Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как повысить уровень комичности сценария?
Комедия, пожалуй, самый сложный из жанров. Без шуток, помимо того, что комедия - комедия, она, в каком-то смысле, и драма. Ведь комедия без достойной истории - это просто сборник анекдотов.
Как сказал однажды Филипп Ларкин, у каждой более или менее сносной истории есть путь от А до Я. Прямой путь. У истории получше, где-то в середине буквы будут перемешаны. Мы не раз рассказывали о каких-то ключевых моментах, отличающих хорошую комедию от плохой.
Мы уже рассказывали о том, как сделать комедийный сериал >>>>>, ниже вспоминаем и закрепляем основные особенности работы с комедийным жанром.

Смешить - и никаких гвоздей!
Как работать с юмором?
- Шутки не стоит вставлять в текст, они будут инородными телами. Комичной должна быть сама ситуация, поведение героев в ней. Помните, любую историю двигает действие.
- Герои должны быть настоящими, и вы сами должны в них верить, они не должны быть смешными вам, все их попытки сделать что-либо будут смешными зрителю только тогда, когда вы в этих самых попытках будете видеть искреннее старание.
- Не высмеивайте что-то конкретное: не могут быть смешными водители грузовиков с мороженым или дрессировщики котов, опять же, комичным может быть взгляд конкретного водителя или дрессировщика на жизнь, его манеры или что-то иное.
- Очень полезно перед написанием сценария спланировать сюжетную линию и определиться с концовкой. Когда вы знаете, чем ваша история заканчивается, вы знаете куда двигаться и как в этом вам поможет юмор.
- Каким бы свободным художником вы ни были, работа сценариста - не одиночное плавание, это командная работа, поэтому научитесь адаптировать сценарии для конкретных студий, аудиторий и далее по списку (а также научитесь адекватно и без потерь для себя относиться к критике). Если ваш юмор в стиле Южного парка, подумайте, есть ли в России студии, готовые взять этот проект и какая у него будет аудитория до того, как приступать к работе.

Как писать смешно?
- Несмешно номер раз
Почему мы смеемся? Фишка любой, абсолютно любой шутки в неожиданности. Если конец вашей шутки слишком ожидаемый - будет несмешно. Вот так все просто. Вспомните несколько самых дурацких шуток, над которыми вы хохотали до слез. Скорее всего, это нелепейшая несусветица. Зато максимально неожиданная.
Слово “смешно” имеет много разных значений в различных ситуациях, в кино же, у него одно значение: заставить зрителя рассмеяться. Собственно, проверить, хороша ли ваша шутка, просто: зритель смеется - хороша, нет - нет. А вот материал о скрытых инструментах комедии >>>>>
Совет: если хотите проверить, будет ли сметься кто-то еще, кроме вас, над тем, что вынаписали, разбейте сценарий на маленькие части и рассказывайте в формате “слышал я однажды историю”. Рассказывайте друзьям, на работе, дома - смотрите за реакцией. Помимо объективной оценки вашего чувства юмора вы получите массу информации о потенциальном зрителе.
- Несмешно номер два
Любой выплеск эмоции происходит не просто так. Он происходит, когда чего-то становится через край. В момент просмотра фильма вы копите у зрителя какие-то определенные эмоции. В триллере это тревожная музыка и психологическое давление, в момент икс в камеру влетает нечто большое и страшное, зритель пугается - вот выплеск. Аналогично с комедией: вы готовите зрителя к какому-то повороту событий, прорабатываете, так сказать почву. Это простейшая психология, но в вашей комедии каждый смешной момент должен иметь завязку, кульминацию и, собственно, развязку, вызывающую бурный смех.
Вы будете абсолютно несмешными, если пошутите шутку без предыстории.
Пример:
1. Герой опоздал на работу, потому что застрял в лифте.
Ну такой себе повод посмеяться.
2. У Вити два маленьких сына, Витя жутко не высыпается. Очередной раз он опаздывает на работу, но не скажет же он, что это только потому, что он решил поспать эти сладкие еще пять минут. В лифте застрял, - краснея врет он.
На следующий день Витя выходит из дома, время без пяти восемь, а это значит, что он точно успеет сегодня. И сегодня его не раздражает, что входная дверь закрылась не с первого раза, что шнурок развязался, да и лифт едет не так предательски долго, как вчера. Двери лифта закрываются, в Витиной голове чудесные мысли о том, что сегодня - новый этап его жизни. Витя начнет менять себя с того, что перестанет, наконец опаздывать. Лифт проезжает полэтажа. Свет выключается. Витя застрял.
Здесь и знакомая многим ситуация, и понятные многим попытки начать новую жизнь с понедельника, и подлое стечение обстоятельств. Задача предыстории в накоплении эмоций и напряжения. Смех же будет разрядкой. Снова все просто.

- Несмешно номер три
Ваши шутки слишком локальные.
Уронив телефон в ванну, вы можете сказать, что он решил поиграть в Жак-Ива Кусто, но если вашему собеседнику не знаком род деятельности Кусто, это будет выглядеть лишь как неудачная попытка поумничать.
При написании сценария, вы должны, все же, ориентироваться на широкую аудиторию, поэтому, допуская такие локальные шуточки, имейте в виду, что вы сильно сокращаете круг зрителей.
- Несмешно номер четыре
Ваш сценарий кишит клише. Идти по протоптанной дорожке - легкий путь, с этим нельзя не согласиться. Поэтому, конечно же, можно адаптировать некую комичную ситуацию под свою историю и вуаля, у вас получилось рассмешить кого-то. На фоне средненькой комедии ваша, в таком случае, будет выглядеть “еще одним фильмом на один раз”, но вы ж не к этому стремитесь?
Выверните эти клише наизнанку, протопчите свою дорожку - и вашу комедию будут пересматривать каждый новый год, как “Иронию судьбы” или “Один дома”.
- Несмешно номер пять
Количество смешных моментов в вашем сценарии не соответствует комедийному. Чтобы понять, дотягивает ли ваш сценарий до комедийного, посчитайте, сколько раз вы смеетесь на каждой странице сценария. Запишите цифру внизу каждой страницы. Прибавьте общее количество шуток в сценарии. Разделите на количество страниц. Умножьте получившееся число на десять. Прибавьте пять и вычтите тридцать. Получите свой возраст. Шутка.
На самом деле, если на каждой странице вам становится смешно хотя бы раз - вероятно, вы пишете комедию. Фишка не в том, чтобы поставить галочку в пункте “количество в n шуток на страницу достигнуто”. Фишка в том, чтобы заставить зрителя рассмеяться вслух - вот что считается удачной шуткой. А не все эти вот эмоции из разряда миленько, забавненько, неплохо.
А на самом деле эксперимент можно провести простой: пишете, сколько раз за сценарий рассмеялись вы. Даете прочитать другу, заставляете его проделать то же самое. Не расстраиваетесь, что его цифра в разы меньше вашей. Стремитесь поднять его число до вашего. Конец.
- Несмешно номер шесть
Вы просто не нашли свой жанр. Серьезно. Если вы пишете, вам смешно, а остальным нет - просто назовите свой сценарий не комедийным, зачем себя так насиловать, к чему терпеть критику, если есть путь легче и понятнее?

Юмор берется там, где есть новизна мысли, оригинальность и умение посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Для того чтобы это сделать и показать другим вам не нужен Джим Керри или Саша Барон Коэн, миллиарды долларов и самолет в кадре. Все что от вас требуется - разобраться как устроен юмор и вложить максимум своей энергии в сценарий. Помните, что бюджет - это то, что может стать проблемой для продюсера, не старайтесь сделать эффектное кино, старайтесь сделать смешное. Сейчас, чтобы показать свою историю достаточно телефона, поэтому дерзайте.
Кстати, в киношколе на курсах мы тоже учим комедии, ведь, согласитесь, одной статьи, чтобы начать, не достаточно :) Подробнее о курсе комедии >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы только начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и систематизацией знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс для режиссеров-фильммейкеров
Первый фильм
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отстутствие бюджета и ресурсов
Это не курс и не тренинг, это сообщество и среда для роста сценаристов
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Если брать меня, то бывают диалоги, где смешно, но это не сама цель сделать комедию. Просто так получилось. Моя темя любовь и всё, что с ней связано. Так уж получилось. Вам Настя спасибо за урок, он очень содержательный и нужный. С уважением Людмила.