Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как стать сценаристом за 6 секунд
Парадокс Брайана Коппельмана: создатель серии обучающих видео по сценарному мастерству против пособий по сценарном мастерству.
Брайан Коппельман - сценарист за плечами которого больше 20 лет работы в индустрии, написаные в соавторстве с Дэвидом Левином "Шулера" и "Вышибалы", сценарий "13 друзей Оушена", сериал "Миллиарды" и множество других интересных проектов. Публикуем перевод статьи о Брайане Коппельмане и о том, как стать сценаристом.
![Брайан Коппельман Брайан Коппельман](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ee91a152c8321e4b77f6fe87032d16e3.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/149)
Первый Оскар за оригинальный сценарий был присужден в 1929 году в отеле Рузвельт в Голливуде. Церемония длилась минут пятнадцать, Оскар достался Бену Хекту (хотя он чуть его не лишился).
Ему на тот момент было тридцать пять, у него был готовый сценарий Подполья (1927) - восемнадцать страниц мрака, все восемнадцать страниц были заполнены отвратительными, бесчестными и грязными персонажами, в точности похожими на тех, что красовались в криминальных статьях желтой прессы.
Сценарий был написан вопреки всем голливудским устоям: Подполье состояло исключительно из злодеев, героев там совершенно не было.
Потому что если опыт работы репортером и дал что-то Хекту, так это то, что преступления и кровожадность продают газеты намного лучше, чем добродетель.
Новость о том, что Йозеф фон Штернберг ввел дозу сентиментальности, сделав приписку к сценарию, в которой один из злодеев после ограбления банка дает нищему милостыню. “Бездарь ты” - написал он тогда в телеграмме Штернбергу и попросил убрать его имя из списка сценаристов. Но имя осталось.
![Миллиарды ( 2016) Миллиарды ( 2016)](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/9601257ff5244dde4ffd58b16aee79ce.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/307)
Сам Хект тоже никуда не делся, надо сказать. И, несмотря на то, что он не переносил все эти каноны написания сценариев с героями и порядочными людьми, хэппиэндами и прочим, он стал одним из самых плодовитых и известных сценаристов в городе (и самым высокооплачиваемым, надо заметить). У него был самый настоящий талант: он мог написать выдающийся сценарий за две недели, его даже называли Шекспиром Голливуда. Однако, Хект никогда не чувствовал себя уютно в этой обстановке.
Представьте себе, автор таких шедевров как “Его девушка Пятница”, “Человек со шрамом”, “Дурная слава” и других, человек, являвшийся фаворитом Хичкока, Говарда Хоукса, и Дэвида О. Селзника, ненавидел Лос-Анджелес.
Или, если быть точнее, ненавидел то, что Лос-Анджелес делал с его разумом. Он старался выиграть время у шоу-бизнеса, используя доходы от того же шоу-бизнеса, чтобы в моменты свободы от обязательств перед студиями и агентами уехать в родной Нью-Йорк и заниматься там любимым и важным для него делом - писать эссе, пьесы и романы.
За десять лет до смерти, в 1954 году Хект опубликовал свои мемуары “Дитя столетия”, получившие широкое признание в Нью-Йоркских литературных кругах. Этот прием, надо заметить, значил для него гораздо больше, чем премия Академии. И в этих мемуарах он жестоко критиковал ту самую индустрию, которая принесла ему известность.
“Фильм никогда не будет лучше, чем самый глупый человек, связанный с ним"
"Из тысячи писателей, пыхтящих и пашущих в киноиндустрии, едва ли найдется человек пятьдесят, действительно обладающих остроумием и талантом... тем не менее, любопытное дело, нет большой разницы между произведением хорошего сценариста и плохого. Потому что они оба должны придерживаться одних и тех же правил, одних и тех же рамок”.
Хект вспоминал, что работая сценаристом, большую часть своего времени он проводил сидя в офисе продюсера, задавая один и тот же вопрос: почему же он должен переписывать свои лучшие сцены?
“Почему я должен вычеркивать из диалогов какие-то псевдоинтеллектуальные фразы, если они кажутся мне важными, почему я должен менять концовку на тошнотворную каноничную, которую все так ждут?"
Одна половина сценаристов так же сидит и бьется за свой вариант сценария. Другой половине на помощь приходит бутылка ликера или психотерапевт. Или и то, и другое.
Историк Дэвид Томсон писал впоследствие, что и Хект, и его друг - соавтор сценария к фильму “Гражданин Кейн” - Херман Манкевич умерли так и не написав своего лучшего произведения. А могли бы ведь. И их история вовсе не уникальна. Калифорния перетягивала каждого второго писателя на сторону сценариев и киноиндустрии - здесь были высокие зарплаты. И полное отсутствие интеллекта. Вот такая патовая ситуация.
![Вышибалы ( 2001 ) Вышибалы ( 2001 )](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e8e372abd087f5da7a9d33815acaa740.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/286)
Но время все ставит на свои места. И теперь все стало совсем иначе.
Сегодня работа сценариста - это любовь. Любовь к кино и телевидению, это отдельный вид искусства, это творческий выплеск, а не контракт с большой киностудией ради денег.
Хект платил, чтобы уйти из киноиндустрии. Сейчас люди платят, чтобы остаться.
Бен Хект - первый, о ком заговорил Брайан Коппельман, когда я наведался к нему в офис. Офис, который он делит с партнером, находится в кирпичном здании, на верхнем этаже, прямо над частным клубом игроков в бридж, кажущимся пережитком золотого века Штатов.
Чтобы добраться до Коппельмана, надо забраться на самый верх - сначала на лифте с решетчатой дверью, затем еще лестничный пролет вверх. И там уже все как в типичном офисе - большой круглый стол для переговоров, само помещение оформлено плакатами фильмов и стопками небрежно сложенных сценариев.
Нетрудно догадаться, почему Коппельман цитирует Хехта, будто тот его духовный наставник - он тоже начинал в тридцатые годы (ему сейчас сорок семь лет) и он хочет в точности так же избегать постоянного времяпровождения в этой голливудской машине - иногда сбегать подышать свежим воздухом. Разница между ними в том, что Коппельман не брезгует писать сценарии и вовсе не считает, что это занятие вызывает атрофию мозга.
Он гордится тем, что сделал - сценариями к фильмам “Шулера”, “Тринадцать друзей Оушена”, совершенно новым фильмом с Беном Аффлеком “Ва-банк”. И у него вовсе нет цели уйти в писательство.
Единственное, что Коппельман, как и Хект ненавидит в сценарной деятельности - это борьба за деньги. Люди работают не ради замысла, а ради денег. И для таких честолюбцев созданы сотни семинаров, руководств для чайников и прочего. “Если бы Хект оказался в Рэдиссоне на одном из этих мероприятий, его бы прям в актовом зале бы и стошнило бы, - говорит Коппельман с мальчишеской усмешкой,
- В смысле, у меня несомненно есть друзья, которые преподают сценарное дело, но есть разница между дойкой золотой коровы и любимым делом, делом жизни.
Все как-то в большинстве своем склоняются к первому варианту. Ну и к тому же, профессия сценариста окутана какой-то тайной, поэтому мечтательные люди так к ней стремятся”.
![на съемках фильма на съемках фильма](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/15942ffe45d398194844eec81a4fa25b.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/160)
В прошлом месяце Коппельман дал волю этим мыслям. И вылились они в целую серию видеороликов о сценариях, сценарном мастерстве и том, как стать сценаристом, ролики буквально захватили интернет. Он назвал их “Шестисекундные уроки сценарного мастерства”.
Проще говоря, он записывает вайны - очень короткие шутливые видео, несущие ту или иную мысль. На момент написания статьи он записал таких вайнов почти сорок штук, выкладывал их почти ежедневно, собирал тысячи просмотров и лайков.
Обычно Коппельман записывает свои шестисекундные уроки на ходу - на заднем плане проносится город. Запись идет в формате крупного селфи и в ней нет никаких изяществ или прикрас.
Видео зациклены и очень коротки, поэтому отчасти напоминают маленькие мантры. Коппельман убежден, что невозможно в принципе научить писать хорошие сценарии. Можно научить структуре, чему-то другому, но хорошая история - это очень личное, это как будто бы учиться строить шаттл по инструкции, записанной на видеокассету.
“Во-первых, мои уроки бесплатны. Да и не сказать, что я делаю что-то очень ценное, - говорит он, - Я не стану делать лекцию в конференц-зале дорогущего отеля, чтобы спросить с тебя за это пять штук. Я не хочу делать из этого платное мероприятие, я хочу хоть что-то в этой индустрии делать бесплатно.
Я вообще не был уверен в успехе этого мероприятия, я просто начал, людям понравилось, я решил продолжить”.
![Шулера ( 1998) Шулера ( 1998)](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7dfd61d73c5922d2bf90fe94f036068c.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/206)
Заявления Коппельмана предельно лаконичны и жестки:
- Все книги по сценарному мастерству - ХРЕНЬ. Полнейшая, причем. Читайте сценарии, смотрите фильмы - пусть этот материал будет вашим гидом.
- Забейте на агентов. Управляйте в полной мере тем, чем можете - словами, строками, скрытыми смыслами.
- Если мой первый драфт - провальный, я думаю о том, что никто его никогда не увидит, пока я этого не захочу. И тогда страх уходит.
- Не надо делать героев милыми, симпатичными или еще какими-то такими, соответствующими канонам. Просто сделайте их ИНТЕРЕСНЫМИ - это ведь все, что нам нужно.
Парадокс Коппельмана заключается в том, что в процессе создания этих видео, на которых он так критикует пособия по сценарному мастерству, он постепенно превратился в такого же точно учителя.
Он стал новым гуру, интерес к нему возрос. “Меня даже попросили написать книгу. Или статьи для каких-то сайтов, связанных с этой тематикой. Сложно все это: ты от души веришь в свое дело, так веришь и любишь, что говоришь об этом вслух, но в то же время говоришь не слушать никого. В итоге ты будто заявляешь: “Не слушайте никого, слушайте меня”.
Коппельман большой любитель правды. Он заметил, что переход Голливуда к мега-франшизам привел к менее аутентичному повествованию. “Я хочу, чтобы люди не боялись писать, писать не страшно вовсе, если вы делаете это не для каких-то посторонних конкретных целей”.
“Я видел многих людей с книгами Макки в кофешопах. И это классика, это обязательно к прочтению. Но многие понимают эти все книги неправильно: будто есть какой-то специальный рецепт к созданию сценария, ты его нашел, и все теперь получится. Нет, не получится ничего, если ищешь рецепт”.
Профессия сценариста сложная. Сначала они чувствовали себя как мартышки в клетке, которым надо было выполнять команды. И даже самых сильных и независимых подкашивали эти правки, замечания и контроль студии за их работой.
Упор делался на броские диалоги, на действие и движение в кадре, смысл и интеллектуальная подоплека сводилась к минимуму. И даже сейчас написание сценария требует вмешательств - пожелания продюсеров, режиссеров, актеров, в конце концов. И если ты не сам снимаешь свой фильм, то ты, получается, принимаешь чуть ли не минимальное участие в создании фильма. Именно поэтому те, кто относился к писательской деятельности серьезно, не воспринимали работу сценариста как дело важное.
Когда Манкевич заманил Хекта в Голливуд, он дал ему один лишь совет:
“Там будет одно испытание - идиоты. Не дай им окружить тебя”.
Но они его таки окружили.
Что есть написание сценария для человека, если не он режиссер? Деньги разве что. Ну и имя в титрах. Деньги здесь не маленькие - явно больше, чем в беллетристике, поэзии или даже журналистике. И деньги эти часто не дают развиться действительно важной мысли. Есть, несомненно, гении и в сценарном деле, но их довольно-таки мало.
“Послушайте, если кто-то так же решит рассказать правду обо всем этом - мы станем братьями и сестрами.
Как много людей садится за написание сценария начиная с мысли “а что же надо Голливуду”. Если мы исправим эту ситуацию, станет в разы проще улучшать киноиндустрию!”
Эти видео Коппельмана распространяются по интернету, занимая все большую и большую территорию. Ту нишу, в которой практики и теоретики рассказывают о том, что к искусству можно найти ключ, вскрыть его и разложить по полочкам, объяснено.
Вполне возможно, что такой подход убивает искусство, саму его суть. И многие авторы, понимая это, стараются отказываться от написания по запросу студий, потому что следуя этим самым запросам, они уравнивают искусство и коммерцию.
Поэтому Коппельман старается строить эти шестисекундные уроки так, чтобы польза для искусства перевешивала недостатки.
"Люди благодарны за эти видео, в комментариях к каждому из них люди пишут о том, что они благодаря этим вайнам нашли способ и силы и дальше бороться с коммерцией”.
“Написание сценария - это все то же писательство. Есть ты и бумага. Это одиночество. И многие его боятся, я тоже испытывал страх, очень долго”.
И написание сценария не должно заканчиваться ни в обнимку с ликером, ни у психотерапевта, не должно быть съедено индустрией, изначально не уважавшей писательский труд. Коппельман в отличие от Хекта наоборот считает, что как раз работа над сценарием одна из самых сложных в области писательства.
“Времена меняются, и теперь я верю в то, что мы в первую очередь можем командовать парадом. Просто то, о чем пишешь, должно быть предельно чистым и только от души. Это, собственно, все, что я хотел бы сказать”.
Перевод статьи https://www.newyorker.com/cult...
Мы тоже рассказываем о том, как стать сценаристом в энциклопедии начинающего сценариста >>>>>, правда, в 6 секунд уложиться не обещаем.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 28 июля 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт осенью 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт осенью 2024
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/6ce2204e7d4d6f637998f3255aac0216.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/103)
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Вот только странно ее видеть здесь, ведь многое из того, что в ней написано противоречит тому, чему учат в Снегирях)))
https://www.moviehatch.com/
https://www.youtube.com/watch?v=Mnc8o257Yzg