Сценарий
комедийного
сериала:
основы
Сценарий комедийного сериала: основы
В комедии действуют все те же ключевые правила, которые работают и в других жанрах. Однако, не даром комедийный жанр считается самым сложным: к разработке персонажа, конфликта и многих других переменных нужен свой подход. Если вы не знакомы с форматом сериала, прочитайте сначала материал о том, как написать пилот сериала >>>>> А об особенностях комедии речь пойдет ниже.
Персонаж
Первое, что работает в комедии - это эффект неожиданности и узнавание. Существует два типа комедии - комедия положений и комедия характеров.
В формате сериала почти всегда создается комедия характеров, потому что зритель в сериале в первую очередь следит за героем, за тем, что с ним происходит и за его взаимоотношениями с другими героями.
Существует спор среди сценаристов, что же важнее - история или персонаж. Так вот, в комедии всегда важнее персонаж. Люди от легкого и комедийного сериала ждут встречи. Встречи с человеком с которым они будто бы в реальности проводят свободное время. В хороших сериалах происходит подключение к персонажу - когда зритель полностью подключается и вовлекается в жизнь главного героя. Именно это вы и должны стремиться создать.
При этом, быть подключенным к персонажу, не значит любить его или испытывать сильную симпатию, это значит интересоваться им, его проблемами, быть любопытным и хотеть прочувствовать его жизнь.
История
То что персонаж главный и весь сценарий вращается вокруг него совсем не значит, что историю не нужно прорабатывать так же тщательно, как если бы она была на первом месте. Нужно.
В сериале она должна быть долгоиграющей, чтобы потенциал её можно было использовать на протяжении нескольких лет и нескольких сезонов.
Существуют вертикальные и горизонтальные сериалы:
- В вертикальных сериалах каждая новая серия - это отдельная история, как в Докторе Хаусе. Если вы пропустите один эпизод, скорее всего, вы сможете продолжить смотреть сериал дальше, ничего особо не упустив.
- В горизонтальных сериалах одно действие вытекает из другого. Они соединены причинно-следственной связью и пропуск одной серии равен пропуску главы романа. Вы просто не будете дальше понимать что и почему происходит с героями.
В каждом сериале есть несколько линий. Например, А, Б, С.
Одна линия - история главного героя и она всегда основная, другая линия может быть линией его антагониста, второго главного героя или второстепенного персонажа.
Линия С традиционно самая короткая и самая комедийная. Все линии должны развиваться параллельно и равномерно пересекаться между собой. Но в пилотной серии не обязательно вводить сразу их все, часто, начинается сериал основной линией, а другие постепенно присоединяются в следующих сериях.
Важно, чтобы эти линии протекали в одном временном отрезке и между ними существовало единство времени.
Существует такой термин "мексиканская пауза". Помните бесконечные мексиканские сериалы из 90-х? Там часто случалось следующее: в одной сюжетной линии Хуанита застукала своего парня Альберто со своей сестрой и кричит на них. Во второй сюжетной линии влюбленного в нее Хорхе похищают бандиты и на протяжении нескольких суток пытают, чтобы найти его бриллианты. Потом зрителя возвращают к первой линии, но там прошло не несколько дней, а все осталось на том же месте - Хуанита все еще ругается с Альберто и своей сестрой.
Это и есть "мексиканская пауза", и такого ни в коем случае не должно быть в вашем сценарии, действие в сериале должно развиваться равномерно.
Особенности комедийного сериала в том, что сам юмор, комичность, закладываются уже на этапе поэпизодника, то есть тогда, когда вы расписываете действия героя, а не позже, в диалогах.
Если в действиях персонажа, ситуациях, которые вы придумали, юмор не заложен, на этапе диалогов тоже смешно не будет. Диалоги лишь придают юмору яркости фразами, а также речевыми характеристиками героев.
Этапы разработки сценария
- Идея
Конечно, все начинается с идеи. На старте, когда вы только сели работать, отталкивайтесь от простых концептов, скажем, если нет развернутой идеи, пусть она вырастет из одного слова.
Ресторан, шахтер, шулерство, отцовство и так далее, подумайте о чем бы хотели написать, выберите это слово и начинайте раскручивать идею, которая будет интересна вам и, потенциально, зрительской аудитории.
Или начните с персонажа, допустим, вы встретили кого-то интересного и поняли, что вокруг него можно выстроить комедийную историю. Отталкивайтесь от этого образа. Или, например, возьмите за основу представителя какой-то социальной группы или профессии.
В сериале очень важна локация, потому что основное действие развивается в одном или нескольких основных местах. Например, как в сериалах "Кухня", "Физрук", "Друзья" и "Как я встретил вашу маму".
Такое условие вытекает в том числе из условий производства, чтобы не выйти за рамки бюджета, создают несколько основных декораций, в которых и снимают на протяжении нескольких лет.
Основа вашей идеи для комедии - персонаж и локация.
- Логлайн
Когда вы развили идею, принимайтесь за формирование логлайна - это описание вашей задумки в одном предложении, подробно о том что такое логлайн >>>>>
- Синопсис
Синопсис - это уже более подробное описание идеи на две-четыре страницы. Ваша задача - отразить в нем варианты развития ситуации в истории и что представляет из себя история в целом. Опять же, не нужно описывать здесь атмосферу, подробную биографию героев, цвет париков, усов и прочие детали. Только то, что играет роль в развитии истории.
- Битшит
Битшит - это тезисная разбивка истории на главные поворотные пункты, то есть те конфликты, которые будут возникать на пути героя и двигать историю вперед. Битшит создается для каждой отдельной линии в сериале. Это нужно для того, чтобы посмотреть, какие варианты пересечений самые лучшие. Он помогает следить за тем, чтобы действия развивались последовательно и на протяжении всего сценария присутствовала причинно-следственная связь.
В идеале, в кульминации все линии сходятся в одной большой сцене. Но если сериал очень длинный, бывает, что какая-то линия полностью исчерпывает себя до финала и заканчивается раньше. Однако, стремиться надо именно к общей кульминации, тогда финал выйдет очень ярким и логичным.
- Поэпизодник
В поэпизоднике вы уже расписываете каждую сцену, подробно пишите что происходит между одним и другим поворотным пунктом: что видит зритель, о чем говорят персонажи, что происходит и так далее. Но пока пишете все без реплик.
Вот если на этом этапе еще не виден юмор, комедии не получится. Если вы видите, что в поэпизоднике комедийных моментов нет, возвращайтесь к битшиту, переписывайте, ищите новые решения.
Работа сценариста - это 20% написание сценария и 80% его переписывание.
- Диалоги
И уже после того, как вы убедились, что в поэпизоднике заложен юмор, пишите диалоги, прописывая реплики и описания сопутствующие разговору.
А потом начинается самый долгий этап - доработка сценария. На нем очень важно получить обратную связь, чтобы понять действительно ли ваша история интересна или это только вам так кажется.
Можно ли научиться писать смешно?
Юмор - это навык, как и любые другие вещи, он приобретаемый, ему можно научиться.
- Смотрите, что делают другие
Какого-то учебника по чувству юмора вы не найдете, но комедийного и юмористического в искусстве много. Главное - это погружение в среду, важно воспитывать в себе насмотренность, чтобы понять особенности комедийного жанра. Причем, смотреть важно не только художественные комедии. Смотрите стэндапы, Камеди клаб, КВН, юмористические видео с Ютуба.
Когда вы погружаетесь в мир юмора, вы начинаете накапливать шутки и замечать закономерности.
- Делайте заметки
В идеале, здорово не просто смотреть фильмы, сериалы, шоу, но и делать заметки. Записывайте то, что вас рассмешило и по такому же принципу учитесь формулировать свои шутки, чтобы попрактиковаться. Или собирайте и используйте их для вдохновения.
- Практикуйтесь
Тренируйтесь каждый день, поставьте своему мозгу задачу регулярно думать - как я могу рассмешить и чем? Он привыкнет к этой задаче и начнет генерировать идеи. Возможно не сразу, но, как и другие аспекты творчества - продуктивность часто держится на формировании привычки с помощью дисциплины и регулярности.
- Найдите своих людей
Плодотворная среда помогает развиваться быстрее и быть более продуктивным: найдите себе подобных авторов, которые тоже работают над комедией, компанию юмористов или просто друзей, общение которых во многом строится на шутках.
Слушайте, помечайте то, что интересно.
Часто сценаристами становятся как раз не те, кто сам много говорит, а те, кто много слушает.
Подпитывайтесь реальной жизнью, наблюдайте за миром, в метро, по новостям, в ютубе, ищите новое, интересное, смешное.
В комедии важна обратная связь, по-другому просто не понять что смешно, а что нет. Хотя чувство юмора - это субъективная вещь, но если из 10 людей, которым вы рассказали шутку, не смешно никому, скорее всего - это просто не смешно.
Лучше всего получать обратную связь от того, кто уже работает в индустрии кино, поскольку профессионалы сразу понимают, как и что будет на экране, смешно ли это будет выглядеть или нет.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь