МИДПОИНТ В СЦЕНАРИИ
Что такое мидпоинт?
Мидпоинт (англ."midpoint" — середина, центральный момент) — это середина истории (сюжета).
Мидпоинт — один из инструментов автора. Как и многие понятия в сценарном мастерстве и драматургии он не является обязательным элементом структуры. Его может вовсе не быть либо он не будет очень уж ярким и очевидным в некоторых успешных проектах. Но понимание и использование этого инструмента могут сильно помочь сценаристу. Особенно, если у вас возникают проблемы с серединой истории.
Если рассматривать классическую структуру любой истории (а это трёхактная структура):
Первый акт — это завязка и начало действий главного героя в виде первого поворотного пункта.
Второй акт — середина истории, где середину разделяет мидпоинт, то есть центральный поворотный пункт.
Дальше — третий акт, где происходит кульминация, развязка и концовка.
Подробно о структуре и работе с актами мы рассказываем в статье Что такое акт в сценарии>>>>>
Сегодня мы будем говорить про мидпоинт — ту точку истории, что находится в середине.
Что нужно знать о мидпоинте?
- Здесь сюжет часто разворачивается на 180 градусов. Это не значит, что история пойдёт куда-то к началу. Это значит, что история последует в каком-то совсем другом направлении. Не в том, в котором зритель станет ожидать
- Герой совершает действие или делает некий важный, ключевой выбор, после которого назад пути нет и все ведет к финальной̆ битве
- Важно понимать, что, когда мы говорим о мидпоинте, речь идет не о геометрической, не о выверенной математически центральной точке сюжета, а о середине образной. Она вполне может быть незначительно смещена. В современной сценаристике нет жёсткой привязки относительно того, как двигается структура, акты не обязательно должны быть пропорциональны. Всё стремится к тому, чтобы кульминация была побольше, скажем, не четверть, а две четверти общего объема либо начиналась уже в середине. Соответственно, и центральный поворотный пункт тоже будет стремиться ближе к началу (к завязке) для того, чтобы сделать кульминацию объемнее.
Это тенденции полного метра, ведь на большом экране самое важное и самое интересное — кульминация. Это самая динамичная часть истории, самая напряжённая. Её ещё называют "Финальная битва". Особенно в экшен-жанрах (фантастика, боевик), зрителю они интересны тем, какие "небывалые аттракционы" можно увидеть на экране. Однако, если это, в целом, спокойный жанр, то кульминация может находиться примерно в середине. - Это место в сценарии, где историю нужно сильно встряхнуть. Если речь идет о полнометражном фильме, когда человек около часа следит за историей — удерживать внимание довольно тяжело, какая бы интересная она ни была. Именно для этого и нужен такой инструмент, как мидпоинт, при помощи которого мы встряхиваем историю, даём ей второе дыхание.
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ МИДПОИНТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСТОРИИ И ЖАНРА
- Можно выделить основные типы мидпоинтов:
● Мидпоинт по типу откровение — это может быть некое откровение для героя, осознание собственных заблуждений и т.п.
● Раскрытие истинных мотивов союзников или врагов — зритель может узнать, что друг героя общался с ним из корыстных целей, а тот, кого герой воспринимал, как в врага на самом деле всегда желал ему лишь хорошего и т.п.
● Понимание собственных реальных потребностей (want – need)
В данном случае want (англ. "want" — хотеть) — это то, чего хочет герой в самом начале истории, а need (англ. "need" — необходимость) — это то, в чём герой нуждается на самом деле и что осознает в кульминации/финале.
Например, мажор в фильме "Холоп" транслирует want: "хочу тусить", "хочу получать лишь удовольствия, не заморачиваться и бесконечно прожигать свою жизнь".
Цель в историях про мажоров need часто — найти свою любовь, семью; интересное, важное занятие — т.е, найти себя и стоящие цели в жизни.
● Герой понимает, что есть всего один шанс на спасение — типичный мидпоинт для фильма-катастрофы.
В фильме "Армагеддон" герои понимают, что есть только одна возможность, только один шанс для спасения человечества от приближающегося к Земле астероида (у этого шанса очень много минусов, невероятно много недостатков, и тем не менее, других возможностей нет). И мы обозначаем этот единственный спасительный шанс в середине. Он и будет мидпоинтом, в данном случае.
● Смена жанра. Например, в "Титанике" с появлением айсберга меняется жанр истории.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
СИЛЬНОГО МИДПОИНТА
● Ложная победа — героям кажется, что они достигли цели, что у них получилось то, к чему они так стремились, однако на деле оказывается, что всё совсем не так.
● Ложное поражение или смерть кого-то из главных героев
Например, во втором Бэтмене полицейский Гордон закрывает собой прокурора от выстрела. Гордон якобы умирает, но это ложная смерть (заранее была организована постановка). Это может быть и не смерть вовсе, а лишь серьезное поражение. Нам кажется, что герои проиграли, но появляется новая зацепка и история продолжается.
● Хорошие оказываются плохими или плохие — хорошими
●Герой меняет свой план действий — до мидпойнта он действовал одним образом, в середине принимает решение действовать иначе (чаще всего под воздействием внутренних изменений, советов или подсказок других персонажей и т.д.)
●Вмешательство внешних сил — влияние сил природы, проблемы со здоровьем, обретение способностей/сверхспособностей, вмешательство других героев.
Тот же айсберг в Титанике — пример вмешательства сил природы.
●Обратный отсчёт — достаточно простой, но практически всегда работающий инструмент. Вы наверняка не раз видели в кино, что у героя остаётся мало времени для достижения цели, спасения, взрыва бомбы и т.п. А мы с замиранием сердца следим за тем, как время истекает.
●Усиление антагонистов — к примеру, главный герой думал, что противостоит одному продажному полицейскому, а оказалось, что этот полицейский действует не один, а вообще вся полиция действует против него.
Примеры частых ошибок
Бывает так, что, увлекаясь слишком сильным разворотом истории, сценарист забывает продолжить ту историю, которую он изначально начинал. В погоне за поворотом или за сменой жанра такой автор обесценивает всё, что было до мидпойнта, начиная совершенно новую историю. Если взять первую часть и убрать — ничего не поменяется. Все что было до этого, не даёт истории никакого контекста, никаких пояснений.
Когда будете думать над тем, чтобы у вас в сценарии был сильный центральный поворот, важно, чтобы он не обесценил всё, что было до этого, и не разделил вашу историю на две части, которые между собой вообще никак не связаны.
. Казалось бы, начало и конец истории рассказаны с разницей в 20 лет… Но нам крайне важно знать, что было 20 лет назад. Когда мы смотрим вторую часть, мы должны понимать, что это за ребёнок, из каких отношений он появился, что это за оператор, почему героиня не очень-то хочет с ним общаться и так далее. Мы понимаем контекст истории. На контрасте того, кем главная героиня была в первой части (пыталась выдавать себя за дочку дипломатов), нам очень интересно наблюдать за тем, как во второй части она стала руководителем производства. Человек отучился, отработал на производстве и стал директором этого же производства (такая вот советская мечта!). Мы увидели рост героини и понимаем, насколько она теперь сильна. Она смогла выбраться из сложных жизненных обстоятельств и добиться успеха. Эти две части, конечно, связаны между собой, поэтому у зрителя не возникает ощущения того, что это две разных истории.
- Если мидпоинт находится слишком близко к началу — это не очень серьезная проблема. Однако проблема возникает, если находится он слишком близко к кульминации.
Ведь кульминация — самая важная и интересная часть истории. Если мидпоинт находится слишком близко к кульминации, то структура и история выглядят разбалансированными, иногда может возникнуть даже эффект «пустой середины».
- Итоги:
Мидпоинт — это один из инструментов автора и сценариста. Пусть он и не является обязательным для использования, но это — надежный, работающий инструмент, который вы часто сможете, без особого труда, заметить в фильмах/сериалах. Мидпойнта может не быть, особенно в авторских фильмах или фильмах, которым уже больше 30-40 лет.
Мидпоинт — это место в истории, когда её нужно сильно встряхнуть, то есть дать второе дыхание. Этот инструмент нужен для того, чтобы снова привлечь внимание зрителя.
В мидпойнте сюжет разворачивается на 180°.
Чаще всего, мидпоинт — это совмещение внешнего и внутреннего разворота, то есть герой изменился внутренне, принял решение вести себя по-другому, либо что-то узнал и начал действовать иначе. Герой может, наконец, осознать, чего он хочет на самом деле. В этой части сценария часто можно заметить смену жанра, при этом важно не перемудрить и не сделать две разных несвязанных между собой истории.
Если хотите поискать мидпоинты в сценариях — мы собрали сценарии интересных российских и зарубежных работ на русском языке в библиотеке сценариев >>>>
А чтобы закрепить полученные знания и написать сценарий с самым ярким мидпоинтом — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>
Успехов!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь