Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Итак, вашему вниманию дайджест на тему: как не провалить питчинг, даже если он впервые, даже если вы интроверт до мозга костей и выступление на публике - ваш кошмарный сон, даже если в жюри будет Спеллинг или Кэмерон.
Миссия - не провалить свой первый питчинг. Выполнима?
Путеводитель по статье:
1. Начнем мы с общих советов. И пусть вы во время прочтения будете кивать, мол, я и так это знаю. А вдруг вы не все знаете? Ну и даже если все, знать - одно. Заучить алгоритм действий в стрессовой ситуации, как перед прыжком с парашютом - обязательно.
2. Мы взяли небольшое интервью у Василия Соловьева - радио и телеведущего, спортивного комментатора, актера и продюсера. В нем также ответы на вопросы, интересующие дебютантов.
3. Пара слов о питчинге от выпускницы студии Снегири. Точка зрения дебютанта: эмоции, пожелания, воспоминания.
Надо сразу сказать, что все три части можно воспринимать как три разных статьи, ибо это три абсолютно разных взгляда на одну и ту же ситуацию: первая часть - теория, как было бы хорошо, вторая - реальный опыт известного продюсера, третья - рассказ дебютанта. Что из этого всего надо извлечь? А нет единственно верного рецепта, как сделать классно и как прославиться за один день. Все, что надо сделать с этими тремя точками зрения - найти СВОИ слабые стороны и сделать их сильными.
Часть первая: общие советы перед питчингом
- Как подать идею
Тут надо понимать несколько вещей. Никто кроме вас не знает, насколько крутая у вас идея. Никто не знаком с вами, если это ваш первый питчинг, следовательно, о вашем потенциале тоже никто не знает, даже если в вашей голове рой самых нетривиальных идей. На первом питчинге (да и, собственно, на любом, пока вы не сделаете себе имя) вы - не оригинальнее любого встречного в метро. Это надо очень хорошо понимать. А вот материал о том, как найти и не потерять идею для сценария >>>>>
- Как заинтересовать продюсера
Также надо понимать, что питчинг дебютантов и новичков - мероприятие, на которое продюсеры идут без особого энтузиазма. Продюсер заинтересован в интересном проекте в первую очередь потому, что он хочет прибыли, а не потому, что ему не хватает знакомств с интересными людьми. Поэтому за успешность идеи и собственную значимость придется побороться. И последнее: всегда в мире найдется кто-то, кто сделал лучше вас. Просто надо осознать (не прочитать эту мысль, а именно уложить в своей голове), что ваша идея - уникальна, хотя бы потому, что каждый человек уникален.
- Как держаться во время питчинга
В первую очередь, нужна уверенность в себе. Да, люди разные. Кто-то из нас - прирожденный шоумен, и если это про вас - это ваш звездный час. Откройтесь, отпустите себя и дайте вашей харизме очаровать всех. Если вы побаиваетесь выступлений - попробуйте сначала отрепетировать перед зеркалом. Банально, придумайте, в какой момент какую шутку или остроту вы ввернете в речь, потренируйтесь на родственниках, знакомых, друзьях. Самое главное - текст выступления надо продумать заранее и хорошенько отрепетировать. Говорить по бумажке - неприемлемо.
- Как привлечь внимание
Не бойтесь выпендриваться. Очень важна визуальная часть выступления. Всем понятно и очевидно, что на питчинге все будут говорить. Никогда не бойтесь выделиться. Обычно мало кто заботится о визуальной части, причем, даже на “Кинотавре” нестандартных выступлений бывает лишь пара. Пусть это будет что угодно - живое музыкальное сопровождение, хор, перфоманс на заднем плане - что угодно. Ваша первостепенная задача - запомниться. Держите это в голове, проявите фантазию. Вот вам пример идеи с режиссерского питчинга “АРТкино”. Ребята преподнесли свою идею в виде диалога, спора. Разговор был, соответственно, о самой идее, что-то вроде: - Сань, ну вот что ты интересного нашел в этой идее?
- А я сейчас расскажу, вот смотри…
- Да, занятно.
- Ну так слушай дальше…..
Просто? Да, просто. Все гениальное просто. Фантазии - волю, и вперед!
- Как получить от питчинга максимум
Не относитесь к питчингу потребительски. Для дебютантов питчинг - это в первую очередь, опыт, конструктивная критика, знакомства, еще раз опыт, общение, вдохновение и еще раз - опыт. И дело не в том, что “главное - не победа, главное - участие”, нет. Дело в том, что участие в питчинге - это уже маленькая победа.
Не должно быть ни одной слабой стороны. Пусть лучше будут лишние козыри в рукаве, чем неприкрытый тыл. Лишний козырь, опять же, не зря проделанная работа, это то, что формирует вас как творческую личность, это опыт, это навык, который непременно пригодится в будущем, определенный алгоритм действий, на который во второй и последующие разы вы потратите гораздо меньше энергии и времени, нежели в первый. О чем речь вообще в этом абзаце? А речь о том, что вы непременно должны уметь подробно рассказывать об идее и при этом преподнести ее в двух словах, не потеряв оригинальности.
Вы - сценарист. Вы - человек творческий, полный идей, вдохновения, вы - богемная личность, вы пришли с идеей. А питчинг - это мероприятие, сочетающее в себе и творчество, и бизнес. И в первую очередь - это про бизнес. Поэтому надо спуститься с небес на землю и либо стать отчасти бизнесменом, либо найти специального человека, который будет говорить за вас все эти приземленные слова из мира денег и дельцов.
Часть вторая : интервью с Василием Соловьевым
Сценаристы (особенно начинающие) страшно волнуются. А что испытывают продюсеры перед питчингом?
- Продюсеры сначала соглашаются идти на питчинг, так как понимают, что постоянный поиск является залогом развития. Затем ленятся, потому что осознают, что вся эта нагрузка всё-таки далека от самых насущных задач по компании, по действующим проектам. Потом страдают, что приходится из-за какого-то питчинга переносить какие-либо дела или встречи, так как они обязательно наслоятся. Перед самим питчингом продюсеры переживают, что им будет нечего сказать, хотя все от них будут ждать каких-то фундаментальных истин, а главное – моментального решения по какому-либо проекту. Ну и в завершении, если удастся не промолчать, а выступить, то продюсер будет переживать, что был либо слишком жёсток, либо излишне мягок, либо всё сам не так рассказал и объяснил, в общем, будет рефлексировать ещё полдня. А ещё он не будет знать, как уже избавиться от тех, чьи заявки ему совершенно не понравились, но их авторы оказались самыми настойчивыми.
- В интернете много слов о том, как снять стресс и успокоиться перед выступлением, мол, дышите глубже, воды попейте, прогоните текст еще раз. Но никто не рассказывал, что делать, если успокоиться не получилось, и ты, например, напрочь забыл, что говорить, а твой выход?
- Ничего, кроме находчивости, тебе не поможет. Импровизируй. А само умение импровизировать тренируй в повседневной жизни на кошках... (зачеркнуто) на друзьях, на менее значимых мероприятиях. В конце концов, имей шпаргалку. Некоторые продюсеры не гнушаются выступить на питчинге с планшетом, или папкой, или даже телефоном перед носом. Уж лучше прочитать весь текст, чем от волнения не сказать ничего совсем.
Вообще, много есть секретов для подготовки к выступлению. На эту тему лучше погуглить какие-нибудь лайфхаки. У меня таких под рукой нет, так как я предпочитаю просто выкручиваться. То есть, сначала придумывать, учить, а потом выкручиваться. Как-то получалось всегда. Хотя жутчайшие ляпы у меня тоже случались. Например, однажды я вёл мероприятие "Сбербанка" и, представляя сильно запоздавшего на концерт Амина Агаларова, хотел сказать "он приехал с другого конца Земли", а сказал "Амин Агаларов пожаловал к нам с того света". Но мероприятие уже и так затянулось, и всем было пофиг, включая самого певца. Вообще, помните, что по большому счету всем на вас пофиг. И большинство в аудитории хотят, чтобы вы спокойно и быстро сказали, что вам нужно, и уступили место другим. Никто не желает вам зла, и все будут чувствовать неловкость и сопереживать вам, если вы начнете мучаться на сцене. Будьте краткими. Я тоже участвую в питчингах Минкульта и Фонда кино (и многих других). Если вы посмотрите запись нашего недавнего выступления с режиссером Алексеем Франдетти на питчинге Фонда, то поймете, что я имею в виду – краткость, емкость, прямой посыл. Скажите дословно "поддержите проект, дайте денег" и т.д. Иначе всё это будет безлико.
- Есть что-то чего точно НЕ стоит делать на питчинге? Может, вы помните какие-то курьезные ситуации и есть мысли, как их избежать?
Да много чего. Например, на питчинге Минкульта одна очень известная дама-продюсер начала требовать, именно требовать, чтобы случайно запущенный ролик срочно выключили. Она всё настойчивее и настойчивее обращалась к молодому человеку, сидевшему за компьютером прямо перед ней: "Выключите, вы что, меня не слышите!?" Пока он, наконец, не сказал: "Вы ко мне обращаетесь? Я не включаю и не выключаю ролики. Я журналист и пишу про этот питчинг заметку". Надо быть гибким и быстро реагировать на изменения в ситуации. Если очень хотелось показать ролик с музыкой, а всё пошло не так, то лучше высмеять ситуацию, нежели добиваться пять минут, чтобы вам этот ролик, наконец, показали. Всё равно момент уже упущен. Хотя можно и добиться, чтобы показали, и дополнительно обыграть ситуацию в связи с новыми обстоятельствами. Кстати, когда мы с компанией участвуем в питчинге, то всегда наш специально подготовленный человек идёт к техническому работнику данного мероприятия, всё перепроверяет, а затем и контролирует исполнение в процессе выступления. По-другому никак. Многоуровневый контроль. Упрощайте задачу. Не стройте каких-то сложных конструкций. Огромная презентация, потом ролик, потом продолжение презентации, потом сценка из проекта, потом вынос торта и афтепати. Нет! Никто не запомнит всю вашу презентацию. Дай бог, если запомнят первый слайд. Коротко и по делу.
- Может, у вас лично есть какой-то алгоритм действий, который помогает наилучшим образом подготовиться?
- Понимаете, для меня подобные питчинги с выступлением по 3-5 минут – это всё равно что для профессионального музыканта сыграть "Собачий вальс". 20 лет я проработал на спортивном телевидении, где часами в прямом эфире вёл репортажи в различных видах спорта, иногда в самых экстремальных ситуациях. Мероприятия любой сложности я вёл порой не только без бумажки, но стоя на коньках перед многотысячным стадионом и даже не зная, что, вообще, сейчас происходит за кулисами. Просто выкручивался. Подготовиться ко всему нельзя. Ты готовился, готовился, а потом выступление перенесли, поменяли местами, видео не запустилось, экран погас. Пожалуй, самое важное – четко знать, что ты хочешь сказать аудитории. Что-то очень важное. Вот об этом и говори, что бы ни случилось. Будь самим собой, будь интересным. Знай предмет. Кому-то легче заучить текст, кому-то – отработать взаимодействие с планшетом, кому-то – договориться о подсказках в наушник. Вариантов море. Ищите ваш собственный.
- Что вам больше всего нравится в выступлениях сценаристов? (я имею в виду, когда вы в составе жюри)
Вообще, я люблю юмор. Если презентация прошла без огонька, без юмора, то я не знаю, зачем было её и слушать. Тут уж, наверное, советы не помогут, но всё ж таки необходимо быть какой-то интересной, оригинальной личностью, чтобы выходить и нести информацию публике. Причем, не обязательно быть Ургантом. Можно быть и Вассерманом. Но быть интересным ты обязан. Это не репетируется прямо перед выступлением. Над этим необходимо работать всю жизнь. Быть открытым, не быть заносчивым, быть артистичным, но не переигрывать, быть профессионалом, но все же доступным для понимания простого человека. Зачастую продюсеры и инвесторы не являются ни режиссерами, ни киношниками, вообще, они даже без образования, они простые бизнесмены, парни с соседней улицы. Надо быть ближе к народу. Но опять же, не "колхозить" без меры. В общем, вы поняли – что бы ты ни сделал, нет единого рецепта. Такова жизнь. Кроме юмора, пожалуй, я бы хотел услышать от сценариста четкие выкладки по поводу жанровой составляющей проекта, несколько ключевых вещей, которые бы помогли понять, что этот проект был разработан по лекалам зрительского кино. То есть, парочка слов об арке героя или проработке юмора в определенных сценах не помешала бы. ( Это есть в материале Инструменты комедии: диалоги и типы шуток >>>>> ) Ещё здорово, когда сценаристы понимают, зачем они это делают – для какого канала, для какой кинотеатральной аудитории. Они, конечно, не продюсеры, но в процессе работы над сценарием и непосредственно перед питчингом они могли бы поинтересоваться у друзей-киношников, кому именно нужен данный продукт.
- И что отталкивает?
- Отталкивает... Даже не знаю. Ну однажды я был на питчинге и там выступал такой нагловатый и недалекий тип, что было довольно неприятно и как-то бесполезно его слушать. Забавно, что руководитель студии, где он работал, сидел в жюри и в какой-то момент этот начальник просто сказал: "Слушай, Петя, хватит меня позорить". Не дословно. Честно говоря, и кое-какое видео-выступление на недавнем питчинге Фонда кино меня оттолкнуло своей панибратской манерой и довольно прямолинейным юмором на очень щекотливую тему. Наглость не люблю. Не нравится мне, как некоторые лидеры отечественного кинопроизводства мямлят, что они собираются снять за 500 млн. рублей. Такое впечатление, что им влом рассказывать об этом экспертам Фонда кино или Министерства культуры. В общем, отталкивает меня отношение. А если человек старался, работал, волновался, но не сдавался, то я, конечно, такому человеку буду симпатизировать и к его проекту присмотрюсь.
- Скажите пару слов о выступлении выпускников киностудии Снегири?
- Выступлений было много. Одним миром всех не помажешь. Это был целый срез. Интересные идеи, неинтересно представленные. Простенькие идеи, представленные с огоньком. Отличные идеи помноженные на хорошую презентацию. Всё было. Кое-кто приглянулся – я потом почитал сценарии и заявки, о которых нам рассказывали. Но пока не готов сразу начать с кем-то сотрудничать. Это всё процесс поиска пока. Сложный, долгий, нелинейный. Ребята все молодцы, хорошая атмосфера. Такое ценится. Надо развивать. Я всем искренне желаю удачи. Здорово, что все сделали этот некомфортный шаг, вышли на публику, представили свои проекты – это всё очередной шажочек вперед и работа над своим будущим и будущим отечественного кино.
Часть три: напутствие от выпускницы киношколы
Настя Феоктистова, выпускница студии Снегири, первый питчинг: Я участвовала в сценарном питчинге в первый раз, и все было очень круто организовано. Честно говоря, не ожидала, что все будет так серьезно, и придут такие известные продюсеры. Я бы посоветовала хорошо продумать презентацию и репетировать дома перед зеркалом. Я была уверена, что не боюсь публичных выступлений, но оказалось, это очень волнительно, и перед зрителями иногда начинаешь запинаться. Помните, что вы молодцы в любом случае: вы закончили сценарий, вы представляете его продюсерам и коллегам-сценаристам.
Больше о том,как подготовиться к питчингу >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 12 января 2025
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт весной 2025
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь