Как хороший
сценарий сделать
великим,
Линда Сегер -
конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Как хороший сценарий сделать великим, Линда Сегер - конспект
Процесс написания киносценария правильнее было бы назвать процессом переписывания, в результате которого хороший сценарий превращается в произведение кинодраматургии.
"Принципы такого переписывания, в общем-то, не отличаются от принципов написания киносценария. Если Вы пишете свой первый сценарий, эта книга поможет Вам написать полнокровный и драматический сценарий. Если Вы уже профессиональный сценарист, эта книга поможет Вам систематизировать те знания, которые Вы нащупали интуитивно. А если Вы находитесь как раз в процессе переписывания Вашего сценария, эта книга поможет Вам выявить и проанализировать те причины, в результате которых Ваш сценарий все еще нуждается в доработке."
Это отрывок из книги Линды Сегер « Как хороший сценарий сделать великим» о том, как переписывать сценарий так, чтобы он стал не просто хорошим, а великим. Сделали для вас конспект книги.
Структура сценария
Как известно, сценарий – это 20% разработки и 80% переписывания, проблема как раз в том, что многие сценарии после переписывания становятся только хуже. Это происходит потому, что с каждым изменением сценарий теряет яркость, самобытность и оригинальность, в итоге, теряет свою магию, благодаря которой сценарий хотелось бы воплотить в фильм.
Но переписывания необходимы. К тому же сценарий переписывается целиком, так как изменения каждой его части влекут за собой еще больше изменений и так далее по списку.
И конечно, процесс этих изменений имеет начало, середину и конец, так же как и структура сценария.
Такое деление поддерживает трехактная структура. По объему материала эта структура делится примерно так:
- Первая часть : 10-15 страниц на завязку истории, 20 страниц на начало развития истории.
- Вторая часть: 40-60 страниц развития истории.
- Третья часть: 25-35 страниц занимают кульминация и развязка истории.
Одним из самых проблемных участков часто является именно завязка действия. Она либо немотивированная, либо не очень насыщенная, либо «завязывает» все, что угодно, кроме непосредственно действия.
Смысл завязки действия заключается в том, чтобы дать ВСЮ необходимую информацию для запуска истории, чтобы история начала движение.
Начинайте с изображения, ведь кино – это визуальная информация. С нее и начните и этим изображением расскажите зрителю максимум вводной информации – где происходит действие и какого оно характера. Попробуйте отыскать метафору к своему фильму, такую, как, скажем, канатоходец в фильме «Весь этот джаз» Боба Фосса.
Задача завязки - в первую очередь ответить на вопросы «Где это?», «Что происходит?».
Помочь может катализатор, то есть то, что резко начинает действие. Например, убийство, землетрясение, что-то, из-за чего мир резко меняется, а история получает развитие.
Есть три типа катализаторов:
- Действие
- Диалог
- Ситуация
Только не забывайте, что помимо вводной информации и катализатора, который запустит историю, в завязке важно обозначить центральную проблему, то есть вопрос, ответ на который будет дан в кульминации. Про то, с чего начать работу с текстом рассказываем в материале первая сцена сценария >>>>>
Заканчивается первая часть поворотным событием. Всего их, как правило, два. В начале второй части и третьей.
Каковы функции поворотных событий?
- Поворотное событие придает действию новое направление развития.
- Поворотное событие ставит основную проблему и заставляет нас мучиться в догадках.
- Часто поворотное событие - момент принятия решения героем.
- Поворотное событие усиливает риск.
- Поворотное событие дает толчок развития истории в следующей части.
- Поворотное событие вводит нас в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее.
Наиболее мощным является поворотное событие, несущее все эти функции.
Развязка
Как правило, кульминация случается за 5-10 страниц до конца сценария. Следующая за ней развязка сводит концы с концами. Значительным финал получается тогда, когда совпадает с кульминацией в момент, когда основная проблема решена, на вопрос дан ответ и мы знаем, что все будет ок.
Особенности переписывания сценария таковы, что трехактная структура ярко выражена только в первом варианте сценария, в дальнейшем, когда вы работаете над улучшением структуры, она может потеряться. Чтобы убедиться в специфике структуры сценария, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Изобразительна ли завязка?
- Дает ли это изображение представление о стилистике и настроении картины?
- Есть ли у Вас хороший катализатор?
- Достаточно ли он силен и драматичен?
- Отвечает ли на основной вопрос Вашего сценария кульминация?
- Понятен ли основной вопрос?
- Поднимается ли этот вопрос при повторном событии?
- Достаточно ли ясно первое поворотное событие? Дает ли оно толчок действию?
- Ясно ли второе поворотное событие? Дает ли оно толчок к кульминации?
- Совпадает ли кульминация с финалом?
- Не затянута ли развязка?
Разработка сюжета
После того как вы разобрались со структурой, переходите к сюжету.
Принято считать, что набор действий в сценарии называется фабула (от лат. fabula — басня, рассказ), а некий подтекст действия, способ, выражающий суть происходящего и идеи фильма, называется сюжетом (от франц. sujet, букв. — предмет).
Главная функция сюжета — это сделать сценарий более объемным и наделить его смыслом. То есть, если фабула — это последовательность событий, то сюжет — инструмент, с помощью которого, фабула приобретает художественную выразительность.
В разработке сюжета проблемы возникают очень часто. Например, фабула и сюжет не пересекаются вообще, получается неясно, при чем здесь все. Или, он бывает раздроблен, плохо структурирован, слаб, не фокусируется на основной идее.
Если вы чувствуете, что запутались и не понимаете, где у вас фабула, а где сюжет, ответьте на следующие вопросы:
- «Что двигает мою историю?»
- «Где и в чем сконцентрировано действие?»
Они помогут найти фабулу вашей истории.
А вопросы ниже помогут определить сюжет истории:
- «А какова тема моего фильма?»
- «Что я хочу этим сказать, и что в сценарии помогает выразить это?»
Отделение фабулы от сюжета поможет разобраться со структурой вашего сценария. А еще материал что такое акт в сценарии >>>>>
Если сюжет вашего сценария хорошо сконструирован, зависит от фабулы, вы, скорее всего, имеете хороший, драматичный сюжет, который поможет выразить ваши идеи — и значит, вам есть, что вложить в послание человечеству.
Переходы в сценарии
Теперь давайте поговорим о переходах в сценарии. Именно первое поворотное событие при определенных мощностях дает толчок всему действию, благодаря чему история развивается. Но помимо поворотных пунктов есть и другие сценарные элементы. Так, переход одной сцены в другую называется сценарным ходом. Такие переходы и их логика должны быть не только понятны, но и напрямую связаны с мотивировкой поступков героев.
Помимо этого существует момент действия, то есть то драматическое событие, которое влечет за собой определенную реакцию, как правило, двигающую последующее действие, то есть продолжает развитие истории, сюжета, фабулы. Так, поворотные пункты – тоже часть момента действия.
Моменты действия делятся на 3 категории:
- Препятствие
Когда герой должен преодолеть разные сложности, чтобы достичь своей цели. Оно останавливает действие, чтобы герой мог принять новое решение и совершить новый поступок. Только после этого действие может продолжиться.
Пример:
Я - продавец. Я стучусь в дверь №1 и предлагаю свой товар, но мне говорят - «Нет». Я стучу в дверь №2 и получаю такой же ответ, стучу в дверь № 3 - и наконец мой товар покупают. В результате этого мой шеф меня повысит, и я не буду ходить продавать товар.
- Усложнение
В отличие от препятствия в данном моменте действия реакция героя будет позже. То есть чтобы преодолеть усложнение, герою потребуется целая серия действий, связанных между собой. Таким образом, благодаря усложнению может образоваться новая сюжетная линия, которая не тормозит, а двигает историю вперед и держит зрителя в ожидании, нетерпении.
Пример:
Рассмотрим усложнения в «Тутси». Майкл переодевается в женское платье и становится Дороти для того, чтобы получить работу. Работа - его единственное желание. В первый же рабочий день Майкл (Дороти) встречает Джули. Сразу ничего не происходит, но мы понимаем - что-то произойдет: мы понимаем, что Майкл (Дороти) влюбится в Джули. Майкл (Дороти) встречает Джули на 29 странице сценария, а ответное чувство со стороны Джули возникает лишь на 61 странице.
- Перевертыш
Это, пожалуй, самый мощный момент действия, так как он поворачивает события на 180 градусов. Перевертыши бывают внешними и внутренними и являются основным стимулом развития истории. Часто именно перевертыши становятся поворотными пунктами.
Пример:
В «Челюстях» жители курортного городка празднуют свое избавление от акулы-убийцы. Но сообщение Мэтта о том, что акула жива, переворачивает и круто меняет настроение жителей. Это пример опционального (внутреннего) перевертыша. Чувства жителей меняются от радости к страху.
Чтобы ваши сценарные переходы получились хорошими, а моменты действия были выстроены правильно, ответьте на эти несколько вопросов:
- Как Вы использовали моменты действия?
- Каким образом происходит развитие - с помощью действия или через диалог?
- Какие типы моментов действия присутствуют в моем сценарии?
- Препятствие, усложнение или перевертыш? Где они употреблены? Как часто?
- Сколько эпизодов в моем сценарии? Как они «работают» на историю?
- Хорошо ли выверен сюжет, все ли ясно?
До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей - Ваш сценарий будет существовать.
Целостность сценария
Для того чтобы сценарий был более цельным и последовательным, а зритель не терял суть действий, можно использовать несколько приемов.
- Предсказания
Это информация, которую вы даете с помощью визуального ряда или в диалоге, и которая предсказывает действие, которое должно в какой-то момент произойти в истории фильма. Предсказания помогают проработать взаимоотношение между прошедшим и настоящим временем.
- Повторяющийся мотив
Это то, что используется на протяжении всего фильма, чтобы усилить и углубить впечатления от него. Часто таким мотивом является музыка.
Так, в «Челюстях» появление акулы сопровождается характерной музыкой, усиливая нервные ощущения зрителя.
- Повторения и контрасты
В данном случае речь скорее не о музыке, а любых знаковых обозначениях, которые напоминают об идее фильма и работают на идею автора. То есть, чтобы показать алкоголика, нужно несколько раз, больше трех, тем или иным способом продемонстрировать то, что будет служить доказательством для зрителя.
Чтобы убедиться, что ваш сценарий действительно цельный, ответьте на несколько вопросов:
- Выстреливает ли в последнем акте ружье, повешенное на стену в первом?
- Найден ли наиболее удачный путь или способ предсказания информации и отыгрыша?
- Найден ли визуальный образ - повторяющийся мотив - возвращающий нас к идее?
- Есть ли в сценарии контрастирующие сцены, характеры, действия, даже образы, делающие мои сценарий более драматичным и объемным?
- Вижу ли я сценарий целиком? Думал ли я об общей структуре, о целостности, созданной его отдельными частями?
Ну и напоследок, совет, что приведет вашу идею к успеху, поможет ей с одной стороны быть коммерческой, а с другой, интересной:
- Обращение к человеческим ценностям
- Оригинальность
- Сценарная структура
Упустив из виду хотя бы один из этих элементов, можно быть уверенным в коммерческом провале.
Самое главное правило успеха, умение совмещать элементы кассовости и зрелищности. А зрелищность в первую очередь – это не спецэффекты и визуальная яркость, а возможности для зрителя идентифицировать себя с героями и прожить в истории фильма.
В основном люди ходят смотреть кино, потому что картина что-то рассказывает им о жизни, о жизненных ситуациях, о них самих.
И учтите – хотя Вы и сценарист, но для того, чтобы понять – что же все-таки хочет посмотреть человек в зрительном зале, Вам необходимо много и активно учиться. Изучать человеческую психологию, следить за настроениями людей, политическим климатом в мире, очень много читать (и не только сценарии), плавать по Интернету и т.д. В общем – Вам надо очень-очень много знать.
Мы рождены любознательными. С первых до последних дней нас интересуют какие-то проблемы, мы ждем ответы на интересующие нас вопросы.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь