Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как писать яркие сценарии
Перевели статью о Дэвиде Мэмете и его письмо о том, как писать интересно, оригинально, дерзко и ярко.
(ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА: нецензурная лексика максимально сглажена с учетом интеллигентности аудитории нашего блога. Статья написана достаточно агресссивно, стилистика выдержана в пределах разумных норм :) )
Преамбула
В целом день мой был ничем не примечателен, обычный такой офисный день. Пока я не наткнулся на пост Дэвида Мамета - писателя и режиссера. Обращался он к писателям, работавшим над сериалом “Подразделение”, а говорил о том, как надо писать, чтобы привлечь зрителя.
Когда я впервые увидел эти простые, грубоватые и очень верные мысли, я понял, что статья обязательная к прочтению. Достаточно было увидеть всего пару фраз: “Любая сцена, в которой два героя обсуждают третьего, - кусок дерьма. Если вам вдруг стало скучно читать отрывок сценария, будьте уверены в том, что актеры вдвойне заскучают, пока будут ее играть, зритель втройне, пока будет смотреть, и все мы утонем в скуке”.
Дэвид Мамет вообще, надо сказать, любитель делать едкие замечания сценаристам и продюсерам, шутливо обзывая последних пингвинами. Такой контент всегда интересен, ведь он дает понимание того, как НАДО писать и делать, чтобы заинтересовать публику. В общем, предлагаю насладиться полной версией этого манифеста (заглавные буквы - авторский оригинал).
Писателям от Дэвида Мамета
ПИСАТЕЛЯМ «ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ».
ПРИВЕТ.
ЕСЛИ СЕСТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КАК НАПИСАН ЭТОТ СЕРИАЛ, ПРОБЛЕМА ЕГО СРАЗУ СТАНЕТ ОЧЕВИДНОЙ.
А ПРОБЛЕМА, ДРУЗЬЯ, ВОТ В ЧЕМ: НАДО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ДРАМУ ОТ НЕ ДРАМЫ. ПОЯСНЮ.
ВСЕ ВОКРУГ ОРУТ ВО ВЕСЬ ГОЛОС, ЧТО СЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРОСТЫМ И ПОНЯТНЫМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ. И ПЕРЕД НАМИ БУДТО ВСТАЕТ ЗАДАЧА — ВПИХНУТЬ МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ В МИНИМУМ ВРЕМЕНИ.
НАШИ ДРУЗЬЯ-ПИНГВИНЫ (имеются в виду продюсеры — прим. переводчика) СЧИТАЮТ, ЧТО МЫ НАНЯТЫ КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЮ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ СВЕСТИ ВОЕДИНО. И ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАМ НАЧИНАЕТ КАЗАТЬСЯ ТАК ЖЕ.
НО СЛУШАЙТЕ, ЗРИТЕЛЬ ПРИШЕЛ НЕ ИНФОРМАЦИЮ УСВАИВАТЬ. И ВЫ ТОЖЕ. И Я. ВСЕ ХОТЯТ ДЕЙСТВИЯ, ДРАМЫ, А НЕ НАБОР ФАКТОВ.
- А ЧТО ЕСТЬ ДРАМА?
ДРАМА — ЭТО КВЕСТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГЕРОЙ, ЭТО ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, ЧТО СТОЯТ НА ЕГО ПУТИ.
ПОЭТОМУ МЫ, ПИСАТЕЛИ, В КАЖДОЙ СЦЕНЕ ДОЛЖНЫ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСА:
- КОМУ ЭТО НАДО?
- ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ У ГЕРОЯ ВДРУГ НЕ ПОЛУЧИТСЯ?
- ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС ЭТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ?
ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ — ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ДРАМАТИЧНОСТЬ И НУЖНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
ЕСЛИ СЦЕНА НАПИСАНА НЕ ДРАМАТИЧНО, СЫГРАТЬ ЕЕ ДРАМАТИЧНО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО.
НЕТ ВОЛШЕБНОГО ПОРОШКА, КОТОРЫМ МОЖНО ПОСЫПАТЬ БЕЗНАДЕЖНО СКУЧНЫЙ, НЕИНТЕРЕСНЫЙ СЦЕНАРИЙ И СДЕЛАТЬ «ВЖУХ И ИНТЕРЕСНО». ТОЛЬКО ВЫ, ПИСАТЕЛИ, НЕСЕТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНТЕРЕСНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
К СКУКОТЕ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР, ВСЕ СЦЕНЫ НЕПОНЯТНЫХ СПЛЕТЕН, В КОТОРЫХ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО. ДА, ВСЕ ПОНАЧАЛУ ПИШУТ ТАКУЮ БУРДУ, НО НЕ ДАЙ БОГ ЧТОБ ЭТО КОГДА-ТО БЫЛО СНЯТО ВООБЩЕ. ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО, ОБРЕЧЕНА НА ПРОВАЛ.
ЕСЛИ ВАМ ВДРУГ СТАЛО СКУЧНО ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ, БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО АКТЕРЫ ЗАСКУЧАЮТ ВДВОЙНЕ, ПОКА БУДУТ ЕЕ ИГРАТЬ, ЗРИТЕЛЬ — ВТРОЙНЕ, ПОКА БУДЕТ СМОТРЕТЬ, И ВСЕ МЫ УТОНЕМ В СКУКЕ.
КТО-ТО НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ДОБАВЛЯТЬ В СЦЕНУ ДРАМАТИЧНОСТИ. ПРИЧЕМ, Я СЕЙЧАС НЕ ОБ АКТЕРАХ ГОВОРЮ, ИХ ЗАДАЧА БЫТЬ ПРАВДИВЫМИ И НАСТОЯЩИМИ. И НЕ РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ЭТО ДЕЛАТЬ. ЗАДАЧА РЕЖИССЕРА — ПИНАТЬ АКТЕРОВ, СНИМАТЬ ФИЛЬМ. ЭТО ВАША, ДРУЗЬЯ МОИ, ЗАДАЧА, ВАС — ПИСАТЕЛЕЙ.
АБСОЛЮТНО КАЖДАЯ СЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВОЙ. ТО ЕСТЬ, ГЕРОЙ, УЧАСТВУЮЩИЙ В НЕЙ, ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ ПОВОД В НЕЙ ОКАЗАТЬСЯ, У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЬ ПРЕБЫВАНИЯ, ТАК СКАЗАТЬ.
ЭТА ЦЕЛЬ — СЕРДЦЕ САМОЙ СЦЕНЫ, ЕЕ СМЫСЛ. ВСЕ ПОПЫТКИ ГЕРОЯ ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО И БУДУТ ЛЕЙТМОТИВОМ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ, А УСПЕХ ИЛИ ПРОВАЛ — ЛОГИЧЕСКИМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ИЛИ ЖЕ ВСТУПЛЕНИЕМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ.
ВСЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ И ОБРАЗУЮТ СЮЖЕТ.
А ВОТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ СЮЖЕТ НЕ РАЗВИВАЮТ (ДАЖЕ ЕСЛИ КАЖУТСЯ ВАМ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНЫМИ) — ЛИБО СОВСЕМ ЛИШНИЕ, ЛИБО НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕПИСЫВАНИИ.
И НА ЭТОМ МОМЕНТЕ ВЫ УЖЕ ИМЕЕТЕ ПОЛНОЕ ПРАВО НЕ ВЫДЕРЖАТЬ И СПРОСИТЬ: ДРУГ, В ЧЕМ ВООБЩЕ НЕОБХОДИМОСТЬ БЫЛА ТАКАЯ, ПИСАТЬ ВСЕ ЭТО?
А ВСЕ ПРОСТО. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ К ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИСТАНЕТ КАКОЙ-ТО ДУРАК И ПОПРОСИТ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ПРОЩЕ И ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ.
РАБОТА СЦЕНАРИСТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЯ ВОЛНОВАТЬСЯ И ХОТЕТЬ ПРЕДУГАДАТЬ, ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ, А НЕ ПОЯСНЯТЬ, ЧТО ТОЛЬКО ЧТО ПРОИЗОШЛО.
И НАСТАНЕТ МОМЕНТ, КОГДА ПОДОЙДЕТ КАКОЙ-ТО ИДИОТ И СКАЖЕТ: «НО ДЖИМ, ЕСЛИ МЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ УБЬЕМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ВСЕ С УМА СОЙДУТ ОТ КРУТОСТИ!»
ТАК ВОТ ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА. ВАМ ПЛАТЯТ НЕ ЗА РАЗЖЕВЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, НЕ ЗА ПОДАЧУ ОЧЕВИДНОЙ И ПОНЯТНОЙ ЧЕРЕДЫ СОБЫТИЙ, ВАША ЗАДАЧА — ЗАСТАВИТЬ ВОЛНОВАТЬСЯ!
«НУ ДА, НУ ДА» — СКАЖЕШЬ ТЫ.
А Я СНОВА ОТВЕЧУ: «РАЗЖУЮ ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ».
ГДЕ ОН, БАЛАНС МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ ФАКТОВ И ДРАМАТИЧНОЙ СЦЕНОЙ? ЗАДАЧА СЦЕНАРИСТА — НАЙТИ ЕГО. И УМЕНИЕ ЕГО НАХОДИТЬ — ВОТ ЧТО ОТЛИЧАЕТ ВАС ОТ ВСЕХ ТЕХ ДУРАКОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ КРИТИКОВАТЬ И ПЕРЕЛОПАЧИВАТЬ ВАШ СЦЕНАРИЙ.
ПОДУМАЙТЕ НАД ЭТИМ.
КАЖДЫЙ РАЗ НАЧИНАЙТЕ С ПРОСТОГО ПОСТУЛАТА: СЦЕНА ДОЛЖНА ВОЛНОВАТЬ. У ГЕРОЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОБЛЕМА, И ОН ДОЛЖЕН НАЙТИ ЕЕ РЕШЕНИЕ. А ЕСЛИ НЕТ, ТО ДОЛЖЕН ПРИЙТИ К ОСОЗНАНИЮ НЕПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОГО ПУТИ И НАЧАТЬ ИСКАТЬ ДРУГОЙ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. СЛОВОМ, СЮЖЕТ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ НА МЕСТЕ.
- О ЛОГЛАЙНАХ
ВОТ ЭТИ ВСЕ ЛОГЛАЙНЫ ИЗ СЕРИИ «БОБ И СЬЮ ОБСУЖДАЮТ ЧТО-ТО ТАМ» — ЭТО НИ РАЗУ НЕ ДРАМАТИЧНО. ЛОГЛАЙН — ЭТО ТО, ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАЧАЛОМ ПРОСМОТРА И ЗРИТЕЛЕМ, УЖЕ ОДИН ОН ДОЛЖЕН ЗАХВАТЫВАТЬ.
ДУМАЙТЕ КАК «СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА». НЕ КАК ПИСАТЕЛИ. НЕ КАК КТО-ТО ТАМ ЕЩЕ. ПОТОМУ ЧТО ОНИ БУДУТ СНИМАТЬ ИМЕННО ТО, ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ. Больше о том
что такое логлайн и как его написать >>>>>
- О ТРЕВОЖНЫХ ЗВОНОЧКАХ
ВСЕ СЦЕНЫ СПЛЕТЕН, ГДЕ ДВОЕ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЮТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.
ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ОДИН ГЕРОЙ ГОВОРИТ ДРУГОМУ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ ЧТО-ТО, ЧТО ДОЛЖЕН БЫЛ ИСКУСНО ДОНЕСТИ ПИСАТЕЛЬ — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЕТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.
УМОЛЯЮ ВАС, НЕ ПИШИТЕ ДЛИННЮЩЕЕ ДЕРЬМО. НАПИШИТЕ ЛУЧШЕ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ МИНУТНУЮ СЦЕНУ, КОТОРАЯ ВЗОРВЕТ ВСЕМ МОЗГ, ВОТ ГДЕ УСПЕХ. И ВСКОРЕ СМОЖЕТЕ КУПИТЬ ДОМ НА МАЛЬДИВАХ, ЕЩЕ И СЛУЖАНКУ СЕБЕ НАНЯТЬ.
ПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. И ДЕРЖИТЕ ЭТО ПОСТОЯННО В ГОЛОВЕ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ ВОТ ЭТОГО, ЧТО СЕЙЧАС СНИМАЮТ — РАДИОСПЕКТАКЛИ КАКИЕ-ТО. ВСЕ, ЧТО ВИЗУАЛЬНО, ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОИСХОДЯЩЕГО В СЦЕНАРИИ.
ЕСЛИ ВЫ ПРИКИНЕТЕСЬ ГЛУХИМ И НАПИШИТЕ НЕМОЕ КИНО — СЧИТАЙТЕ СЕБЯ ГЕНИЕМ.
ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ В КАРТИНКАХ. БУДТО ВЫ ЛИШЕНЫ РЕЧИ. ЭТО ОЧЕНЬ СМАХИВАЕТ НА РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ, ОДНАКО ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ БЕЗ СЛОВ — ЭТО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО ВАЖНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ.
НУ, И В КОНЦЕ ПОВТОРЮСЬ: ПОСТОЯННО СЕБЯ СПРАШИВАЙТЕ О ТОМ, ЖИВ ЛИ ЕЩЕ ВАШ СЦЕНАРИЙ, НЕ СТУХЛА ЛИ СЦЕНКА И ПРОДВИГАЮТСЯ ЛИ ВПЕРЕД ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ ИЛИ НЕТ? 5 проверенных способов сгенерировать оригинальную идею сценария >>>>>
И НЕ ВРИТЕ СЕБЕ.
И ЕСЛИ ОТВЕТ НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ — СЯДЬТЕ И ПЕРЕПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ — ЗВОНИТЕ.
С ЛЮБОВЬЮ, ДЭВИД МАММЕТ.
П.С.: ОТВЕТОВ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ И НЕ ЗНАТЬ, НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ ВАМ ИХ СЕБЕ ЗАДАВАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ , КАК ПИСАТЬ ЯРКИЕ СЦЕНАРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ СНОВА И СНОВА.
Оригинал - http://www.slashfilm.com/a-let...
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 22 сентября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт осенью 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 6 октября 2024
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь