Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Сделали для вас конспект книги Сида Филда “Киносценарий”.
Сид Филд — американский писатель, сценарист, преподаватель. Работал сценарным консультантом таких студий как 20th Century Fox, Disney Studios, Universal Pictures и Tristar Pictures, а среди его учеников, например, Кармен Калвер ( “Поющие в терновнике”) и Анна Хэмилтон Фэлан ( “Маска”).
Его заслуженно считают “сценарным гуру”, а эту книгу — “Библией” для начинающих сценаристов. Именно поэтому, мы решили, что если вы о ней ничего не слышали, вы просто обязаны ее прочитать. Ну или хотя бы этот конспект.
Фильмы — это смесь искусства и научных достижений; технологическая революция изменила то, как мы видим фильмы, и, следовательно то, как мы пишем для них сценарии. Однако, несмотря на все изменения в подаче материала, природа киносценария осталась прежней: сценарий — это история, рассказанная в картинках с использованием диалогов и описаний, помещенная в контекст драматургической структуры.
Основа истории — драматургический замысел.
Как и любым в мире процессам — написанию сценария можно научиться.
Основа истории — это драматургический замысел (то есть то, о чем история). Замысел, затем, насытить драматургическими обстоятельствами (то, как развивается сюжет, при каких условиях), придумать персонажей и создать для них препятствия, с которыми они будут бороться и, которые должны преодолеть и подвести дело к развязке.
Так, драматургическое предназначение Фродо в фильме “Властелин колец: Братство кольца” — отнести кольцо туда, где оно было создано, на Огненную гору, где, затем, уничтожить его. История развивается вокруг его пути, как он добирается на гору и выполняет задание.
Завязка, конфликт и развязка
Именно эти три пункта лежат в основе драматургии.
Я понял это, еще когда мальчишкой сидел в полумраке кинотеатра с попкорном в руках и с восторженным трепетом смотрел на двигающиеся картинки, которые мелькали в белой реке света на огромном экране.
В то время, когда Сид Филд рос, посещение кинотеатра было новым типом досуга и темой для разговоров, а в первую очередь, местом развлечения. Молодежь собиралась большими компаниями и ходила вместе смотреть сериалы типа “Бак Роджерс”, “Флэш Гордон” и другие.
Автор учился у Жана Ренуара актерскому мастерству около года и надолго заполнил этот опыт, который только укрепил любовь автора к кино. “Qu’est-ce que le cinema?” (“Что есть фильм?”) вопрос, который всегда задавал Ренуар своим ученикам перед тем, как они смотрели очередной фильм. Он говорил, что кино — это нечто большее, чем просто чередующиеся картинки на экране: “Фильмы — это вид искусства, который становится обширнее, чем жизнь”.
Ренуар учил искусству кино, искусству зрительного повествования, он учил умению, дару проникать в суть вещей, коим обладал и сам.
“Искусство, — подчеркивал Ренуар, — должно давать зрителю шанс слиться с творцом…”
Меняются эпохи и технологии, но принципы написания сценариев остаются прежними независимо от того, в какое время и какими средствами создается кино. Великие фильмы не устаревают, потому что основы человеческого существования остаются более менее одинаковыми во все времена.
Прежде чем приступить к работе важно осознать одну очень простую штуку. Сценарий — это история, рассказанная картинками. Главный герой — это человек (или существо), а действие — это то, что он делает. Сценарий же выступает в роли субъекта и повествует как раз об этом человеке и его делах в каком-либо месте или местах.
При этом, каждый хороший сценарий обладает некоторыми концептуальными компонентами, неизменными вне зависимости от вида сценария. Они могут быть выражены с помощью драматургических приемов в рамках структуры, у которой есть начало, середина и конец. Но они не обязательно должны следовать друг за другом по порядку.
Если сравнить драматургию и художественную литературу можно увидеть ряд особенностей и отличий. Так, в романе драматургическое действие часто развивается в мыслях и воображении главного героя. Читатели вместе с ним следят за развитием истории принимая или не принимая его точку зрения на происходящее. Герой делится с читателем своими мыслями, чувствами, эмоциями, словами, действиями, воспоминаниями, мечтами, надеждами, устремлениями, мнением и так далее. Задача писателя сделать так, чтобы персонаж вместе с читателем шли по сюжету, испытывали драматизм происходящих событий и поглощали те эмоции, которые эти события передают.
В процессе чтения адресат понимает образ действий, чувства, реакции персонажа и формируют определенные умозаключения и выводы. Повествование строится вокруг главного героя, его мыслей, действий и последствий этих действий.
В киносценариях и фильмах по-другому. Драматизм основной сюжетной линии выражается визуальными средствами -— композицией кадра, цветом, символами. Нам показывают тикающие часы, удаляющуюся фигуру, распахивающееся окно, мы слышим собачий лай, крик ребенка, смех, телефонный звонок и таким образом создается картинка в голове зрителя.
Суть киносценария рассказывается в картинках, и если мы это признаем, то можем сказать, что киносценарий — история, рассказанная в картинках с использованием диалогов и описаний, помещенная в контекст драматургической структуры.
Сюжет и персонажи
В написании сценариев есть два основных подхода. Можно взять идею и под нее подстроить персонажей. Так боксер из фильма “Рокки” получает шанс участвовать в боях за звание чемпиона мира в тяжелом весе, Сонни из фильма “Собачий полдень” “берет” банк, чтобы получить деньги для операции по смене пола, а попавший в плен наемник в “Последнем самурае”, меняет свой образ жизни, озлобленный войной.
А можно сначала создать персонажа, а потом наделить его возможностью действовать. Тогда сюжет строиться вокруг личности персонажа. Так, Джейн Фонда хотела рассказать о ветеране, вернувшимся из Вьетнами и появился фильм “Возвращение домой”. София Коппола хотела написать сценарий об одиночестве, который в итоге вырос в фильм “ Трудности перевода”. Роман Полански хотел рассказать о человеке пережившем Холокост и снял фильм “Пианист”. Для этого он нашел воспоминания человека, который этот опыт пережил и вокруг него выстроил историю.
Вывод — создайте персонаж и получите историю.
Будьте готовы, и в том, и в другом случае без исследования не получится.
Хороший сюжет — это как взаимодействие кубика льда и воды.
Структура воды — молекулярная, а льда — кристаллическая. Но если кубик льда тает и превращается в воду, то как можно отделить молекулы льда от молекул воды?
Так и в сценарии, структура работает как сила притяжения, она — связующий элемент, который скрепляет сюжет в единое целое. Она — база, фундамент, хребет и скелет. Именно благодаря отношениям между частями и единым целым рождается сценарий.
Говоря о концовке сценария, единственное, что по-настоящему важно — это верность всей истории и характерам персонажей. А так, историю можно закончить любым удобным вам способом, при возможности позитивным и вдохновляющим аспектом.
С чего лучше всего начать сценарий? Вспомнить о развязке.
Это первое что вы должны знать и помнить. Не конкретный выстрел, сцена или последовательность действий, которыми заканчивается сценарий, а именно развязка.
Развязка — это то, как разрешается ваша история. Живой человек или мертвый? Вместе герои или расстались? Победил герой или проиграл? Ответ на один из этих вопросов и есть решение, развязка. Ваша история движется вперед и от начала до конца следует своим путем в соответствии с линией развития сюжета. Линия эта определяет направление пути, потому что в сценарии, как и в жизни все взаимосвязано.
Билли Уайлдер как-то заметил, что если вы испытываете какие-то проблемы с концовкой, то ответ всегда нужно искать в самом начале. Таким образом, чтобы написать сильную открывающую сцену, вы должны знать, что будет в финале.
Это как в готовке. Прежде чем что-то приготовить, вы сначала придумываете, какое блюдо хотите, а уже задет идете за продуктами для этого блюда, а не наоборот.
При создании концовки помните, что окончание чего-то — это всегда начало другого. А сценарий — это путешествие по намеченному пути к известному пункту назначения.
Вам также может быть полезным курс, который расскажет, как написать сценарий фильма или сериала.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Спасибо "Студии Снегири", что , обучая, знакомит с недоступными материалами, нюансами , которые в конце концов могут привести к сценарному мастерству, а также, как в случае с моим сценарием, провести анализ написанной истории.
Шучу, конечно...