Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
8 ошибок сценаристов
Написание сценария - очень интересный и увлекательный процесс. А еще - очень непростой. Разработка сценария - дело не пятиминутное, особенно, если ваша цель - снять фильм, а не просто написать и закинуть на антресоль. Даже правильнее будет сказать, что написание сценария - первый этап, потому что его еще нужно доработать, заинтересовать кого-то им и собой в том числе, найти кого-то, кто готов будет потратить значительную сумму денег на ваш проект (если вы, конечно, не собираетесь сами его спонсировать).

Ежегодно Голливуд выбирает 100-200 оригинальных сценариев. Чтобы вы понимали масштаб проделанной работы, ежегодно в Гильдии Сценаристов регистрируют от 25000 до 50000 сценариев. Однако, эти цифры - не повод для расстройства. Большинство начинающих сценаристов (да и среди тех, кто пишет не первый свой сценарий тоже есть такие) не задумывается над тем, как надо, как сделать лучше, просто решают написать и пишут. Если воспринимать написание сценариев не как приятный и легкий досуг, а как ремесло и работу, то и результат будет соответствующим.
Чтобы все эти процессы прошли для вас легче, рассказываем об основных ошибках сценаристов.
Выполнение чужой работы
Есть режиссер, есть художники по костюмам, декорациям и далее по списку. Помимо вас есть очень много специально обученных людей, которые должны заниматься наполнением картинки интересными вещами.
Поэтому не надо описывать все детали натюрморта или пейзажа. Это может отпугнуть того, кто ваш сценарий читает. Если уж очень хочется - завуалируйте, и вместо “на столе стоит чашка, рядом с ней настольная лампа, а слева от лампы - статуэтка”, написать “он взял чашку, чуть не задев стоявшую рядом настольную лампу и бросил взгляд на статуэтку”.
Если же предмет не важен для сцены, в ней не используется и не имеет особого значения - вообще зачем о нем писать?

Лишние слова
Краткость - сестра таланта. К сценарию это тоже относится. Максимально подчистите свой сценарий, убрав каждое лишнее слово.
Чтобы наверняка понять, какое из слов лишнее, представьте, будто вы должны переслать сценарий телеграммой, а каждое слово стоит евро.
Изучите каждую сцену, если что-то можно показать, а не рассказывать словами, меняйте. Если слова не раскрывают героя, конфликт, не несут никакой новой информации, важной для понимания вашей идеи, убирайте их.
Неуверенность
Представьте ситуацию. Вы отдаете свой сценарий продюсеру, он его читает. А там что-то вроде “Миша, который сделал то и это” и “Маша, та самая, что вот тогда-то это самое”.
Пишите уверенно. Пишите ярко. Уберите все слова который/которая, уберите пояснения. Не бойтесь слов, не бойтесь быть дерзкими.
С первых строк должно быть понятно, что вы вовсе не сомневаетесь в том, что пишете. Вы можете быть сколько угодно осведомлены в той или иной теме, но если пишете неуверенно, этого никто не заметит.
Подбирайте яркие, странные, кучерявые эпитеты, стройте интересные предложения. Вы - художник, вы так видите!

Кавычки
В переносном смысле могут употребляться не только те слова, которые всем известны. Если вы придумали красивое словосочетание, интересное и яркое - к чему вам кавычки?
Вы хотите уточнить, что эпитет кучерявый не в смысле, он спал на бигудях, а в смысле он необычный? А зачем? Вы думаете, что у читателя не хватит ума догадаться до этого?
Или вы не уверены в том, что вы художник и вы имеете право видеть ТАК? Не надо недооценивать себя и тех, кто будет вас читать. Уберите все эти ненужные кавычки.
Отсутствие истории
В каком бы жанре вы ни писали, не усердствуйте с его отличительными признаками. Комедию не перегружайте шутками, драму - слезливыми моментами, ужасы - ужастиками.
В первую очередь важна история, и работать она должна не за счет притянутых за уши вставленных анекдотиков, грустинок и прочего. Комедия не есть сборник анекдотов, драму не стоит превращать в бразильский сериал, полный нарочитых слезливых моментов, а в хорроре не обязательно, чтобы каждые пять секунд на камеру прыгали зомби.
Вся соль в самом сюжете, именно он погружает в обстановку смеха, грусти и ужаса.

Мы его теряем!
Продюсеры не обязаны любить читать. Еще меньше они обязаны любить читать то, что вы написали. Поэтому упростите задачу тому, кто будет читать ваше произведение: добавьте, во-первых, пространства.
Золотое правило любого текста: его намного легче читать, когда он разбит на абзацы, на кусочки. Со сценарием работает еще и правило четырех строк: описание не должно занимать больше 4 строк. Но если все же так и случилось - разбейте описание репликами, на худой конец пробелами. Но не громоздите.
Добавьте в текст наигранной такой интрижки: пусть на перевороте страницы будет незавершенное действие:
“Таня открыла глаза и тут… (переворот листа)... что-то случилось”.
Поиграйте с текстом, обязательно тщательно проработайте структуру, от того, насколько он будет легок в восприятии тоже зависит многое! А вот материал о том , как работать с каждой сценой и как написать яркую сцену >>>>>

Это вам не радио!
В сценарии не должно быть описания мыслей и пояснения действий героев. Во-первых, кино - это не радио с картинками. Во-вторых, что вижу, то пою - это несколько примитивно. В-третьих, вы этим самым будто хотите сказать, мол, мне-то и так ясно, но вам, недалеким, я отдельно поясню. Не стоит.
Кино - это коллективное искусство, вместе с вами его будет делать еще несколько человек, профессионалы своего дела, как и вы. Режиссер сам, без ваших комментариев решит как интерпретировать текст, актер сам догадается как показать ту или иную эмоцию, а художник-постановщик, какой цвет и свет будет в фильме.
Все что не связано напрямую с авторской задумкой опускайте.
Импровизация
Импровизация - вещь хорошая. В музыке, например. Или если вам надо выкрутиться из затруднительной ситуации. Или в путешествии. Но не в сценарии.
Сценарий - это не поток ваших мыслей. Для этого есть проза. Не вся проза есть сценарий. Структура, определенный порядок действий, определенные правила написания и прочее и прочее - да, возможно, это несколько рутинно, но при написании сценария этого не избежать (если вы не пишете в стол, конечно).
Почитать крутые сценарии в переводе можно в библиотеке сценариев >>>>>
Это, конечно, не полный список того, что может помешать вашему успеху в качестве сценариста, но мы постарались отобрать самые распространенные ошибки начинающих сценаристов.
Скорее бегите править, если что-то из перечисленного у вас таки нашлось!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы только начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и систематизацией знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс для режиссеров-фильммейкеров
Первый фильм
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отстутствие бюджета и ресурсов
Это не курс и не тренинг, это сообщество и среда для роста сценаристов
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
24 декабря года N, на канале RTR, кинобарин Никита Михалков выложил свою беседу-раздумье с росссссийским мужиком, на тему: «Как хорошо, что на нас наложили…»
Краткое изложение того что вошло и того, что осталось за кадром.
Начало.
Интеллигентный монархист Михалков, в дорогой испанской куртке, прохаживается сельской улицей с бородатым мужичком, в рубахе до земли (ибо таким должен быть русский человек от сохи в понимании Михалкова). Кинобарин задаёт вопросы, потихоньку переходит по-простому, на «ты» с мужичком и пытается искренне узнать, сколь и чего тому нужно для счастья. Спрашивая, он начинает загибать свои пальчики в дорогих перстнях…
- А скажи, мил человек, правда ведь, хорошо, что на нас наложили санкции, мы то теперь всему миру себя покажем! Во всей красе россссссийской наработаем всего-превсего!
- Чего на нас положили? – не совсем понял мужичишко.
- Не положили, а наложили, ну санкции эти европейские!
-Дык оно то конечно, а потому шо шо ж… - исподлобья блеснул недобро мужичок.
- Вот ты любишь, вижу, в земле нашей россссийской ковыряться? Хлебушко растить-етить…
-Дык, а чего? В Кремле, чай, родных нетути…
-Ну ты это… давай без этого, - Барин погрозил кулаком и растопырил пальцы перед толстым носом мужика. – Говори лучше, хлебопашец божий, чего тебе надо, что бы Рассея-матушка процветала…
Мужичишко почесал пятернёй затылок и, хорошенько оглядевшись по сторонам, выпалил:
- Денег… Миллионов 120-160 рублей, и шоб на 15-20 лет и беспроцентного кредита!
- Ага, ты чё, один такой умный сработать так сподобился? На шею Рассеюшке решил усесться? Давай ещё, - с кислой миной загнул и разогнул палец барин.
- Соляры там или бензина бы… Но чтоб без повышения цен, без дури чиновничьей, а то пообещают, а потом…
-Так, это есть. Это, думаю, ежли не своруют сверху-то… то можно... хотя своруют, сволочи.. Ну дальше!
- Ну и транспорт, машины-моторы хоть какие-разэтакие, лучше немецкие, а то вона наши гниют, гады… На глазах распадаются!
- Немецкие нельзя, наложили на нас…
- А-а, ну тогда хоть семена. Картошка там, капуста, морковка - лучше голландские…
- Да нельзя, говорю тебе, наложили…
- А-а, вспомнил..., ну да… Так хоть лопаты, шоб не гнулись, а то вона купил тульскую, так она, зараза, в трубу…
- Ну, ежли поискать по Рассее, то можно и найти, лопату-то… - с горделивинкой произнёс кинобарин, - чай не Китай.
- Дороги бы, - вдруг резко и плаксиво скривился мужик. – «Ниве» своей третий мост рыхтую, бля… Чтобы хоть летом – эх! - хоть один разочек вдавить газ и полететь километров этак под сорок по дороге!!!
- Ну ты это, это, давай реально-то давай… Загибать-то ещё будем?
- Работников бы надо прислать… А то наши-то в селе пьют безбожно. Ведро бля… друг-дружке продают, за него и пьют с утра до ночи… А вот если бы китайцев к нашим лопатам приторочить! – и мужик мечтательно пустил слезу по колючей щеке...
- Это в Сибири, китайцы-то на нас пусть пашут, как в газетах писано. А тут давай сами, до Москвы - вона, двадцать километров всего. Поднимем Рассею-матушку! Вот хоть вдвоём: ты да я. В войну наши деды не то подымали! Ты в поле пахать будешь, а я уж сниму, как надоть…
То, что не вошло в фильм.
Мужичишко вдруг поднял голову и вглянул кинобарину в глаза долгим и таким тоскливо-притоскливым взглядом, что по закалённой моржеванием кинобарской спине потянуло сизым холодом.
- А давай, барин, выпьем!? – вдруг с хриплой безнадегой предложил хлебопашец и, не дожидаясь ответа, взлез на телегу, и принялся шарить руками в старом жестком сене в поисках трехлитровой бутыли с брагой.
Кинобарин приказал накрыть камеру холстиной и запрыгнул рядом...
Они тряслись гулко и весело по сельской дороге, оставляя позади себя тучи пыли, кривые серые избы, беззубые заборы, кладбищенские кресты, среди райского пения диких полевых птиц, наполняя грудь свежим расссссейским воздухом, с каждым глотком всё громче и громче распевая: «Ой ты степь широ- о-о-о-о-ок-а-я!»
За телегой с лаем неслись голодные дворовые собаки, ловко прихватывая зубами дорогие кинобарские штанины. И только сорвав с него вместе с носком кожаные итальянские туфли, поотстали и принялись делить их между собой в свирепой кровавой драке…
Сергей Саенко
М О Л О Д Ц Ы !
Я руководитель литературного объединения, большое количество публикаций, а оказалась я первоклашка. О чём я могу поведать самой себе, всё, что я думала о сценариях для пьес, напрочь не подходят для кино. Спасибо вам за урок, Низкий вам поклон от меня. Вы открыли мне путь в том направлении, который следовало рассматривать раньше и не задирать нос. Мне теперь стыдно. Я буду учиться ещё и ещё. С уважением Людмила Борисовна.