Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Когда-то я тоже думала, что мое творчество — это мое дело, и никто не в праве в него вмешиваться. Лет в 16 я так думала. А потом я повзрослела, и пришлось искать работу.
— Ты сам виноват, жестокий мир, что остался без моего творчества! — ныла я, топая ножкой, работая на не творческой работе. Ну, потому что, либо принимайте меня как есть, либо творить не буду (и пошла в писательство).
С первыми правками я столкнулась в печатном издательстве. Туда я писала не сценарии, нет. Всего лишь статьи. Как это обычно и бывает, перед выпуском статью пустили по рукам, и я даже не хочу вслух говорить о том, с чем мне хотелось это сравнить.
Вкратце это выглядело так: утверждаешь тему, радуешься, что ее не изменили, еще больше радуешься, когда просят написать дерзко, бойко и смешно, приносишь дерзкое, закрываешь за собой дверь. И стоишь еще минуту, ждешь, что там сейчас начнутся взрывы хохота и все будут бегать по редакции передавать друг другу твой текст и ржать до слез.
Нет, редактор с каменным лицом напоминает, что мы уже третий раз договариваемся учитывать длину тире, что вот здесь нужно было поставить точку, потому что слишком длинное предложение, а вот ту бредятину мы просто убрали: "Ты не пиши лишнего, мы ж не на количество, мы на качество! Ну все, иди, берем в работу."
Много вы думаете о длине тире, когда у вас вдохновение? А что точке там не место, а если у вас настолько тупые читатели, что лишних три слова в голове не удержат, так, может, и черт с ними? В смысле, бредятину, если это кульминационный абзац и там, собственно, все перлы?!
Через год я уволилась и ушла в маркетинг. Настолько я не хотела ничего писать — полнейшее разочарование. Еще через два вернулась обратно: я подросла, окрепла, сняла розовые очки, взяла в руки меч и щит и пошла рубить (нет, не деньги).
Я придумала себе классную стратегию: буду, укладываясь в их рамки, пытаться быть собой.
Если вы решили строго следовать чьим-то правилам написания чего-либо, будьте готовы к тому, что правок будет в два раза больше: сначала вы их примете до написания, ограничите себя ими, а после получите такую же порцию.
Времени на каждый текст при таком подходе требуется в два раза больше, потому что постоянно приходится себя останавливать, мол, так нельзя, а вот это точно правят. В итоге ни удовольствия от процесса, ни классного текста на выходе. И все еще удивленно разводят руками: что ж с тобой стало, раньше ж тексты рекой лились?
Выходит, и это не работает. Тогда я попробовала через не могу почитать бизнесовые и поучительные книжки каких-то очень современных писателей о том, как надо писать. Прочитала страниц 20 и решила, что уж лушче просто идти работать корректором.
Еще года два я провела в борьбе. И все это называлось взросление.
Сейчас я по-прежнему пишу и зарабатываю только этим. Пишу все подряд: от рекламных текстов и баннеров до сценариев. Пишу по ТЗ и импровизирую, исправляю и вношу правки или отстаиваю свою точку зрения. Я нашла баланс, и вот чем хочу поделиться:
1. Правки могут быть плохими. Если вам говорят "переделай" или "подумай еще" без объяснения причин — скорее всего, это полная шляпа. Если редактор сам не может объяснить, что ему не понравилось, не надо с таким редактором работать, потому что он дурак.
2. Правки могут быть хорошими. Если тот, кто редактирует ваш текст говорит: "Слушай, давай вот этот кусок сохраним для какой-то другой истории, потому что ты в эту так много деталей напихал, что у меня уже голова ломается," — можно и нужно принимать такие правки. Потому что они делают вас лучше6 ведь вы не в стол хотите писать, а для людей. А люди, которые не вы, от вас отличаются, соответственно, думают, говорят и мыслят иначе. Хорошие правки надо принимать, чтобы люди вас понимали — этому действительно стоит учиться.
3. Иногда правкам в вашем тексте не место. Есть несколько исключительных случаев: вы пишете свой блог, вас позвали "креативить" или что-то в этом роде.
Если вы работаете с соавтором, этот пункт не для вас.
4. Если вы пишете вместе с кем-то, если там, где вы пишете, есть редактор (или даже несколько), если вы пишете в студии/компании — правки будут. И это нормально.
5. Правки — это не унизительно. Напишите себе где-нибудь на видном месте и повторяйте как мантру раз пять в день.
6. Пойдите еще дальше. Научитесь сами себя править.
Самые безжалостные и дикие правки вношу себе я сама. Так с моими текстами нигде и никогда не обращались, зато после пяти итераций я сижу довольная собой. И такое даже через два года перечитывать не стыдно (хотя еще внести правочек все же тянет, каюсь).
7. Пишите на заказ, пишите для себя, пишите для себя на заказ и на заказ от себя. Если вы любите работу со словом — пишите все, что только можно. Сценарии рекламных роликов, сценарии короткометражек, и сценарии полного метра и сериалов тоже пишите. И не сценарии в том числе. Чем больше вы пишете разного, тем меньше правок будет приходить — проверено временем.
Если вы научитесь писать все — от баннеров до сценариев полного метра — вы будете универсальным бойцом. Вы будете точно знать, где и как работает слово, вы научитесь собирать из слов всевозможные конструкции, и знаете, к чему придете в итоге? К тому, что сможете предложить три варианта текста, все три будут вам нравиться и все три будут абсолютно вашими. Для вас они будут практически одинаковыми, а другие будут удивляться, как же это вы так ловко синонимизируете.
А еще можно научиться копировать. И даже этого не стесняться.
8. Если вы однажды не узнали свой текст после правок — не страшно. Если это становится вашей обыденностью — бегите оттуда, пока не потеряли себя.
9. Если вам хочется рыдать от того, что не понимают вас, ваших шуток или вашей драмы — потерпите. Потерпите ровно те две недели, что дано по трудовому кодексу на отработку после увольнения.
10. Никто никого не должен учить писать. Потому что нет единого шаблона написания всех текстов. Аудитории разные, форматы разные, писатели разные и редакторы, представьте себе, тоже. Правки не должны учить вас, как писать, правки лишь помогают вашему тексту стать понятнее вашей целевой аудитории, не более.
На этом я все. Берегите себя от злых правок и радуйтесь правкам добрым.
п.с.: торжественно клянемся не вносить злые правки, а мягко направлять в нужное русло написания сценариев.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 12 января 2025
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт весной 2025
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 23 февраля 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь