Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Такое себе - начинать статьи со слов “это дело непростое”. Однако, какую статью по сценарному мастерству ни возьми - первый абзац именно об этом: как все непросто, запутанно и сложно. Высший пилотаж - указать, на каком именно пункте проваливается большинство. Мол, ну до этого были цветочки, но если у вас получилось, можете смело переходить к другому сложному.
Мы постараемся исключить теперь эти мерзкие слова. Давайте все мыслить позитивно и горы сворачивать не стискивая зубы, а широко улыбаясь и наполняясь от этого энергией!
Итак. Развитие героя - дело (нет, не непростое) интересное. Увлекательное. Многозадачное, требующее вложения ваших сил и дающее нереальную отдачу.
Арка или дуга героя - это некий путь, который он проходит для достижения цели. От А до Б случается Х, где Х - нечто, влияющее на самоосознание и переоценку ценностей вашего персонажа.
Развивать персонажа можно в нескольких направлениях (не обязательно в каком-то одном):
- Сознательное против бессознательного.
Всем давно известно, что работа сценариста идет нога в ногу с психологией. Без нее никуда. И тема борьбы с бессознательными желаниями неиссякаема. Это может быть протест против некой системы, борьба с собственным сложившимся паттерном поведения, преодоление каких-то принципов. Главная проблема такого развития персонажа в его собственной голове, какие-то невидимые рамки, которые он сам себе ставит, находит им объяснение и которые не дают ему добиться некой главной жизненной цели.
- Внутреннее против внешнего.
Можно подумать, что это то же, что и предыдущее, но здесь речь, скорее, о реальных проблемах внешнего мира. Посмотрите фильм “Офсайд” Джафара Панахи - это достойный пример внешних ограничений свободы выражения личности. В этом случае герой преодолевает социальные нормы и устои семьи, общества, в котором живет (в отличие от первого пункта, где проблема только в голове).
- Хочу против нуждаюсь.
Между прочим, очень часто встречаемая проблема в мире творческих людей. Здесь развитие - это поиск путей, сил и средств на переход от достижения жизненного минимума - нуждаюсь, к жизненному максимуму - хочу.
Большинство фильмов массового проката построено на каких-то экстрагированных, чистых и понятных проблемах, поэтому даже если вам кажется, что вы собираетесь говорить о том, что уже сто раз всеми обсуждалось - бросайте думать эти мысли. Это своего рода рассказы о преодолении понятных всем жизненных ситуаций, они были есть и останутся актуальными, вопрос в их преподнесении и чувствовании вами проблемы:
- ему 18, он ссорится с родителями, потому что не согласен с их жизненной позицией
- она - простая деревенская девчонка, приезжает в город на учебу/работу, сталкивается с проблемами городской жизни
- у него семья, он - художник, но вынужден работать на заводе, чтобы всех обеспечить, но это не та жизнь, о которой он мечтал
и далее по списку.
Вы, как творец истории, можете дать герою в руки все - от волшебной палочки до всех проклятий и несчастий этого мира. Это - инструменты. Есть тема истории - это лейтмотив всего произведения (о чем мы говорили на прошлой неделе как раз). Эта тема, по сути, является ключевым ответом на главный вопрос всего сценария:
- нет места лучше дома
- лучше любить и терять, чем не любить никогда (и т.д.)
Если рассматривать развитие героя через бессознательное, то в начале он не осознает реальной цели. Скорее всего, он просто живет, ничего не подозревая. Следующий шаг - понимание некой проблемы без возможности ее определить, другими словами - что-то не так. После того, как герой понимает, что ему что-то мешает быть счастливым, добиться какой-то цели, начинается внутренняя борьба.
Сложность этого пути развития в том, чтобы дать о герое достаточно информации, чтобы на эмпатическом уровне улавливалась сложность преодоления, чтобы проблема не выглядела высосанной из пальца. В этом пути развития осознанное желание - полное непонимание темы фильма, отрицание главной идеи, а бессознательное - ее принятие.
В целом, предыдущий абзац можно с легкостью разложить на три акта, заменить бессознательное на внешнее или хочу - и вуаля, мы обсудили все три пути развития. Скажете, что сложно? Нет. Если разбирать по кусочкам и пошагово - всегда будет просто обдумать и впитать.
Самое важное, о чем стоит помнить:
- каждый герой несет определенную ФУНКЦИЮ, не забываем, что от этого напрямую зависит развитие диалога в сценарии, который есть его ядро.
- у героя есть цель и то, что мешает ее достижению, пусть они всегда будут ясны и неизменны на протяжении всего сценария
- помимо протагониста в истории есть антогонист, но! Каким бы харизматичным и классным он бы ни был, помните, что вся сюжетная линия строится вокруг протагониста и, собственно, ради достижения им цели
- действия и противодействия. Следуйте маршруту: наш герой идет к ..., но ..., и так продолжается до тех пор, пока ... .
- поворотный момент. не будем распространяться на тему того, как его сделать заметным и, главное, зачем. Просто вспоминте те моменты, когда начинаются титры, а вы так удивленно думаете: "Ой, это что, конец и все?"
В заключение давайте пробежимся по самым частым ошибкам в создании и развитии героя.
- Не устанем повторять: в сценарии ВСЕ, абсолютно все должно двигать историю вперед. Диалоги, каждая сцена, действие, сам герой. Если вы чувствуете в какой-то момент неестественность поведения вашего героя - возможно, это просто попытки заполнить пустоту, никак историю не развивающие.
- Жутчайшие избитые клише: герой просыпается и внезапно все осознает и БОРЬБА НАЧИНАЕТСЯ, он видит тайный знак или еще что-то в этом роде - это все, несомненно, имеет место быть, но это какой-то очень простой путь развития. Чтобы избежать таких ляпов, неплохо пересмотреть десяток-другой фильмов и выписать эти поворотные моменты - как они обозначены. И сделать НЕ ТАК.
- История про сценариста или писателя, который после долгих стараний продает историю, которую мы только что посмотрели. Просто поверьте, эта идея приходит каждому второму писателю.
- Вы думаете, что в вашей голове и без того достаточно знаний, поэтому вы все напишете сами. Но очень глупо не использовать интернет-ресурсы в эпоху социальных сетей. Попробуйте найти кого-то, хотя бы отдаленно напоминающего вашего героя и утащить у него что-то определяющее характер, манеру говорить, возможно даже какие-то события из жизни - не переставайте искать новое.
- Попробуйте выкинуть из сценария действия вашего героя. Если без них и с ними разницы в передаче идеи особой нет, значит, ваш персонаж не убедителен. Действия убедительного персонажа всегда имеют смысл.
- Перечислите три достойных сцены с главным героем. А теперь найдите одну, которая так себе. Ту, что так себе вычеркните, если три остальные все еще на месте - это путь к успеху.
А напоследок цитата.
Когда я преподавал литературное творчество, я говорил студентам, что их персонажи в самом начале книги должны чего-то очень сильно желать, хотя бы стакан воды. Даже герои, парализованные бессмысленностью современной жизни, все равно иногда должны пить воду.
Курт Воннегут.
Пишите больше. До связи!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь