Как написать
яркую сцену
Как написать яркую сцену
В новом материале рассказываем, зачем сценаристу пригодится система Станиславского, в какой последовательности работать с написанием сцен и на что обратить внимание, чтобы они были интереснее.
История в сценарии выстраивается из сцен, которые связаны друг с другом.
Часто, начинающие сценаристы сразу берутся писать сценарий целиком, в итоге получается не очень. Тогда сценаристы ищут проблемы в написании диалогов и сцен. Но к написанию сцен и диалогов нужно приступать после того, как вы уже создали характеры, и поняли, какую именно историю вы собираетесь рассказать и в какой последовательности это нужно делать.
Порядок работы со сценой
- Найдите, что должно быть главным в сцене
Не пытайтесь сразу же написать сцену. Важно понять, что это за сцена и для чего она нужна в рамках сюжета, какую решает задачу: дает информацию зрителю, дает ее герою или в ней что-то происходит. Влияет ли сцена на одну сюжетную линию или на изменение всей истории.
- Составьте план сцены
Когда вы поняли, что в сцене главное, можно начать планировать. Вокруг ядра истории начинайте выстраивать саму сцену. Структура сцены такая же как и структура всего сценария – есть начало, середина и концовка. Подробнее о структуре сценария в материале что такое акт в сценарии >>>>>
Начинайте сцену как можно позже и заканчивайте как можно раньше.
Это значит, что не надо сцену долго разворачивать и заходить издалека. Экспозиция важна и нужна, но если она не несет никакой функции, лучше отказаться от нее в сцене совсем.
- Закрытие сцены
Закрывать сцену нужно как можно быстрее после основного события. Оставляйте в сцене то, что реально нужно, то, что при удалении из сцены изменит логику повествования и действия.
Есть такой термин “ворваться в разговор” – не обязательно слышать разговор с приветствия, можно ворваться в него и все равно понять, что происходит. Этого и ждет зритель, а не долгих, лишенных смысла церемоний приветсвий. Тоже самое касается прощаний. Можно обрывать диалог после того, как показали зрителю суть, то, что нужно было ему увидеть.
Если при редактировании вы обнаружите что в сцене нет вообще ничего нужного для повествования в целом, скорее всего эта сцена не нужна и ее стоит убрать. Чтобы написать яркую сцену - нужно написать сильную, функциональную сцену.
Из чего состоит сцена - чеклист
Есть семь вопросов, по которым можно проверить, будет ли работать написанная вами сцена:
- Где все происходит?
Оцените, насколько локация подходит к тому, что вы придумали. Проанализируйте, что будет, если локация изменится, может быть есть более интересное решение для сцены. Одно и то же действие в зале ожидания аэропорта и в огороде - это разные сцены, разные обстоятельства, выбирайте наиболее яркое.
Даже переместив людей из прихожей на балкон можно изменить суть сцены.
- Кто действует?
Кто важен и нужен в вашей сцене. Все должны быть для чего-то нужны. Герои либо вступают в конфликт, либо дают новую информацию.
- Какие характеры?
Напоминайте себе, что в сцене находитесь не вы, а определенные архетипы, которые действуют определенным образом в разных сценах.
Не заставляйте героев действовать так, как вы бы сами хотели действовать или так, чтобы перейти к следующей сцене.
- Какие цели у каждого из участников сцены?
Все чего-то хотят и никто не должен подстраиваться под вас. Персонажи не должны подыгрывать вашей истории, и должны хотеть то, что вытекает из их характеров и их сюжетной линии. Это важно.
- В каком состоянии персонаж?
Он грустит, опаздывает, страдает? Влияет ли на него что-то из предыдущей сцены? Влияет ли на него что-то, что отражается на его состоянии? Погода, любовь, физическое состояние - все эти факторы стоит учитывать.
- Какие конфликты есть в этой сцене?
Это может быть конфликт с окружающей средой, с антагонистом и чем либо еще. Каждый глобальный конфликт состоит из более маленьких, локальных. И у любого действия есть причины и мотивы. Задача сцены - раскрыть что-то из вышеперечисленного.
- Ради чего эта сцена нужна в сюжете?
Если перечитав сцену, вы не можете понять, как именно она двигает сюжет, что раскрывает нового о герое, конфликте, обстоятельствах, то, даже если это очень классная сцена, скорее всего, ей не место в фильме.
Это такой чек лист вопросов, на которые нужно ответить, после того как написали сцену.
Система Станиславского
В системе Станиславского есть несколько ключевых моментов. По этой системе есть три технологии актерской игры:
- ремесло, когда актер играет через набор узнаваемых приемов, известных штампов и шаблонов, через что-то понятное и узнаваемое.
- когда актер моделирует для себя нужные состояния и эмоции и повторяет их из спектакля в спектакль.
- когда актер пытается каждый раз по-новому пережить состояния и эмоции, которые нужно сыграть. В этом случае его игра каждый раз будет разной.
Зачем система Станиславского сценаристу? Для чего это знание сценаристу? Написание сценария можно представить таким же образом:
- Первый этап, когда сценарист пытается написать какие-то вещи узнаваемыми штампами и приемами.
- Второй этап, когда сценарист не идет по шаблонам, а начинает писать о своих героях, представляя, как они вели бы себя в той или иной ситуации.
- И третий этап, когда автор пытается подключаться через собственные переживания и опыт и пытается по честному включаться в историю. Написать яркую сцену помогает, как правило, именно этот прием. Включение в историю, проживание ситуации - дает самый сильный толчок истории.
Ключевые принципы системы Станиславского
Вот три основных принципа системы Станиславского:
- Сценическая правда – акцентирует внимание на зависимости между чувствами героя при игре и чувствами зрителя при просмотре.
- Художественная правда – мы понимаем, что в этой ситуации и обстоятельствах зритель верит, что герой будет вести себя так, а не иначе. Часто, у начинающих сценаристов многие вещи упираются в неправду жизни, когда герои не делают вещи, которые точно бы сделали по логике реальной жизни.
- За правдой жизни нужно следить при написании, нужно понимать контекст времени и среды, в которую вы помещаете героя. Нужно хорошо понимать характеры и героев и искать ту самую правду.
Какие качества нужно развивать и какие упражнения выполнять?
- Развитие воображения через общение или представление.
Цепляетесь за прохожего которого видите и начинаете додумывать, что с ним происходило за пять минут до этого или год назад, что с ним будет через час или 10 лет.
Через воображение пытайтесь представлять, как будет действовать герой, залезать в его шкуру. Сценаристу важно это упражнение для создания достоверных характеров.
- Наблюдательность
Обязательно нужно пытаться пофантазировать что-то про человека, пытаться в деталях увидеть, как человек на кассе по чеку проверяет что ему пробили, допустим. Рассматривайте человека в мельчайших деталях, как он строит фразы и реагирует на окружающую среду. Учитесь не просто фантазировать, а понимать, что происходит внутри у человека. Такие наблюдения записывайте.
- Эмоциональная память
Запоминайте, что вы сами чувствуете – что вас задело зацепило в той или иной ситуации, когда вы переживали что-то сложное или наоборот что-то легкое. Нужно стараться развивать эмоциональную память через такие моменты, и потом, когда будете писать, вы сможете вытаскивать из памяти свои чувства и перекладывать на героев, переживая и проживая их жизнь. Тогда тоже появится много интересных моментов, переживаний, а соответственно и ярких сцен.
Это обязательное состояние как для актера, так и для сценариста. Благодаря этим привычкам работать будет легче и интереснее.
Диалоги
Диалоги не будут работать, если вы не знаете характеров и не сделали их максимально достоверными, если у вас не заложен конфликт на уровне концепции и идеи, если не понятна мотивация героев, почему они так сильно хотят достичь поставленных целей.
Диалоги не интересны только ради того, чтобы герои что-то говорили и был звук. Диалоги - важный инструмент раскрывающий героя, показывающий зрителю, в чем конфликт.
Помните, что вы пишите для кино и нужно показывать, а не рассказывать. Зрителю нравится следить за действием и самому до чего-то догадываться, разгадывать действия героев.
Ни одна сцена не заработает, если не находится в контексте чего-то и не является частью структуры сценария. Действуйте по принципу "от общего к частному": сначала структура, потом работа со сценой.
А приемы, про которые мы рассказали выше, помогут вам создать яркую сцену, а значит, уникальный сценарий. Чтобы понять, как сценарные приемы работают на практике, упражняйтесь и читайте сценарии других фильмов, часть из них мы собрали в библиотеке сценариста >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь