Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Каждый сценарий заслуживает хороших битов
Перевод статьи: http://www.scriptmag.com/featu... Эвана Смита, который писал для NBC, CBS, FOX, USA и других студий, работал в качестве вице-президента по программированию, был ответственным за развитие сети телевизионных фильмов, сериалов. Эван Смит - автор книги-бестселлера «Writing Television Sitcoms». Преподает сценарное мастерство в школе Newhouse университета Сиракуз, и выступает частным консультантом для сценаристов и развлекательных компаний.
Немногие сценаристы, особенно сценаристы комедийных сериалов >>>>>, проводят достаточно времени разбирая историю, прежде чем погрузиться в первый драфт. Ведь писать диалоги – самая веселая часть, верно? Сталкивать персонажей друг с другом, искать изящные диалоги... и потому, что работа над структурой истории это в первую очередь работа, ни один опытный писатель не является поклонником этого.
Для некоторых чрезвычайно талантливых авторов это не проблема, им не нужно готовиться. Они могут волшебным образом извергать плотно структурированный сценарий на лету, и это умно, смешно и свежо, и бла-бла-бла.
Я ненавижу этих авторов. К сожалению, для большинства нужна дорожная карта, чтобы оставаться на курсе, или в конечном итоге получается искореженная работа, которую могли бы любить только наши мамы.
Мы говорим о чем-то, что называется “список битов”. Это то, что вы создаете, прежде чем переходить к синопсису или сценарию. Это дополнительный шаг, который звучит как куча работы, но это гарантированно экономит время автора и повышает шансы на успех. Ладно, так что же такое список битов? И сколько битов должна иметь история? И как биты работают в драматической истории?
История с первого взгляда
Во-первых, для ясности, когда я говорю "список битов", то не имею в виду определение, которое относится к сюжетной структуре, написанной для одного эпизода драматического сериала. Не имею в виду список битов Блейка Снайдера, описанный в книге по сценарному мастерству «Спасите котика», которую некоторые считают слишком ограниченной и строгой для построения сценариев. Мы говорим об одностраничном списке основных сюжетных точек, скелете истории.
Это с первого взгляда план, который делает историю понятной. По
крайней мере по нему можно быстро определить проблемы истории и упущенные возможности. Возможно, главный персонаж внезапно перестает двигать сюжет, позволяя вспомогательным персонажам взять это на себя. Это сразу будет видно в списке битов. Это нужно срочно исправить. Или, одна история непреднамеренно превращается в другую. Или содержит нелепые сюжетные повороты. Трудно это пропустить. Или вы выбрали один путь истории, но теперь видите, что изменение только двух битов делает сценарий сильнее.
Все еще считаете, что не стоит добавлять этот шаг к написанию сценария? Давайте разберем это, начиная с определения понятия бит.
Что такое бит?
Бит - это одна из важных сюжетных точек, которая формирует структуру истории. (В отличие от незначительных точек сюжета, которые просто добавляют текстуру или формируют сцену, или обеспечивают некритическую экспозицию).
- Бит - событие, открытие или инцидент, который изменяет цели персонажа и/или влияет на драматическое напряжение. Бит коротко записывается и очень функционален. Это короткая фраза или одно предложение, не более.
Исследования показали, что люди могут удерживать внимание только на нескольких понятиях одновременно. Важно ограничить биты описанием только ключевых событий, действий, откровений и решений, которые двигают историю.
Часто, как учит гуру сценарного мастерства Линда Сегер, бит состоит из действия, которое вызывает реакцию.
Например, " Кинг-Конг хватает женщину и направляется в джунгли — хорошие парни их преследуют!"
Создатели Южного парка Трей Паркер и Мэтт Стоун идут еще дальше, проповедуя, что все биты должны всегда соединяться словами "поэтому” или “но".
В противном случае истории, по их словам, "пи$#ец". Некоторые находят эту декларацию слишком экстремальной, но трудно отрицать ценность продолжения истории с помощью логических, связанных шагов.
Сколько должно быть битов?
Сколько битов в средней истории? В типичном получасовом ситкоме, который имеет один основной сюжет и несколько дополнительных, главная история раскрывается за 5-9 битов.
А те дополнительные линии, которых у вас несколько? Они занимают меньше экранного времени, обычно 3-4 бита в каждой линии, и многие проходят небольшими частями в более крупных историях, следующих сквозь многочисленные эпизоды.
Конечно, не все ситкомы имеют только одну главную историю в каждом эпизоде. В таких сериалах, как «Сайнфелд» и «Американская семейка» присутствует несколько основных сюжетов, разворачивающихся одновременно. Каждый из них имеет своего ведущего персонажа или персонажей, и каждый из них имеет начало, середину и конец.
- Сколько битов в этих историях?
Учитывая, что вы все еще работаете только с получасовым форматом, который использует тип мультилинейной или “нитевидной” структуры, каждая основная история разворачивается в 4-5 битов. Каждый получает меньше времени на экране и имеет меньшее драматическое развитие, чем в традиционном ситкоме, но комбинированный эффект переплетения нескольких коротких главных историй вместе дает эпизоду много драматической силы.
Совет: при работе со структурой пилота, начните с создания отдельных списков битов для каждой основной истории, а затем переплетите истории вместе после этого. Больше о сценарии пилотной серии >>>>>
Эта статья о написании комедии, но для контраста, посмотрим на часовые серии драмы тоже. В одночасовой драме типичная основная история может включать 9-12 битов, с дополнительными линиями по 3-4 бита каждая. Как и в случае с ситкомами, если драма горизонтальная, а не работает через законченные эпизоды, то истории в каждом эпизоде часто являются главами больших историй, которые продолжаются в течение многих серий. И некоторые драмы, такие как "Скорая помощь" и "Игра престолов", используют потоковую структуру, показывая несколько основных историй, которые могут работать с 5-7 битами в каждом эпизоде.
А фильмы? Здесь есть большой выбор. В такой сдержанной комедии, как "Наполеон Динамит", возможно, только 10-15 крупных битов, а в картине с высокой динамикой такой как, «Крепкий орешек» легко можно впихнуть больше 20 битов в два часа. (Плюс дополнительные сюжетные линии - первый "Крепкий орешек" включал три или четыре из них, но не казался перегруженным.)
Фильмы могут использовать структуру нитей, как это делали "Криминальное чтиво" и «Английский пациент». Они могут быть полностью законченными главами в более крупных историях, таких как "Властелин колец" и Матричная трилогия.
Конечно, ваша история особенная, поэтому ее биты могут существовать не только в рамках одного предложения, не так ли? И история вмещает больше битов, чем описано выше, правда? Нет! Не может! Пристегнись, вы должны быть здесь Терминатором!
Если обнаружите, что пишете больше битов, чем было описано выше, это результат тщеславия или лени. Беспорядок, который добавляется, сделает этот инструмент бесполезным. Вернитесь назад, снимите все до костей. Для того, чтобы список битов заработал, вы должны опустить все не сюжетные детали и держаться только битов.
Бит в трехактной структуре
Биты - это большие сюжетные точки, и мы знаем, сколько битов можно разумно вписать в телевизионный или киносценарий. Но как биты относится к драматической структуре?
Универсальная модель "начало середина конец" используется в 95% историй, которые мы смотрим и пишем. Модели структуры слишком пространны, чтобы втиснуться в эту статью, поэтому я должен предположить, что читатель несколько знаком с этой темой и может понять следующую связь.
В основном это сводится к разделению битов драматической структурой. Три акта истории обычно распадаются на четверть длины для первого акта, половины для второго акта и еще четверти для третьего. Можно разделить биты тем же способом. Как и в 8-битной структуре ситкома можно 2 бита отнести к первому акту, 4 бита ко второму, и 2 бита к третьему. (Я знаю, что упрощаю, но я же сказал “простите.”)
Большинство фильмов отражают структуру битов довольно близко, но есть важная разница между фильмами и телевизионными сериалами: в телевизионных сценариях, как ситкомах, так и в часовых, первый акт обычно очень короткий, потому что аудитория уже знакома с персонажами и миром шоу. Нет необходимости тратить пять страниц, выкладывая эти вещи в начальной части каждого эпизода, чтобы перейти прямо во второй акт.
Часто история провоцирует инцидент, один из первых битов, который происходит на странице 3 или 5, и вперед. Так что это и есть история на списке битов, но хватит болтать. Время…
- Домашнее задание:
Создание сфокусированных списков битов - умение, которое требует практики. Чтобы начать работу, выберите серию "Теории большого взрыва" или «C.S.I.», и запишите список битов для нее.
Вы поймете, как писать компактные и эффективные биты, увидите в высоком разрешении примеры того, как биты привносят развитие истории.
Затем выберите фильм, у которого плотно структурированное повествование, такое как в фильмах "Молодой Франкенштейн" или "Подружки невесты", и сделайте то же самое. Затем для вкуса займитесь эпизодом "Сайнфелд" и фильмом "Реальная любовь" или "Криминальное чтиво". Проделайте тоже самое.
К тому времени, когда закончите, вы будете монстром списка битов, готовым построить один из ваших собственных, когда разработаете следующую историю. Конечно, списки битов не для всех. Неа, это все ерунда, конечно же для всех. Не могу представить себе обстоятельства, когда этот шаг не может улучшить историю.
Да, все авторы работают по-разному и многие из лучших историй написаны так, что нарушают обычные правила структуры. Но писатель, который мало времени тратит на сюжетную структуру, заканчивает тем, что в сценарии обезьяны летают на самолетах. Не слушайте маму, попробуйте использовать список битов, чтобы следующий сценарий был написан уверенно.
Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 12 января 2025
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт весной 2025
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 23 февраля 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Такой список битов в природе вряд ли существует. Но немного практики и вы сможете сами видеть биты в фильмах или сериалах.
"Бит - событие, открытие или инцидент, который изменяет цели персонажа и/или влияет на драматическое напряжение". А здесь мы видим естественный, предсказуемы ход вещей. Который, например описывает такая фраза: "Я попил и захотел пописать - зашёл в туалет и пописал" Совсем другое дело, если герой захотел пописать. а туалет закрыт. Так же и с Конгом - он хватает женщину и направляется в джунгли, а КАЗАВШИЕСЯ хорошими парни, их НЕ ПРЕСЛЕДУЮТ. Дальше варианты на выбор ...
Но мне все таки требуются примеры — иначе я могу считать битами то, что в предствавлении большинства ими вовсе не является
Или это примерно то же, что и вертикально-горизонтальные сериалы?
А если серьезно( или честно), подскажите где можно посмотреть примеры бит шитов к фильмам?