Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
От начала литературного произведения к концу каждый из героев его проходит некий путь. Это своего рода рост или, как минимум, метаморфозы личности, за которыми мы, зрители, наблюдаем. О пути героя можно говорить бесконечно, подходя к вопросу с совершенно разных сторон. Например, о конфликте, формирующем арку персонажа мы говорили в этой статье.
А сегодня поговорим о способах передачи этих изменений в характере. Причем, за основу возьмем пособие не для сценаристов, а для режиссеров:
Неравнодушную природу Эйзенштейна, которую уже ни раз упоминали. Это нехилый двухтомник, на вдумчивое чтение которого придется потратить немало сил и времени, поэтому если в этих ресурсах вы ограничены — вэлкам! Мы спешим на помощь с конспектом некоторых важных моментов!
Герой глазами Эйзенштейна: как показать его рост?
Начинает Сергей Михайлович свой рассказ о пути героя с психологии, так как создание личности — пусть даже выдуманной — это тонкая психологическая работа. Не изучив принципов работы человеческой головы, невозможно создать полноценную, непротиворечивую и цельную личность. А это же и есть первостепенная задача любого сценариста — слепить из ничего героя, в которого поверят, действия которого не будут ставиться под сомнения, мотивы которого вполне понятны и ясны.
“Фрейд в свое время нашумел, объяснив, что оговорка и ошибочное действие… есть истинные намерения, прорывающие маскирующее действие, которым они, в силу внешних условий, требований и обстоятельств прикрыты, скрыты, “подавлены””.
Работая над персонажем, мы имеем, по сути, один инструмент проявления его личности — действия. Действия, совершаемые им, определяют его позицию, тип и характер мышления, его жизненные принципы и расстановку ценностей. Через его действия мы общаемся со зрителем — доносим мысль, поясняем, рассказываем.
Так вот. Вернемся к психологическому аспекту: действия вашего героя с самого начала сценария не должны быть однозначными. Если он хотел пить, он громко заявил, стоя посреди комнаты: “ХОЧУ ПИТЬ!” И налил стакан воды. Нет. Не идите напролом, говорит нам Эйзенштейн. Идите в обход. В пример он приводит отрывки из Чехова, Хэмингуэя, Толстого, показывая одновременно кинематографичность классической литературы. Если герой хочет пить, он будет облизывать сухие губы, будет жадно смотреть на фонтан с водой и думать о ней, возможно, он оговорится и, тем самым, выдаст свое желание. Он не будет рубить с плеча.
Пример образный и очень простой, но на нем построен принцип неоднозначности действий, совершаемых героями в каждой сцене, и, в то же время, очень по-человечески понятный каждому из нас.
Итак, подытожим, правило первое: путь героя — это не последовательность простых и понятных как дважды два действий. Это некоторая борьба с его же бессознательным, с тайными желаниями, с общественными рамками, воспитанием и далее по списку.
От неоднозначности действий плавно переходим к действиям игровым: прямота не всегда хороша. Люди не приходят за готовыми ответами, им нужны загадки, и, путешествия через все произведение вместе с героем, зритель вовсе не желает сразу знать ответ. Он предпочитает догадываться, обманываться, строить теории в них же разубеждаться. Для этого Эйзенштейн предлагает создавать ситуации-метафоры, то есть, через простые действия образно объяснять некоторую внутреннюю борьбу.
Пример: девушка, выданная замуж не по любви, оставшись наедине с новоиспеченным супругом, жалуется на духоту. Перед этим мы даем понять зрителю, что в помещении свежо и прохладно, но душно ей не физически, а морально — не хватает свободы.
Эти метафоры очень информативны и через них легко можно передать рост героя: допустим, в начале эта девушка будет лишь намекать на несвободу, жалуясь на духоту, а в конце — протестовать и выражать недовольство уже прямым текстом.
Внутренняя или внешняя борьба и методы сопротивления есть ни что иное, как движение вперед к освобождению или же назад — к полному смирению и подчинению.
“Приведенный пример раскрыл нам, как характер и характерный внутри него конфликт становятся ощутимо наглядными через воплощение того и другого в элементы действенной ситуации: в новое сценарное звено, вырастающее из необходимости осязаемого воплощения внутренней сокровенности игры мотивов в исполнителе”.
Мораль: рост героя — это становление личности и обретение свободы, борьба за нее, следовательно, изменение способа выражения эмоций и изъявления желаний — очень доступный способ продемонстрировать эти изменения.
Направление движения героя должно быть максимально точным и, как будто, единственно верным. У зрителя не должно быть сомнений — почему, отчего, зачем именно так? Как будто других вариантов быть не может. Даже сомнения должны быть убедительными — ваша задача рассказать историю и путь героя так, чтобы мы, наблюдая за ним, сказали бы: “Да, он сейчас отступил от собственных же правил, но этому же есть объяснение, черт возьми!”
Сергей Михайлович начинает свой двухтомник со слов о том, что, мол, для вас, будущие поколения, что-то из этого будет все еще актуальным, что-то — опровергнуто и оспорено, но, тем не менее, исторически важно как ступень развития, а что-то — просто потеряет значимость, так как давно уже не будет являться открытием. И, тем не менее, на каждую из тем найдется развернутый ответ в этой киношной библии.
Хотите написать сценарий, но все откладываете? О том, как это сделать мы рассказываем на наших курсах — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
1.Технология создания злодея и в порядке уточнения отсылка к фрейдизму, бесспорно, важна. Но не менее важно и то, что в реальной научной психологии номер Фрейда шестнадцатый: если он облегчил страдания хоть одного психа хоть в одной дурке - честь ему и хвала. Но выгнали его из Европы не фашисты (как он наверняка себя пиарил в духе мафии нищих), а Венский кружок, который нелицеприятно относился к псевдонаучным взглядам, каковыми доказательно признал фрейдизм. П.П.Блонский (СССР, автор психологии пола) вообще на базе практических исследований психически здоровых людей доказал, что вытеснения не существует. Есть предложение не забывать об этом, создавая сценарии для российского культурно-информационного пространства, где фрейдизма 75 лет не существовало, и именно благодаря этому у советского кино было СВОЁ ЛИЦО. Эротомания, несомненно, исконно еврейская черта, как фашизм, несомненно, исконно западноевропейская идеология, начатая не Гитлером, а Спартой. Но чтобы не стать плоскими, как пять копеек, не надо сводить побуждения к несуществующему вытеснению и к подавленному желанию трахнуть свою маму. Это не просто не соответствует истине (кроме случаев клинического психоза), но и развращает зрителя и читателя, навязывая ему несвойственные русской культуре и менталитету ценности.
2. А раз так, то, вернувшись к формам сценариев ("Расёмон") - обратимся к его первоисточнику - Акутагаве Рюноске, который считается первым писателем, показавшим ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ НЕВОЗМОЖНОСТЬ правильно трактовать поступки другого человека и трактовке его в свою выгоду и пользу, независимо от истины. По-моему, это куда важнее фрейдизма и куда истиннее его. Кстати, по лицам традиционных японцев ни хрена вы не прочитаете, гораздо, опять же важнее, учиться читать текст по губам, как и делали авторы советской методики обучения глухих устной речи; вся мимика японцев этого типа - ритуальная, а ХОННЭ и ТАТЭМАЭ (декларируемые и подлинные намерения) изначально должны быть разными.
3. ИСТИНА - ОДНА, она означает соответствие реальности и информации о ней. Соответствует = ИСТИНА, не соответствует = ЛОЖЬ. Это объект и предмет логики. А вот ОТНОШЕНИЙ К ИСТИНЕ может быть хоть 8 млрд. Это объект и предмет ЭТИКИ, разграничивающей добро и зло. Отношение к истине - это МУДРОСТЬ, и у каждого она своя. Вот этого путать не надо. Правда ложью не станет, а вот отношение к правде: желание её исказить, не замечать, отречься, испугаться, предать и не защищать, сознательно скрыть, это и есть СОБСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. В данном случае антагониста. Это не его истина, а его этика, в данном случае "этика" зла, искажающая логику его поступков, НО НЕ ДАЮЩАЯ ЕМУ НИКАКИХ ПРАВ НА ИСТИНУ. Спасибо за тексты и описания методов создания сценариев.
Показать еще комментарии (1)
"Психам в дурке" никто и никогда не помог, ни одному. Если не полагать помощью лоботомию и вкалывание химических веществ. Психология существует для относительно здоровых людей, хотя большинство психологов по какой-то неясной причине уверены в обратном.