодоление сложностей состоялось? Почему бы не сделать несколько стоящих на пути? Почему бы не усложнить конфликт?
Тут нужна лишь пометка: плодить героев ради нестандартности ситуации — идея провальная. Плодиться они должны и будут там, где накала не хватает, ведь зритель должен верить в нерешимость задачи главного героя, только в этом случае возникнет коннект между ним и происходящим на экране. И да, если антагониста у вас два, три и более — вы усложняете себе задачу очень и очень сильно, так как каждый из них должен быть проработан с одинаковой тщательностью.
Арка отрицательного героя
Термин арка героя — чуть ли не первое, что узнают начинающие сценаристы. И, следовательно, то, над чем первым делом начинают кряхтеть и потеть.
А почему ж злодея принято обделять, ну и что ж, что он злодей? Он же ваше создание. Любите и его уж, будьте добры. Кряхтите и над ним. Пусть и злодей растет, пусть и его жизнь будет иметь место в вашем сценарии, путь и он решает какие-то свои задачи, пусть и он сталкивается с трудностями, находящими отклик. Никогда, никогда не создавайте персонажа, если не готовы тратить на него свое время и силы — это как родить ребенка, на которого у вас не будет ни времени, ни ресурса, ни эмоций. Вкладывайте душу, дарите ему жизнь, цените его, ведь без него не было бы вашей истории! Ведь всем нам известно, что хорошая история строится на хорошем злодее и фильмы последних лет, только доказывают это. Больше об отрицательном герое в материале как создать злодея >>>>>.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
По той же причине так хороши современные Драматические сериалы: там нет главного героя. Там есть условный протогонист и система персонажей вокруг протогониста. И именно эта система - главный герой, живой организм, который реагирует на обстоятельства. Каждая часть - по-своему. Отсюда и ситуации, конфликты, действие. Самое интересное, что если система хорошая - именно у неё случается арка героя, она изменяется целиком и в частностях. А в истории нет победителей или проигравших, героев и злодеев. Потому что сама история - и есть герой. И он не может себя победить, кроме как самоубиться руками сценаристов, который превращают историю в уг) Просто история начинает свой путь перед нами в одной точке драматического пространства, а заканчивает в другой. Ровно в тот момент, когда все важное сказано, идея озвучена и смоделирована в полной мере согласно замыслу авторов. И в этой финальной точке система персонажей кардинально изменилась, до неузнаваемости.
Так что, все эти "создания" интересных злодеев - не более, чем детский лепет незрелой истории, или упражнение для автора. Когда автор более-менее виртуоз - в историях уже нет места героям и злодеям. От того зрелые истории так сразу, сходу и не взять широким масса, поколению киносериалам Марвел. Потому что думать надо, разбираться, а не ассоциироваться себя с назначенный героем.
Показать еще комментарии (2)
Сделать историю, где все ее составляющие - единое целое, движущееся и дышащее - задача еще в сотни раз сложнее. Поэтому иногда надо проделывать эту рутинную работу, упражняться и совершенствоваться, создавая героев по отдельности. (это мое лишь мнение, с ним можно спорить, я открыта для диалогов)) )
На первом опыте разработки многосерийной истории лично убедился, что рука бога заканчивается уже на этапе поэпизодника. Потому что на предыдущем этапе создана и проработана система персонажей - досконально: внешность, социальная роль, психология, мотивации и т.д. Разработана система локаций, написан синопсис сезона. И не я диктую персонажам, а они мне) Есть общий замысел истории, ситуация, конфликт идей - и только здесь я, как бог, помещаю героев во все это. Дальше они действуют согласно своим характерам, целям и мотивации. Моя же задача дать им возможность раскрыться, проявить себя - с помощью сюжета. Структурно да - я решаю, что показывать и где. В деталях да - я прорабатывают мелочи, чтобы усилить сцены, добавить второй-третий смысл, эмоционально подключиться. И, как я сейчас понимаю, это не зависит от жанра. Если я как автор вмешиваюсь радикально в поведение героев - это повод вернуться назад и подумать, что не так в изначальной системе и истории в целом.) Из моего опыта: никакой проработки героев по отдельности быть не может! Важен не герой сам по себе, а герой в системе других персонажей, герой в контексте места и времени, в контексте разворачивающихся событий. Иначе получается неубедительно и притянуто за уши. Значит герой не на своем месте, надо возвращаться в начало и переделывать или выбрасывать и заменять другим. Как это ни странно, но система персонажей появляется, когда есть представление об истории, которую хочется рассказать, тема, которую раскрыть. Герои - лишь инструмент трансляции идей через действие. Как-то так лично у меня получается) Не всегда хорошо получается, но именно так.
В СССР всё было понятно - положительный герой - строитель коммунизма, перевыполнятель планов партии, энтузязист и пионЭр в душе. В общем, персонаж омерзительный, а при этом совершенно нежизненный. Любой персонаж, ему противостоящий (кроме самых картонных буржуев-злодеев) выглядел более жизненным и вследствие отсутствия черт "строителя коммунизма" не таким опасным. (да, да, персонаж по лекалам идеологического отдела ЦК КПСС был опасен для нормальной жизни обычного человека).
Поэтому когда СССР пал смертью храбрых, оказалось, что писать положительного героя - строителя коммунизма уже не обязательно, а как писать положительного героя, никто не знает. Если из положительного героя-строителя коммунизма выкинуть черты строителя коммунизма, герой оказывается подленьким ушлепком (простите мой французский). (не путать с понятием "не совсем идеальный ГГ").
И что делать?
Так что создать нормального положительного героя в постсоветской культуре - это вершина мастерства, чаще всего непокоренная.
Кстати, можно сравнить две истории попаданцев - у Марка Твена положительный янки попадает ко двору короля Артура, в СССР (у Булгакова) ко двору Ивана Грозного попадают два асоциала, один с судимостью, другой по зову души.