Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Многие, кто начинает работать консультантом сценаристов, обнаруживают, что 99% начинающих сценаристов не способны рассказать историю. Вместо этого они показывают нам ситуацию. А разница, между тем громадная, о ней и поговорим.
Ниже рассказываем про 3 основных концепта, которые помогут вам понять структуру сценария и отличие истории от ситуации.
“Есть три правила сочинительства, но никто не знает какие” - Сомерсет Моэм
- Любая история - это воплощение поговорки“ берегись своих желаний”
Как правило, на первых десяти страницах любого сценария мы знакомимся с протагонистом и узнаем, чего он хочет. Примерно на 25-й странице сценария герой получает желаемое. Возможно, это не то, что он хотят больше всего, но что-то, что описывалось в тех самых первых десяти страницах. Вскоре после этого жизнь главного героя начнет отражать поговорку “берегись своих желаний”.
В “Волшебнике страны Оз” Дороти мечтает о том, чтобы оказаться где-то там, за радугой, потому что это решит все ее проблемы. Ее желание исполняется? Да, но место это оказывается страшным и ужасающим. Вместо того чтобы решить свои проблемы, героиня их преумножает.
В “Тутси” Майкл Дорси - безработный актер, роль которого исполняет Дастин Хофман, мечтает только о том, чтобы получить актерскую работу. Его желание исполняется? Да, но ему нужно играть женщину в мыльной опере. И он вынужден переодеваться в женщину на экране и вне его. В итоге, это создает столько проблем, что его душевное спокойствие и карьера оказываются под угрозой.
В фильме “День сурка” Фил - ведущий прогноза погоды, не хочет проводить больше, чем один день в городе, куда он ежегодно приезжает , чтобы осветить выход из спячки сурка. Исполняется ли его желание? Да, он проводит в этом городе только один день, но этот день повторяется снова и снова и герой застревает в нем.
Конечно не во всех фильмах очевидно прослеживается реализация поговорки, о которой идет речь. Но если мы начнем дальше анализировать другие фильмы, вы увидите, что в структуре практически каждого из них мы найдем эту историю.

- Изъян главного героя - то, о чем на самом деле ваша история
В жизни у нас у всех есть сильные и слабые стороны. То же самое должно быть и в образе ваших героев. А у главного героя должен быть какой-то недостаток, присущий только ему, слабость которая всплывет ближе к концу вашей истории.
Когда мы говорим о недостатке, мы не имеем в виду нелепые усы, которые вы запоздало приклеите ему на лицо, когда он, казалось бы стал самым красивым мужчиной на планете. Слабость протагониста - это и есть его история. А то как он с этой слабостью справляется - это его путь.
Фильм “Волшебник в стране Оз” можно описать как историю о фермерской девочке из Канзаса, которая однажды просыпается в волшебной стране и, чтобы попасть обратно домой, отправляется в путешествие по желтой тропинке, преодолевая опасности, чтобы попасть к волшебнику, который поможет ей вернуться домой. Таков сюжет.
Но на самом деле, это история о девочке, недостаток которой был в том, что она не ценила то, что у нее есть и мечтала оказаться в другом месте, потому что думала, что это решит все ее проблемы. Когда же она просыпается в другой стране, оказывается, что теперь у нее новые проблемы и они страшнее тех, от которых она мечтала убежать.
Вернувшись домой, она понимает, что больше никогда не будет искать приключений дальше, чем в собственном саду, потому что в другом месте ее проблемы не уйдут, а станут больше.
Задумавшись вы насчитаете огромное количество фильмов, в которых физическое путешествие - метафора пути героя, который начинается с того, что у него есть недостаток.

- Берегитесь синдрома “Тутси”
История - это не только то, что должно рассказать зрителю, что происходит. Путь главного героя должен соотноситься с его слабостями и желаниями, лежащими в основе истории. Если сейчас на место главного героя поставить любого другого персонажа сценария и от этого ничего не поменяется, поздравляем. Вам лучше переписать такой сценарий, потому что ваша история не уникальна.
Давайте обратимся к фильму “Тутси” и главному герою Майклу Дорси. Поменяем прослушивание на женскую роль в мыльной опере на прослушивание на мужскую роль толстого мужчины. Майклу очень нужна работа, так что ему придется достать костюм толстяка, лицевые протезы и изображать тучного мужчину. Он получит роль, и ему нужно будет продолжать изображать тучного человека и в жизни и на экране. Все остальное в сценарии оставим оригинальным - Майкл влюбляется в коллегу, его экранный персонаж становится большой звездой и тд. .
Как это работает? Мужчина, который притворяется женщиной - это всегда смешно. Худой мужчина, который притворяется толстым мужчиной - тоже смешно. Но это ситуация, в которой герой оказывается, а не сама история. И 99% начинающих сценаристов показывают нам ситуацию, а не историю. Это и есть "синдром Тутси".
Тот факт, что Майкл играет толстого мужчину, а не женщину не влияет на развитие и особенности характера персонажа. Ведь слабость Майкла - это женщины, он из тех ,кто всегда хочет приударить за ними и не очень уважительно к ним относится . Поэтому ситуация, которую создает сценарист фильма - проверка для Майкла и его слабости. Но именно она ( слабость) и делает “Тутси” настоящей историей, а никак не ситуация, в которой он оказывается.
История - это не набор событий, произошедших с вашим героем, это путь личности и попытка осмыслить свои недостатки.
Помните об этом, а также остальных подсказках из этой статьи, когда начнете прорабатывать структуру сценария. Ни понимание правила трех актов, ни выбор конкретного типа структуры не сделают вашу работу яркой и уникальной, если вы показываете ситуацию, вместо того, чтобы рассказать историю.
Обучиться основам сценарного мастерства можно на нашем курсе.
Источник статьи - https://screencraft.org/2018/01/04/3-keys-cracking-screenplay-structure/
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы только начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и систематизацией знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс для режиссеров-фильммейкеров
Первый фильм
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отстутствие бюджета и ресурсов
Это не курс и не тренинг, это сообщество и среда для роста сценаристов
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь