официальный сайт
Блог киношколы
Снегири
Новости, статьи, посты для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Как повысить уровень комичности сценария на 15%?
Комедия, пожалуй, самый сложный из жанров. Без шуток, помимо того, что комедия - комедия, она, в каком-то смысле, и драма. Ведь комедия без достойной истории - это просто сборник анекдотов.
Как сказал однажды Филипп Ларкин, у каждой более или менее сносной истории есть путь от А до Я. Прямой путь. У истории получше, где-то в середине буквы будут перемешаны. Мы не раз рассказывали о каких-то ключевых моментах, отличающих хорошую комедию от плохой. Например,мы уже писали, что заставляет зрителя смеятьсяи рассказывали об основных правилах комедийного сценария.
Если вам это все знакомо, и новой информации не хватает как свежего воздуха - милости просим, открыт набор на курс комедии.
Смешить - и никаких гвоздей!
Так вот. Повторим основные моменты:
- шутки не стоит вставлять в текст - они будут инородными телами, комичной должна быть сама ситуация, поведение героев в ней, некий апофеоз курьезности и несерьезности
- герои должны быть настоящими, и вы сами должны в них верить, они не должны быть смешными вам, все их попытки сделать что-либо будут смешными зрителю только тогда, когда вы в этих самых попытках будете видеть искреннее старание
- нельзя высмеивать что-то конкретное: не могут быть смешными водители грузовиков с мороженым или дрессировщики котов, опять же, комичным может быть взгляд конкретного водителя или дрессировщика на жизнь, его манеры или что-то иное
- очень полезно перед написанием сценария спланировать сюжетную линию и определиться с концовкой, чтоб не идти вникуда
- каким бы свободным художником вы ни были, работа сценариста - не одиночное плавание, это командная работа, поэтому научитесь адаптировать сценарии для конкретных студий, аудиторий и далее по списку (а также научитесь адекватно и без потерь для себя относиться к критике)
Вот еще один совет. Будет он относительно новым.
Вспомните, лет дцать назад съемка кино была чем-то недосягаемым для простых смертных: оборудование, связи, актерский состав, съемочная площадка, реквизит - любое из этих слов могло загнать в тупик начинающего сценариста, слишком много пунктов в списке “что мне нужно, чтобы снять фильм”. Сегодня вы можете снять фильм с актерами, которых вы нашли в интернете, используя свой же телефон, а на все замечания о том, что где-то что-то сделано некачественно, отвечать, что это артхаус и вы так видите.
К чему это? К тому, что при написании сценария постарайтесь не усложнять: думайте о том, сколько вам пришлось бы потратить на съемку собственного фильма, если вы сами бы инвестировали в него. И экономьте средства. Хороший фильм можно снять без Де Ниро в главной роли и без спецэффектов как у Марвел.
Ну, а теперь, можно перейти к основной теме статьи.
НЕСМЕШНО НОМЕР РАЗ.
Почему мы смеемся? Фишка любой, абсолютно любой шутки - в неожиданности. Если конец вашей шутки слишком ожидаемый - будет несмешно. Вот так все просто. Вспомните несколько самых дурацких шуток, над которыми вы хохотали до слез. Скорее всего, это нелепейшая несусветица. Зато максимально неожиданная.
Слово “смешно” имеет много разных значений в различных ситуациях, в кино же, у него одно значение : заставить зрителя рассмеяться. Собственно, проверить, хороша ли ваша шутка просто: зритель смеется - хороша, нет - нет.
Совет: если хотите проверить, не только ли вам смешно от того, что вы написали, разбейте сценарий на маленькие части и рассказывайте в формате “слышал я однажды историю”. Рассказывайте друзьям, на работе, дома - смотрите за реакцией. Помимо объективной оценки вашего чувства юмора вы получите массу информации о потенциальном зрителе.
НЕСМЕШНО НОМЕР ДВА.
Минутка неочевидной очевидности.
Любой выплеск эмоции происходит не просто так. Он происходит, когда чего-то становится через край. В момент просмотра фильма вы копите у зрителя какие-то определенные эмоции. В триллере это тревожная музыка и психологическое давление, в момент икс в камеру влетает нечто большое и страшное, зритель пугается - вот выплеск. Аналогично с комедией: вы готовите зрителя к какому-то повороту событий, прорабатываете, так сказать почву. Это простейшая психология, но в вашей комедии каждый смешной момент должен иметь завязку, кульминацию и, собственно, развязку, вызывающую бурный смех.
Вы будете абсолютно несмешными, если пошутите шутку без предыстории. Почувствуйте разницу:
1. Герой опоздал на работу, потому что застрял в лифте.
Ну такой себе повод посмеяться.
2. У Вити два маленьких сына, Витя жутко не высыпается. Очередной раз он опаздывает на работу, но не скажет же он, что это только потому, что он решил поспать эти сладкие еще пять минут.
В лифте застрял, - краснея врет он.
На следующий день Витя выходит из дома, время без пяти восемь, а это значит, что он точно успеет сегодня. И сегодня его не раздражает, что входная дверь закрылась не с первого раза, что шнурок развязался, да и лифт едет не так предательски долго, как вчера.
Двери лифта закрываются, в Витиной голове чудесные мысли о том, что сегодня - новый этап его жизни. Витя начнет менять себя с того, что перестанет, наконец опаздывать. Лифт проезжает полэтажа. Свет выключается. Витя застрял.
Здесь и знакомая многим ситуация, и понятные многим попытки начать новую жизнь с понедельника, и подлое стечение обстоятельств. Предыстория имеет задачу этого накопления эмоций и напряжения. Смех же будет разрядкой. Снова все просто.
НЕСМЕШНО НОМЕР ТРИ.
Ваши шутки слишком локальные.
Уронив телефон в ванну, вы можете сказать, что он решил поиграть в Жак-Ива Кусто, но если вашему собеседнику не знаком род деятельности Кусто, это будет выглядеть лишь как неудачная попытка поумничать.
При написании сценария, вы должны, все же, ориентироваться на широкую аудиторию, поэтому, допуская эти локальные шуточки, имейте в виду, что вы сильно сокращаете круг зрителей.
НЕСМЕШНО НОМЕР ЧЕТЫРЕ.
Ваш сценарий кишит клише. Идти по протоптанной дорожке - легкий путь, с этим нельзя не согласиться. Поэтому, конечно же, можно адаптировать некую комичную ситуацию под свою историю и вуаля, у вас получилось рассмешить кого-то. На фоне средненькой комедии ваша, в таком случае, будет выглядеть “еще одним фильмом на один раз”, но вы ж не к этому стремитесь?
Выверните эти клише наизнанку, протопчите свою дорожку - и вашу комедию будут пересматривать каждый новый год, как “Иронию судьбы” или “Один дома”.
НЕСМЕШНО НОМЕР ПЯТЬ.
Количество смешных моментов в вашем сценарии не соответствует комедийному.
Чтобы понять, дотягивает ли ваш сценарий до комедийного, посчитайте, сколько раз вы смеетесь на каждой странице сценария. Запишите цифру внизу каждой страницы. Прибавьте общее количество шуток в сценарии. Разделите на количество страниц. Умножьте получившееся число на десять. Прибавьте пять и вычтите тридцать. Получите свой возраст. Шутка.
На самом деле, если на каждой странице вам становится смешно хотя бы раз - вероятно, вы пишете комедию. Фишка не в том, чтобы поставить галочку в пункте “количество в n шуток на страницу достигнуто”. Фишка в том, чтобы заставить зрителя рассмеяться вслух - вот что считается удачной шуткой. А не все эти вот эмоции из разряда миленько, забавненько, неплохо.
А на самом деле эксперимент можно провести простой: пишете, сколько раз за сценарий рассмеялись вы. Даете прочитать другу, заставляете его проделать то же самое. Не расстраиваетесь, что его цифра в разы меньше вашей. Стремитесь поднять его число до вашего. Конец.
НЕСМЕШНО НОМЕР ШЕСТЬ.
Вы просто не нашли свой жанр. Серьезно. Если вы пишете, вам смешно, а остальным нет - просто назовите свой сценарий не комедийным, зачем себя так насиловать, к чему терпеть критику, если есть путь легче и понятнее?
Если предыдущий абзац вызывает у вас отвращение и рвотный рефлекс, а вы не из этих вот, которые ищут простых путей - готовьтесь, на следующей неделе вебинар на тему комедийных сценариев для тех, кто может больше, чем он может.
Ближайшие программы обучения
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы только начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и систематизацией знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс режиссеров-фильммейкеров
Курс режиссер-фильммейкер
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отстутствие бюджета и ресурсов
Новая программа киношколы
Сценарная мастерская
Начало программы в январе-феврале 2020 года, все подробности появятся очень скоро, следите за новостями
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты
Киношкола Снегири
info@snegiri-studio.ru
115093, Москва,
1-й Павловский пер, 3, оф 21
+7 (499) 577-02-41
2014-2019 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772501001
ОГРН 5147746209606
115093, Москва
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Если брать меня, то бывают диалоги, где смешно, но это не сама цель сделать комедию. Просто так получилось. Моя темя любовь и всё, что с ней связано. Так уж получилось. Вам Настя спасибо за урок, он очень содержательный и нужный. С уважением Людмила.