Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Если вы думаете, что саспенсу место только в триллерах, ужастиках и научной фантастике, вы ошибаетесь. Этот прием отлично подойдет и для романтической комедии, драмеди и любого другого жанра. Чем быстрее вы научитесь его применять, тем больше шансов, что ваш сценарий выстрелит. И вот почему.
Типы саспенса
Саспенс – это не про крики, метания и нагнетающую обстановку. Это про то, как правильно провоцировать и вовлекать аудиторию. Этот прием поможет удержать внимание зрителя, сделать так, чтобы зритель сильнее сопереживал герою и буквально, льнул к экрану, следя, как развиваются события и нервно подергивая глазом от собственного бессилия и невозможности герою помочь.
Существует два основных типа саспенса:
- Закрытый саспенс – когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.
- Открытый саспенс – когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.
«Пусть зрители играют в Бога» – говорил Хичкок, делясь основами приема.
Именно этого достигает сценарист, когда делится со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеятся на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.
Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?
Как развивается саспенс?
- Подразните зрителя
Саспенс – прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.
- Держите все в тайне до последнего
Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали – поворота головы человека, смски на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.
Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.
- Изучите референсы
Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов.
Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся».
Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.
- Играйте на зависимости
Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача – сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться, рассказывали как оправдать ожидания от кино в материале Сторителлинг: чего хочет зритель >>>>>
Дополнительные эффекты (советы режиссерам)
"Эмоция (будь то страх, смех, удивление, грусть, гнев, скука и т.д.) является конечной целью каждой сцены. При установке камеры в первую очередь необходимо учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у аудитории в данный конкретный момент. Эмоцию рождает взгляд. Вы можете контролировать глубину эмоции, располагая камеру ближе или дальше от глаз актера. Крупный план наполняет кадр эмоцией, а плавный переход к общему плану развеивает ее. Резкий переход от общего к крупному плану вызывает у зрителя внезапное удивление. Необычный план сверху способен усилить драматическое напряжение. " - Франсуа Трюффо
При создании интриги очень важна манера съемки, потому что саспенс – это про растянутое время, про создание атмосферы, про воздействие на зрителя.
Пишите сценарий помня о том, что для удержания внимания зрителя, важно использовать много крупных планов, ведь детали очень важны для создания атмосферы.
Заранее подумайте о звуках, ведь аудиовизуальный эффект – сильнейший из тех, которые может режиссер предложить зрителю, и вы как сценарист должны заранее позаботиться об этом. Шарканье, бряканье, выражения лиц, интерьер или экстерьер места действия - не упустите ничего из виду. Конечно, в сценарии описанию уделяется не очень много места, но, когда дело касается интриги – детальное описание важнее, чем диалоги.
Как показать саспенс точнее?
- Герои
Детали важны и при создании персонажей. Если вы пишете комедию, пусть будет столько нелепостей и противоречий в характерах героя, сколько это возможно в рамках хорошего вкуса. Добавьте сюда эффект неожиданности. Пусть тот, кто выглядит самым интеллигентным и спокойным, окажется самым чокнутым, а сексапильная блондинка самой разумной и уравновешенной.
- Детали
Например, у вас ситуация – мужчина спрятался за занавеской и ждет, когда вернется хозяин. Интрига будет в деталях – во что одет мужчина, плотная или прозрачная занавеска, открыто окно пропуская сквозняк, из-за которого занавеска колышется или нет? У мужчины есть оружие? Какие звуки мы слышим, когда хозяин возвращается? Его шаги или может он включил музыку, может пошел в душ?
- Эмоции
Если работаете над драмой, усиливайте эмоциональный накал и вызывайте тревожное ощущение у зрителя, но, например, уделите внимание уютной и комфортной атмосфере, в которой развивается драма. Так, с одной стороны, вы оттените ужас и скорбь происходящего, а с другой - усилите контраст.
"Чем более беззаботной будет обстановка, тем сильнее окажется удар от внезапно произошедшей драмы", – говорил Хичкок.
При создании фильма всегда помните, что свет, движение и понятие времени - основы кинематографа. Об этом, кстати, не раз говорил Скорсезе в своих интервью. Вы, как сценарист, должны не только придумать первоклассную оригинальную идею, но и заранее подумать о том, как ее можно воплотить, подготовить почву для режиссера. Создание интриги, которая будет удерживать внимание зрителя - одна из самых важных ваших задач.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 22 сентября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт осенью 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 6 октября 2024
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь