Пол Томлинсон -
Основы экранизации. Преврати свой
роман в сценарий - конспектМы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Пол Томлинсон - Основы экранизации. Преврати свой роман в сценарий - конспект
Когда речь заходит о кино, многие сценаристы сразу думают о «чистых» оригинальных историях. Но на практике значительная часть фильмов и сериалов создаётся по литературным произведениям — от бестселлеров до малоизвестных романов.
Почему? Потому что книга уже содержит сюжет, персонажей и мир. Однако прямая «перепечатка» текста в сценарий не работает: кино — это язык действий и образов, а не длинных описаний и внутренней речи.
Британский писатель и исследователь Пол Томлинсон в своей книге Plot Basics: Plot Your Novel or Screenplay in Eight Sequences (в русском пересказе — «Основы экранизации. Преврати свой роман в сценарий») даёт начинающим авторам чёткую систему, как превратить громоздкий роман в стройный сценарий.

леон (х-ф)
Об авторе
Пол Томлинсон — писатель, сценарист и преподаватель, чьи книги посвящены искусству построения сюжета. Его интересует не абстрактная теория, а практическая сторона ремесла: как структурировать историю так, чтобы она удерживала внимание зрителя и при этом оставалась эмоционально насыщенной.
В отличие от многих академических работ по драматургии, Томлинсон пишет доступно, ясно и с большим количеством примеров. Его методика проста: история делится на восемь последовательных блоков («секвенций»), которые помогают видеть динамику сюжета.
Главная идея книги

Любую историю — роман, пьесу или даже биографический текст — можно превратить в сценарий, если подчинить её драматической структуре.
В основе этой структуры:
- Три акта (начало — развитие — финал);
- Четыре четверти истории, каждая из которых вносит новое качество;
- Восемь секвенций — восемь смысловых блоков, задающих ритм и темп;
- Ключевые точки поворота — моменты, где герой сталкивается с вызовами, меняющими ход событий.
Таким образом, сценарист работает не «в лоб» с текстом романа, а переводит его в систему драматургических узлов.
О том, что такое акт в сценрии можно почитать здесь>>>>>>

Роман против сценария: в чём отличие?
Томлинсон подчёркивает: роман — это не сценарий. Их природа различна.
Объём: роман может занимать 400 страниц, сценарий — обычно 90–120.
Темп: роман допускает отступления и внутренние монологи, сценарий требует постоянного действия.
Инструменты: писатель описывает мысли героя словами, сценарист показывает его поступки.
Персонажи: в романе можно вести десятки линий, в сценарии — не более нескольких, иначе зритель теряет фокус.
Подробнее об этом в материале Как создать экранизацию>>>>>>
Этапы превращения романа в сценарий
1. Первичное погружение
Прочитайте роман как исследователь: выделите основной конфликт, ключевых героев, темы, эмоциональные пики.
2. Определение ядра
Сценарий должен концентрироваться на одной главной линии. Всё второстепенное отбрасывается или упрощается.
3. Разделение на секвенции
Разбейте сюжет на восемь блоков, каждый из которых выполняет функцию: знакомство, первый вызов, точка невозврата, усиление конфликта, midpoint и так далее.
4. Визуализация
Внутренние монологи и философские размышления романа нужно заменить сценами и действиями. Зритель понимает героя через его поступки.
5. Сокращение
Любая сцена проверяется вопросом: «Что она делает для истории?» Если ответа нет, сцена убирается.
Более подробно разобраться в том, как еще глубже проработать и развить персонажа, можно в материале путь героя >>>>>
А подробно тему мидпоинта в сценарии мы разбирали здесь>>>>>>

Кадр из фильма Гарри поттер и узник азкабана (Х-ф)
Секвенционный метод Томлинсона
Акт I — Экспозиция
- Первая секвенция — завязка. Герой и его мир. Важное событие, которое запускает историю.
- Вторая секвенция — первый вызов. Герой сталкивается с проблемой, которую нельзя игнорировать.
Акт II — Развитие
- Третья секвенция — герой пробует решить проблему, но встречает сопротивление.
- Четвёртая секвенция — первый серьёзный кризис. Поворот в историю.
- Пятая секвенция (Midpoint) — середина истории. Радикальное открытие или событие, меняющее всё.
- Шестая секвенция — последствия midpoint. Ставки возрастают, ошибки героя приводят к кризису.
Акт III — Развязка
- Седьмая секвенция — подготовка к финалу. Герой осознаёт, что обратного пути нет.
- Восьмая секвенция — кульминация и развязка. Финальная битва/испытание, затем краткое завершение.
Читайте конспект книги Линды Сегер Как хороший сценарий сделать великим>>>>>
Практические советы из книги
1.Начинайте с героя. Зритель следит за человеком, а не за «темой».
2.Сцена = действие. Каждая сцена должна менять ситуацию или отношения.
3.Уберите повторения. Роман может позволить себе пять одинаковых конфликтов, сценарий — нет.
4.Ставки должны расти. Если герой в начале теряет ручку, а в финале снова теряет ручку — это не сюжет.
5.Оставляйте воздух. Зритель любит догадываться, сценарий не должен разжёвывать всё до мелочей.

Задания и Практические рекомендации для сценаристов
- Возьмите любимый роман и попробуйте разложить его на восемь секвенций.
- Сократите количество персонажей до трёх-четырёх основных.
- Перепишите внутренний монолог героя в диалог или действие.
- Попробуйте написать «midpoint» истории так, чтобы он полностью менял направление сюжета.
ИТОГИ
Экранизация — это искусство перевода. Но перевод особый: с языка слов на язык действий, кадров и диалогов. Книга Пола Томлинсона «Основы экранизации» показывает, как этот перевод сделать грамотно.
Кстати, в студии Снегири есть курс о том, Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий>>>>>

Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 2 ноября 2025
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
Нейросети для сценариста: Полный набор
изучите более 15 нейросетей и сервисов для сценаристов, которые помогут вам в генерации идей, написании и редактуре сценария. а так же в создании сценарных заявок, библий персонажей, мудбордов и презентаций для питчингов.
Старт сразу после покупки
Стандарты оформления сценария и всех материалов
Узнайте все о стандартах оформления в российской киноиндустрии: от сценарной заявки до готового сценария. Освойте "киноформат", чтобы ваши сценарные материалы имели профессиональный вид.
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 16 ноября 2025
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 19 октября 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь