Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как создать экранизацию
Многие из нас, навярняка, были среди тех, кто возмущался экранизациями литературных произведений: как, мой любимый герой - низкорослый блондин? Откуда, вдруг у него любовница? Да не было этого друга в книге! А концовка - ну что за бред, там все совсем по другому закончилось!
Но если немного разобраться в вопросах о том, что такое искусство, история и идея, становится понятно, что важно уметь разделить экранизацию и само литературное произведение.
Адаптация сценария - это отдельный жанр: в рамках премии Оскар проходит отдельная номинация Best Adapted Screenplay Academy Award. Эта номинация включает в себя оценку работы не только над адаптацией литературного произведения, но и создания сценария полнометражного фильма на основе короткого метра и многое другое.
Сегодня рассказываем как создать экранизацию литературного текста.
Итак, первое, что надо помнить, если вы беретесь писать сценарий по книге - это соблюдение авторских прав. Более подробно о законах, связанных с авторским правом >>>>>
Не поленитесь как следует изучить правила и законы, связанные с экранизацией и адаптацией чужих произведений, так как это действительно важный и решающий момент.
Допустим, права есть, все в порядке, можно приступать к работе. Вот несколько советов, которые помогут вам создать первоклассную адаптацию.
- Почему это произведение?
Для чего вы вообще взялись за адаптацию? Почему вы хотите рассказать именно эту историю, историю, основанную на чужой мысли, чужой идее? Может показаться, что писать сценарий по уже готовой истории легче, чем создавать с нуля, но это совсем не так, поэтому прежде, чем приступить к работе, ответьте на оба этих вопроса.
До того как взяться за адаптацию, вы должны научиться понимать, как устроен сценарий, что в нем должно быть, как заставить сценарий работать на визуальный ряд. Более того, сценарий должен быть более конкретным, уметь передать и эмоциональное состояние и физические действия через визуальный ряд, уметь выстраивать с помощью текста то, что потом предстоит снимать.
- Как относиться к оригиналу?
Не нужно думать, что если вы адаптируете историю, вы скованы ею. Оригинал – это всего-лишь идея, ваш же текст – это ваша история, ваша интерпретация и ваш полет фантазии. Если вам кажется, что для жанра кино с героем слишком мало происходит увлекательных событий – придумайте несколько собственных.
С чего начать создавать экранизацию
Начинайте разработку сценария с поиска двух главных составляющих истории:
- Что является основой, сердцем истории?
- Чем и где эта история заканчивается?
После того, как сформулируете ответы на эти вопрос, начинайте работать над тритментом. Тритмент - это подробная заявка с развернутым синопсисом на 10-15 страниц. Работа над тритментом поможет вам нащупать основу вашей истории, ее скелет. Пусть этот текст будет для вас картой, которая укажет, какие сюжетные линии развивать, а какие заведут вас в тупик. Самое главное - сохранить основную мысль произведения и дух истории.
Помогут сформулировать тритмент следующие вопросы:
- Кто? ( герой, протагонист)
- Что? ( какая цель у героя?)
- Кто противостоит ? ( антагонист )
- Что противостоит ? ( антагонистические силы )
Ответив на эти вопросы вы получите основу, скелет вашего тритмента и поймете как дальше создать из этого экранизацию.
Если не можете понять, что самое важное в книге, попробуйте следующее упражнение:
Прочитайте книгу и отложите ее на несколько недель, а потом напишите ее содержание. Все что вы запомнили и есть главное для вас, а значит - основа вашего тритмента.
Разработка сценария экранизации
- Хронометраж
Не забывайте, что сценарий гораздо короче, чем литературное произведение. Одна минута фильма – это примерно одна страница, и редко какой фильм выходит за пределы 120 минут, а значит 120-ти страниц.
То есть, автору книги, которую вы держите в руках, потребовалось 300-500 страниц, чтобы рассказать всему миру свою историю, а вам надо уместить свою историю в 120 страниц! И это еще одна причина, по которой адаптация будет сильно отличаться от оригинала – это будет ваша история, самостоятельная и независимая.
- Мысли героя
Как правило, главные герои те еще балаболы и мыслители. При адаптации вы не всегда сможете передать все их размышления, но в этом и нет необходимости.
Не надо прибегать к закадровому голосу каждый раз, как герой на 10 страниц анализирует свои чувства и размышляет о сложностях бытия.
Если вы выбрали книгу с героем, основу характера которого передадут только размышления, можно наделить его товарищем, дополнительным героем, в диалоге с которым протагонист сможет проявить себя и высказать свои мысли. Дилеммы, сомнения, страхи которые испытывает герой - все это можно передать через диалоги и действия.
- Закадровый голос
Про закадровый голос скажем отдельно. Закадровый голос - это вполне распространенная и интересная практика. Не используйте его слишком много, при этом не бойтесь его. Сначала напишите максимальное количество закадрового голоса. А потом, когда будете прорабатывать свой сценарий, остановитесь на каждой фразе и подумайте, так ли уж необходимы тут пояснения автора-рассказчика? Если есть хоть немного сомнений - вырезайте.
Зритель прежде всего пришел в кинотеатр, чтобы увидеть действие и картинку, он не пойдет в кино слушать радио с заставкой, он пойдет именно смотреть.
- Картинка
Не забывайте, что кино начиналось с немых фильмов и постоянно держите в голове мысль – все что возможно передать действием или картинкой, должно быть передано действием или картинкой.
Вот вам отличный пример. Фильм “Форест Гамп” вышел в 1994 году, завоевал 6 Оскаров и всемирную любовь. Это адаптация одноименного романа Уинстона Грума, вышедшего в 1986 году. В книге рассказывается история слабоумного юноши, который прожил интересную жизнь и обладает исключительными способностями (не только умеет бегать). Он рассказывает историю своей судьбы и историю любви всей своей жизни неизвестным людям на автобусной остановке.
Сценаристу Эрику Роту предстояло принять несколько важных решений при работе над адаптацией. Первая задача сценариста сделать так, чтобы фильм зацепил и ту аудиторию, которая знает о существовании книги. А вторая - зацепить ту аудиторию, которая не имеет никакого представления о ней.
Это значило, что в образ героя должны быть внесены изменения. В книге Форрест Гамп наделен практически супергеройской силой. Чтобы приблизить героя к аудитории и сделать «своим», человеком, с которым любой может себя соотнести, сценарист создал образ обычного человека, с невероятной везучестью вместо невероятных способностей.
Помимо этого, изменился образ матери героя, а история, по сути, сосредоточилась вокруг чистой любви Форреста к Дженни (в книге больше сексуального подтекста).
При таких изменениях дух книги и ее основа были сохранены, но наиболее удачно адаптированы под другой способ передачи информации – кино. Этим и обусловлен успех фильма.
Подытожив, хочется сказать, что найдется много людей, которые скажут, что ваша экранизация не соответствует книге и в ней масса неточностей - всегда будет много недовольных.
Но если вы создадите мощный образ, учтете все те советы, которые мы вам дали, вложите себя в это дело, гораздо больше будет тех людей, которые полюбят именно вашего героя и ваше произведение.
P.S. Узнать больше об основах сценарного мастерства и адаптациях литературных произведений можно на нашем бесплатном курсе для писателей - Как свой роман или рассказ превратить в киносценарий >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 12 января 2025
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт весной 2025
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь