Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Как написать ситком
Ситком - жанр, который сейчас не часто увидишь. Но как известно, история циклична. А значит, не стоит исключать, что будущее, в том числе, за жанрами, которые уже все позабыли.
Публикуем перевод статьи Ноя Чарни - историка искусств и писателя, колумниста многих журналов от The Guardian до Esquire и обратно, в которой он рассказывает о том, как написать ситком.
Ты - почти успешный сценарист. Ты талантлив, у тебя есть большие идеи, но им надо чуточку дозреть. А пока они зреют, тебе нужно чуточку поесть, поэтому когда тебя зовут написать заведомо так себе сценарий для одного из провинциальных каналов, ты соглашаешься. Знакомая многим сценаристам история.
Для меня же вся эта история была откровением.
Я — американский эмигрант, живущий в Словении, я пишу пьесы, книги, статьи и никогда в жизни я ничего не писал для телевидения.
Ситуация: меня зовут написать ситком для какого-то хорватского канала. В написании ситкомов я ноль. К хорватам чуточку ближе: знаю, вот, что они — южные соседи словенов, и что у них много слов с этим птичьим звуком «ийе». Из этого следует, что мне не пришлось потратить много времени на оценку готовности к этой задаче.
Я сходу ответил "да" и пошел гуглить «как написать ситком».
Я таки изучил тонну статей по написанию ситкомов. А потом еще столько же ситкомов просмотрел.
Этот панически-головокружительный гуглинг дал невероятные результаты: нашел там и 15-страничную разбивку форматов ситкомов в блоге какого-то малоизвестного сценариста, и все эти споры про количество шуток на страницу текста, и как эти шутки научиться писать, и черта лысого я тоже нашел.
Целый массив знаний. Восхитительно. За исключением того, что мне нужна была простая и короткая инструкция «Как быстро и просто написать ситком». К счастью, ответ я себе сгенерил быстро.
Чтобы написать ситком, нужно понимать, что такое структура сценария (структуру сценария мы подробно разбираем в материале Что такое акт в сценарии >>>>>).
Успешный ситком — тот, что выстроен по канону. Тут можно начать плеваться, мол, какое это творчество, что это за мастерство — писать по шаблону. А я вот, наоборот, с каждым сериалом все больше и больше восхищался пуще прежнего. Это ж как надо уметь креативить, чтобы в сотый раз брать затасканный шаблон и по нему создавать новое и интересное?
Отвлеклись. Мой секретный код ситкома — это четко выверенный поминутный план, которому должна соответствовать каждая серия.
Вот вводные нашей задачи:
- Каждая серия ситкома — в среднем 22 минуты. То есть, 25-40 страниц текста.
- Это основной сюжет (история А), плюс один-два второстепенных (истории В и С).
- Следуем трехактной структуре, в каждом акте по 3-5 сцен.
- Фишка каждого ситкома в том, что главный герой никак не меняется от серии к серии, от сезона к сезону. Протагонист — константа. Думаете, нет? Ну, вспомните Мэгги Симпсон, которая сосет соску на протяжении 30 лет жизни сериала.
- Отлично, если серия заканчивается там же, где и началась.
- И вишенка на торте: 22 минуты — это реально много для решения одной простой проблемы, поэтому не плодим проблемы, а добавим нелепое стечение обстоятельств, препятствующее решению.
Вуаля.
Филипп Ларкин говорил, что любой сюжет — есть начало, путаница и конец. Мне нравится слово путаница в этом контексте.
- Проблему ставьте в начало
Но пусть будет очевидным то, что к концу ей найдется решение. Проблема не должна решиться раньше 22 минуты, иначе придется усложнять конец серии: проще после постановки проблемы устроить путаницу, она даст нам фору.
- Цель может быть любой
Именно так, от максимально нелепой, до невероятно успешной. Гомер пытается заработать состояние на продаже отработки, ребята из Сайнфилда тщетно пытаются найти машину на огромной парковке.
- Всюду неудачи
Главные герои ситкомов непременно терпят неудачу, а мы, зрители, именно этого и хотим, потому что без череды неудач наш герой будет расти, меняться — это уже усложнение. А нам оно здесь зачем, ну подумайте, что за Теория Большого Взрыва, в которой Шелдон вдруг перерастет хотя бы часть своих заморочек? И что за Футурама, где Бендер завяжет с алкоголем и девочками?
Не стоит изобретать велосипед, раз кто-то уже его придумал как написать ситком, собрал, поставил на производство и озолотился. Проще взять и прописать действия историй А, В и С по отработанной схеме, а потом уже сдобрить шутками.
Тизер, погружение
(1-3 минута)
Для тех, кто давно в теме, это некоторого рода настройка на общее настроение сериала. Для новичков — краткий ввод в курс дела. В идеале тизер должен быть живеньким и простым, но в то же время знакомить зрителя с действующими лицами.
Идеально: в тизер забабахана мощнейшая шутка.
Для тех, кто давно в теме, это некоторого рода настройка на общее настроение сериала. Для новичков — краткий ввод в курс дела. В идеале тизер должен быть живеньким и простым, но в то же время знакомить зрителя с действующими лицами.
Идеально: в тизер забабахана мощнейшая шутка.
Бедовая беда
(3-8 минута)
Мы встречаемся с главными героями. Непременно на том же месте, на котором оставили их в конце прошлой серии. В сюжет А подставляем другие переменные: те же герои с того же места решают немного другую проблему.
Примерно на 6 минуте знакомимся с историей В: второстепенные истории должны быть еще короче и проще основной, но не менее продуманными, логичными и завершенными (те же начало, путаница и конец).
Вручаем зрителю ключ к решению объявленной проблемы.
Идеально: связать какую-то из второстепенных историй с главной к финалу серии.
Кстати, у нас еще есть материал об основах сценария комедийного сериала >>>>>
Путаница
(8-13 минута)
Только что полученный ключ к решению проблемы тут же выбрасываем: если его применить, придется тут же серию и закончить.
Теперь приостанавливаем историю А (на 8-9 минуте) и развиваем историю В до того же момента: второстепенный персонаж обнаруживает препятствие на пути к цели (9-12 минута).
Оставшиеся две минуты тратим на возвращение к истории А. Держим в голове: в ситкоме у каждого из героев должна быть легко узнаваемая манера решения проблем.
Финишная прямая
(13-18 минута)
Итак, мы вернулись к истории А и обнаружили протагониста в отчаянии: проблему он честно решал привычными методами, но она не решилась. Вручаем ему план бэ. План либо срабатывает, либо нет (на ваш вкус, настроение и звездный гороскоп).
На 15-17 минуте делаем паузу в истории А: не будем же мы ходить с козырей и делать очевидным итог мучений протагониста. За это время завершаем историю В, после чего возвращаемся к истории А и завершаем и ее.
Идеально: герой комично и нелепо проваливает миссию «реши свою проблему», тогда он не растет и не меняется — никаких усложнений, сплошное хи-хи.
Финалочка
(19-21 минута)
Возвращаемся на круги своя и делаем тот же тизер, только в профиль: демонстрируем статичность и неизменность этой ситкомной жизни, ставим все на те же места, готовимся к переходу на следующую серию.
Если еще проще: снимаем такое же общее ни о чем, как в первые минуты.
Идеально: ввернуть отголосок шутки из тизера в финалочку.
Вообще идеально: добавить в финалочку намек на проблему следующей серии.
Вот и все. Хорваты сгорали от нетерпения, и дальше я должен был в срочном порядке выдать им эту чертову вещь, так и не узнав ничего толкового о Хорватии.
Рекомендую разобраться, выписать этот код и включить несколько рандомных серий из разных ситкомов. Как будто заговор сценаристов ситкомов с этими минутами!
Приятного нового видения того, как написать ситком. А я пойду, пожалуй, загуглю сборник хорватских анекдотов.
перевод статьи Ноя Чарни
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь