Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как преодолеть творческий кризис
Этот материал не столько о том, как преодолеть творческий кризис, сколько о том, что это такое, какие чувства испытывает человек, который в таком кризисе находится. Надеюсь, строки ниже помогут вам понять и принять свои сложности, справится с ними и начать или продолжить писать!

Творческие люди воспринимают все остро, горят, сгорают, выгорают, каким-то там образом сами восстанавливаются, опять живут, горят, дарят тепло, свет, себя - и так по кругу. Только вот когда ты на дне и сил нет, кажется, что научиться заново радоваться не получится, что идея больше не придет, что исчерпал себя, и пусть оно вот так дальше и тянется - как-нибудь оно проживется.
Хочется нецензурно сказать в этот момент, что сама мысль просто плыть по течению - убожество, туфта и ложь. Не проживется САМО ПО СЕБЕ ДА КАК-НИБУДЬ, если вы хоть когда-то испытывали этот подъем, энергию, космически неземное ощущение себя - без повторения этого чувства, выплеска и отдачи больше уже никогда не выйдет. Это ощущение - наркотик, и мы расскажем, где его достать.
Итак. Далее две новости - хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что коль черпать вам придется из себя, то для восстановления понадобитесь только вы. Плохая же в том, что, к сожалению, никто другой вам и не поможет. Если вы сами не захотите и не начнете собирать себя по кусочкам, преодолеть творческий кризис будет сложно.

Эрнест Хемингуэй:
«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».
Депрессия — не то время, когда надо давить из себя что-то и следовать этим замечательным правилам всех писателей и сценаристов — пиши каждый день, и будет тебе счастье. Это время, когда надо залечивать раны, а писать о том, что болит и беспокоит надо тогда, когда вы уже это пережили. Не расшатывайте себя еще больше пережевыванием всего наболевшего. Наоборот надо утонуть в себе, закрыться, дать своей интровертности полнейшую волю. Увольтесь, возьмите отпуск, больничный — неважно, сделайте перерыв и отдых.
Цель этого отдыха — пройти челлендж, в котором каждый день вы должны каждый день хоть на несколько секунд чувствовать воодушевление. Гуляйте, ешьте, не ешьте, спите, спортом занимайтесь — значения не имеет. А в середине челленджа приступайте к письму. Постепенно. Потому что творческая отдача и впитывание работает в точности как организм при занятиях спортом: работаешь, устаешь, на следующий день все болит, но к вечеру прилив сил в два раза больше.

Как начать писать, когда пусто в голове и ничто не спасает и не помогает?
Вот руководство, следуя которому есть очень большая вероятность помочь уставшему себе. Надо только оторвать себя от дивана/кресла/иной нерабочей поверхности, сесть за стол и следовать алгоритму.
- Верьте в себя
Невозможно писать что-либо, если вы недостаточно уверены в себе и цените свой талант (еще хуже, если вы хоть когда-то считаете, что у вас его и вовсе нет). Берите лист бумаги и пишите на нем, чем вы отличаетесь других. Все равно никто другой этого не увидит, пишите не стесняясь, перечисляйте все, начиная от родинки на щеке и заканчивая нестандартным мышлением. Перед началом работы это отличная разминка, а списков таких может быть разнообразное множество: за что вы себе благодарны, почему вы - творческий, что вам в себе нравится. Главное условие этого упражнения - писать не стесняясь и писать до упора, пока не настанет тот момент, когда вы скажете: “Фух, ну теперь все”. В идеале сохранить эти списки и в моменты самого жуткого отчаяния вдумчиво перечитывать.
- Используйте поток сознания
Очень важное упражнение для понимания ваших настроений, падений и взлетов. Наше сознание очень и очень аллегорично, бессознательное же - вовсе абстракция. Так вот, если бессознательному волю не давать, то рано или поздно оно прорвется наружу. Это может быть истерика, паническая атака, злость и агрессия - что угодно. К чему это, если можно просто давать ему волю? А делать это просто: садитесь за стол и пишете подряд все слова, что приходят в голову. Всю тарабарщину. Список поначалу может выглядеть как-то так: огурец, парник, дорога, плащ, дождь, серый шарик. Но постепенно разум будет выдавать все более и более секретные картинки и предметы, все они - есть ключ к бессознательному. Хватайте его скорее, вскрывайте ларчик и ковыряйтесь. Возможно, это упражнение поможет понять проблему вашего упадка, возможно, что-то перерастет из картинки в идею сценария - как знать.

Майкл Шиффер («Багровый Прилив», «Четыре Пера», «Call of Duty»):
Давным-давно у моего друга была карикатура. На первой картинке парень, сидящий за печатной машинкой. Обхватил голову руками, беспокойный вид, подпись — «Творческий Кризис». На второй картинке — тот же парень в фартуке, стоящий за прилавком на рыбном рынке, подпись — «Бесконечный Творческий Кризис». Я бы предпочел писать плохо, чем вообще никак не писать. Плохое можно всегда выкинуть, но по крайней мере, вы продолжаете двигаться. Вы можете потратить целый день, но если вам удалось вытянуть хотя бы две неплохие вещи, то этот день вы провели не зря. Время от времени мы все проходим сквозь период затишья. Когда вы действительно выдыхаетесь, нужно взять выходной для восстановления душевного здоровья и зарядиться энергией. Но если вы обнаружите, что уделяете этому больше времени, чем собственно письму — у вас большие проблемы. У меня философия простая: если я не пишу, то я не буду заниматься этим. Если я не занимаюсь этим, то я не буду сценаристом. Если я не сценарист, что я тогда буду делать? Я не могу врать в постановке цели. Она стоит передо мной. Раньше я пытался быть сценаристом, и мои сценарии были недостаточно хороши. Я должен был быть честным в определении причины и следствия. В том, что я писал недостаточно хорошо, чтобы по моим сценариям снимали фильмы, не был виноват мир. Я должен был писать лучшие сценарии.
Представьте, что вы бросаете писать. Вот совсем, ни пост в соцсети, ни какие-то заметки, вы просто больше не пишете НИЧЕГО. Представьте себя через полгода — где вы, чем вы заняты, как вы живете, чем живете? А теперь представьте другую ситуацию: вы отказались от всего и только пишете. Вы бросили все и вся, есть только вы и слова. Что будет в таком случае через полгода?
Подробно опишите эти две крайности и сравните — там непременно будет над чем подумать.
На этом пока что все. Да обойдет хандра вас стороной, пусть лучше осень будет лирично-плодотворной.

А вообще, все эти способы, советы, как их ни назови, ведут вас лишь к тому, чтобы вспомнить о том, что в любой жизни, при любых условиях, занятости, графике - неважно - должно быть время для себя. И пока вы не уделенное себе время не наверстаете, неоткуда будет черпать, не из чего и нечего.
Не теряйте себя.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы только начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и систематизацией знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс для режиссеров-фильммейкеров
Первый фильм
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отстутствие бюджета и ресурсов
Это не курс и не тренинг, это сообщество и среда для роста сценаристов
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь