Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Когда вы долго не можете выйти из творческого ступора и найти вдохновение, одна их тех вещей, которая вам поможет - посмотреть на события под другим углом. Например, глазами человека, который занимается документальным кино и готов поделиться советами, как делать это по-настоящему круто.
Джун Кросс - продюсер, режиссер, редактор документального кино, двукратный обладатель Эмми. Карьера Джун началась более 30 лет назад, и за это время она успела снять 10 документальных проектов. Помимо этого, Джун Кросс преподает курс репортажной съемки и документального кино на факультете журналистики Колумбийского университета.
Итак, поехали, как же работает документальное кино?
- Нужно понимать разницу между историей и проблемой
Хороший журналист не пишет о проблемах, о происшествиях. Ведь они, как правило, слишком не личные и не могут вовлечь аудиторию. Тем более, когда журналист рассказывает что-то новое и неизвестное для аудитории. Вместо этого хороший журналист фокусируется истории человека, на судьбу которого повлияло произошедшее, тогда зритель начинает быть заинтересованным и сопереживать.
Кросс объясняет на примере дискриминации людей-трансгендеров: “ Дискриминация - это проблема. Съемки конференций, встреч, посвященных теме дискриминации могут увеличить интерес людей к теме и дать какие-то поверхностные знания. Но, если вы найдете человека, чья жизнь висит на волоске из за проблемы дискриминации, который сможет рассказать трогательную историю, как “Гостеприимный Юг” ( Southern comfort) ваша история станет по-настоящему важной.”
Этот документальный фильм 2001 года рассказывает о последних годах жизни Роберта Идса, трансгендера, который умирает от рака яичников, потому что доктора отказались его лечить из страха испортить свою репутацию. История Идса с первых кадров затягивает зрителей, вне зависимости от того, как они относятся к трансгендерной дискриминации.
- Будь заинтересован в истории
“Меня убивает именно та часть моего тела, которая является женской” - говорит Идс, герой “Гостеприимного Юга”. Настоящая ценность этой фразы в ее честности, она не звучит как запись конференции. Зрителю нужно узнать историю Идса, а для этого режиссер должен сам гореть историей, хотеть копать глубже того, что лежит на поверхности. А иногда и выходить в этих поисках из собственной зоны комфорта.
Но приверженность делу и вера в историю, которую ты рассказываешь - это больше, чем снимать историю о человеке, это значит наблюдать за процессом со знанием дела, не забывать про какую проблему, событие ты снимаешь и понимать, какая информация важна для истории, а какую можно будет вырезать.
- Дайте возможность истории и герою самим диктовать то, каким будет результат исследования
Документальный фильм “Запечатлевая красоту” (“Shooting beauty”), который сейчас с триумфом прокатывают по разным фестивалям, рассказывает о жизни людей с церебральным параличом. Герои сами снимают на дешевую камеру, как выглядит жизнь их глазами.
Режиссер фильма Джордж Качадорян говорит:
Успех любого фильма во многом зависит от решения, сколько кадров, которые уводят повествование от истории героя, режиссер сможет вырезать.
Так, в работе над фильмом “Запечатлевая красоту” он отказался от нескольких интервью с медицинскими экспертами, которые достаточно дорого ему достались, потому что это уводило зрителя от основной проблемы, которая поднимается в фильме.
“Вместо того чтобы говорить о проблеме в целом, обсуждать ее устройство с экспертами и все такое, мы сосредоточились на персонажах и это изменило весь фильм.” - пишет Качадорян.
Для Качадоряна, основная работа которого - это работа редактора новостей на канале ABC, решение вырезать некоторые кадры было не таким сложным. Этим он занимается на АВС и два раза был удостоен премии Эмми за свою работу в качестве редактора. “ У меня большой опыт… нельзя вот так взять и зайти в монтажную или взять камеру и снимать, пока не изучишь то, о чем будешь рассказывать.
Нужно быть безжалостным и жестоким к повествованию и искать, как рассказать свою историю максимально быстро, эффективно и красиво. Как только чувствуете, что задержались где-то слишком долго, темп теряется и фильм рассыпается.
- Исследуйте и все, что находится около основной темы тоже
Последний документальный фильм Джун Кросс “Старик и море” начинался как рассказ о старике 82-х лет, который перестроил свой дом в Орлеане после урагана Катрина ( самый разрушительный ураган в истории США). В этом году фильм вышел на портале Frontline.
“Мне пришлось использовать огромное количество журналистских трюков, чтобы рассказать то, что в итоге выросло в историю про старика, который всего-лишь пытался перестроить свой дом и заполучить обратно возможность жить в городе”. Но на деле, этот проект гораздо больше, чем его история” - говорит Кросс.
Чтобы ее рассказать Кросс собирала информацию из самых разных источников. Она даже подавала запрос в правительство, чтобы найти тех, кто занимается куплей продажей земли в Новом Орлеане. Изучала как страховые компании справлялись с реализаций программ защиты при наводнении. В результате фильм дал гораздо больше, чем просто съемки с локальных городских встреч и интервью с незнакомцами на улицах города.
“Теперь я больше чем никогда уверена, что информация, настоящая информация - это ресурс, который очень сложно найти”. - пишет Кросс.
“Обучение журналистике - это обучение тому, как найти информацию, которая не хочет быть найдена, как раскрыть ее так, чтобы она служила во благо обществу… ну вы реально ничего не найдете, если просто Гугл будете использовать.“
- Не забывайте об этических нормах документального повествования
Как один из программных директоров фестиваля Сандэнс, Бэзил Циокос отсматривает около 250 заявок из секции документального кино каждый год. Он посмотрел тысячи документалок за последние несколько лет и изучил все те ловушки, в которые могут попасть фильммейкеры. Самый ценный совет, который он может дать начинающим документалистам - не использовать в продакшне дополнительные эффекты, такие как свет, звук, редактуру и тд. Это вопрос этики. “ Помимо всего прочего, уважай то, о чем ты рассказываешь, свою историю и своего героя.” - пишет он.
Качадорян повторяет это утверждение: “Когда ты делаешь документальное кино, кто-то зовет тебя в свой дом посмотреть на что-то очень личное и интимное. Тебе показывают кто эти люди есть, как выглядят, что делают. И ты, как человек за кадром, в той или иной форме способен управлять тем, как это увидят другие… Есть определенный уровень человеческого достоинства, который необходимо сохранять и ты, как режиссер должен уметь поступать правильно. Есть тонкая грань между тем, что легально и что морально допустимо и тем, что ты можешь найти лазейку и раскрутить историю так, как тебе выгодно.”
И пока режиссер документального кино ни от кого не зависит, когда делает кино, он должен пройти отбор подавая свой фильм на телевидение. Некоторые телекомпании требуют, чтобы каждое развитие сюжета было подкреплено тремя источниками. Это не только защищает компании от исков, но еще и не дает просочиться на телевидение плохим или пропагандистским проектам.
Поэтому очевидный факт: проведи исследование темы, до того как снимать.
Циокос говорит: “ Штука с кинопроизводством, что тебе не нужно приобретать лицензию, чтобы фильм сделать. Ты берешь камеру, покупаешь, находишь, где угодно достаешь и начинаешь снимать фильм, делать что-то крутое. Но это не значит, что это будет достаточно хороший фильм. В этом вся сложность и иногда такое происходит и с людьми, которые уже снимали и раньше.”
Кросс говорит: “А у кого поучиться документальному повествованию как не у журналиста? Режиссеры документального кино не обязательно должны обучаться журналистике чтобы быть честными в своем подходе к изображению субъекта. Но журналистика учит выстраивать длительное повествование, учит выяснять, какая часть истории из того что ты рассказываешь самая важная и учат рассказывать ее так, чтобы людям захотелось посмотреть до конца и открыть для себя что-то новое и важное в процессе.
Больше о том, как снимать кино при любых возможностях в нашем новом курсе, запуск летом.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь