Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Решили рассказать вам немного о скрытых смыслах и подтекстах в кино, а главное о том, как их создавать и добиваться того, чтобы зритель сумел отыскать те знаки, которые подскажут ему о чем вы собственно хотите ему рассказать)
В прошлом году на русском языке вышла книга Линды Сегер «Скрытый смысл: создание подтекста в кино». Линда Сегер - известный сценарный консультант. К ней за помощью обращались Рэй Бредбери, Питер Джексон, институт Санденс и многие, многие другие продюсеры режиссеры, авторы и компании.
Искусство в первую очередь занимается поиском, а не отработкой привычного. Но как и в любом другом деле для поиска нужны инструменты и понимание того, как этот поиск осуществлять. Так же как вам, творцу, создателю необходимы эти инструменты, точно также необходимы они и зрителю при расшифровке вашего послания)
«Понять – значит истолковать. А истолковать – значит переформулировать явление, найти ему эквивалент.» - Сьюзан Сонтаг.
Точно так же как задача режиссера – понять и истолковать сценарий, текст, сюжет и продемонстрировать свою интерпретацию действия, события зрителю. В свою очередь, цель зрителя, который идет на ваш фильм – прочитать ваше послание, узнать то, о чем вы хотели ему сказать. Для того чтобы он сумел это сделать, режиссер использует знакомые ему знаки.
Один из таких знаков, который поможет зрителю считать подтекст – это цвет. Грамотное использование цвета может оказать очень сильно влияние на зрителя.Более того, в зависимости от того, какую вы выберете цветовую гамму, будет меняться и восприятие жанра вашего фильма. Красный – драма, триллер, ужастик, эротика, синий – мелодрама, романтическая комедия, оранжевый – цвет радости, гармонии, детской непринужденности.
Пример – фильмы Уэса Андерсона. В «Королевстве полной луны» и в фильме «Поезд на Дарджиллинг» преобладает оранжевый, желтый. Так, режиссер показывает нам, что это добрые истории про поиск гармонии и детскую непринужденность. Если вспомнить русскую традицию - Антошка и Незнайка из известных мультиков тоже герои, созданные оранжевым, желтым цветом. Представьте, какие ассоциации они бы вызывали у зрителя, если бы были нарисованы синим или зеленым цветом.
В кино существует цветовые схемы, благодаря которым создатели фильма работают с цветом в своих фильмах. В следующий раз, когда будете смотреть что-нибудь, обратите внимание на цветовую гамму и на ваши реакции, ощущения от просмотра, обратите внимание и на те цвета, которые выбиваются. Возможно, так режиссер выделил антагониста, передал характер героя или отдельной сцены.
Еще один способ передать атмосферу и настроение – время года, погода. Гроза, например, сразу вызывает ассоциации со страхом, опасностью. А если перед нами тихая, спокойная ночь, сразу ясно – нам нечего бояться. И наоборот, если режиссеру нужен эффект неожиданности или он хочет усилить эмоции зрителя от происходящего, он прибегает к контрастам – ужасное преступление совершается в чудесную погоду, смерть показана весной, когда все цветет и наполняется жизнью.
Вот такой пример приводит Линда Сегер в своей книге:
«Гроза надвигается и в «Трамвае „Желание“» параллельно с растущим накалом страсти между Стэнли Ковальски и Бланш Дюбуа. Пелена дождя может означать, что нам не удается ничего толком разглядеть и мы бредем под ливнем вслепую. Дождь может нести очищение, смывать все плохое. Иногда он символизирует слезы, которые не в силах пролить персонаж.»
В фильме Джона Финчера "Семь», дождь – это в первую очередь религиозный символ. Дождь идет после каждого преступления Джона Доу, таким образом очищая землю. А когда убийцу ловят, сцены с дождем в фильме тоже заканчиваются.
Введение символа в повествование - один из самых популярных инструментов, которые используют режиссеры для создания скрытых смыслов.
Так, в фильме «Карнавал» Татьяны Лиозновой, главная героиня Нина, простая девушка из провинции, мечтает стать артисткой и переезжает в Москву, чтобы покорить мир и сцену. Но режиссер, периодически напоминает зрителю, что Нина – провинциалка. Катаясь на роликах, она останавливается у водонапорного колодца, попить воды – это образ провинции, который встретится нам еще раз уже в конце фильма, словно напоминание зрителю, чья история перед нами.
Следующий пример, снова из книги Линды Сегер:
«Сильным метафорическим смыслом обладает паутина, как в серии фильмов о Человеке-пауке. В «Человеке-пауке 2» Мэри Джейн привязана в центре гигантской паутины, и Человек-паук подползает к ней примерно так же, как паук-самец во время брачного ритуала подбирается к избраннице. Ключи нередко служат символом вступления в новую жизнь. Они могут означать инициацию, проникновение в храм знаний, отмыкание двери в сокровищницу тайн и возможностей.»
Очень интересно отношение к созданию скрытых смыслов у Тарантино. В своих интервью режиссер говорит, что не надо искать какой-то подтекст в излишней жестокости его фильмов, но стоит обращать внимание на детали. Так, Тарантино создает вымышленный бренд, сеть бургерных Big Kahuna Burger, таким образом, выражая и показывая зрителю протест против крупных компаний монополий.
Часто, один кадр, одна сцена может рассказать нам о главной задумке автора, в краткой форме передать весь смысл фильма. В «Рождественской истории» - экранизации повести Чарльза Диккенса, истории о скупердяе Эбенезере Скрудже, праздничная трапеза – метафора жизненного пира. В фильме «На Западном фронте без перемен» - кадр с растоптанным в грязи цветком – метафора войны, которая уничтожает красоту в этом мире. В фильме «Нефть» в начале картины мы видим главного героя за работой в пещере. Пещера символизирует начало истории, нашу первобытную природу.
Можно еще долго перечислять способы передать скрытый смысл и обращаться к примерам мирового кинематографа, но наша задача напомнить вам об особенностях знаков в кино и основных инструментов, к которым обращаются режиссеры. Более подробно о каждом из них поговорим в другой раз, а пока напомним, что у нас есть базовый курс сценаристов. Это основа основ, на базе которой вы научитесь создавать крутые и увлекательные истории.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь