Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Автор: Алеск Блум
Источник: статьи
Лейтмотив сценария
Как найти тему для сценария рассказывает продюсер Алекс Блум.
Бывает так, что сценарий, вроде бы, действительно хорош: яркие персонажи, продуманные диалоги, интересный сюжет и... чувство незавершенности. Будто чего-то не хватает.
Лейтмотив, или, как дословно пишет автор, "тема" сценария – это этическая проблема, которая лежит в основе вашего произведения. Джон Огаст («Экстази», «Крупная рыба», «Ангелы Чарли») считает "тему" сценарным ДНК, и, я думаю, это хороший подход. Тема может рассматриваться как основополагающая для строительных блоков ДНК, на которых зиждется сюжет, персонажи, сцены и все остальное.
Очень многие рекомендуют оставить где-то на черновике главную мысль и вопрос сюжета, мол, не от этого надо отталкиваться. Но в этом, как мне кажется, и кроется причина непоследовательности и разрозненности многих фильмов.
Я же предпочитаю сначала прорабатывать основную линию, а потом работать над персонажами и детализацией сюжета.
Если я не продумаю основу своей истории, если у сюжета не будет ДНК, то как я вообще могу знать, что в ней должно случиться, и как эволюционируют характеры героев.
Давайте пошагово разберем, как определить главную тему сценария и взять ее за основу.
Шаг 1: Определите так называемые "тематические категории"
Чтобы найти основную тему для сценария возьмите все то, что у вас уже есть в основе сценария: идея, логлайн, сюжетные линии и так далее и рассортируйте по тематикам.
По сути, нужно "сделать к ним хэштеги": "любовь", "месть", "страх", "эмоции". Все что уже есть у вас в качестве заготовки для основного текста теперь будет в одной из тематических категорий или в нескольких.
Так вы сможете выявить несколько основных тем. Например, фильм "Эта замечательная жизнь" затрагивает тему любви, семьи, свободы, денег, власти.
Определив, каких тем в сценарии больше всего или какая основная. будет легче понять, какой ключевой вопрос в вашем произведении.
Шаг 2: Задайте конкретную тему
После того, как вы уже определили для себя несколько категорий, пришло время преобразовать их в актуальную тему. Можно сформулировать ее в виде риторического вопроса, например: "Могут ли деньги заменить счастье?" Можно наоборот, сразу конкретизировать: "Деньги не сделают счастливым". Если тема вам понятна, и на этом этапе вы понимаете, что ваша идея слабовата, попробуйте сгенерировать другую идею >>>>>
Продумывая тему, не нужно изобретать колесо. “Деньги не купят вам счастья”, например, главная тема в «Фарго», но это вовсе не значит, что от нее стоит отказываться. Наоборот, именно так и надо ее формулировать, если чувствуете, что рассказать хотите именно об этом. Да и вообще, когда пытаетесь найти тему для сценария, не высасываете ее из пальца, лучше взять простую и известную. Проверенная тема точно найдет отклик у зрителя.
После того, как вы разобрались с базовой идеей вашей темы, пришло время добавить три главных персонажа из вашего сценария — главного героя, антагониста и персонажа который их связывает или стимулирует развитие конфликта.
Конечно, по мере появления героев тема может несколько видоизменяться, но волновать вас это не должно - это просто более точная формулировка ваших мыслей, то самое "копание глубже".
Для начала нужно понять, как главный герой будет решать основную проблему произведения, соответствовать ей и решать ее.
Вы, вероятно, уже знаете и понимаете, что главный герой на протяжении всего действия должен расти и совершенствоваться, не стоять на месте. Часто он борется с собой, пытается стать лучше, осознать и исправить свои ошибки, чтобы в конце стать улучшенной версией себя.
Раскрытие главной темы сюжета неразрывно связано со становлением личности главного героя, с его преобразованием из потерянного, пустого или просто безликого персонажа в сильного духом и преодолевшего свои невзгоды. Возможно, конечно, именно у вас это будет происходить иначе, это лишь стандартный ход развития сюжета. Однако, у этого стандартного хода есть четкий план, и выглядит он так:
Действие 1: позиция главного героя совершенно противоположна постановке ключевого вопроса вашего сюжета (то есть, в случае с "деньги не сделают вас счастливцем", главный герой бы считал, что в деньгах и есть счастье).
Действие 2: главный герой начинает сомневаться в своей правоте в этом ключевом вопросе, но все еще сопротивляется и пытается гнуть свою линию.
Действие 3: главный герой, наконец, осознает истину, полностью принимает её, все становится на свои места.
Примеры:
- «На обочине»
Ключевой вопрос: чтобы любить кого-то, вы должны быть эмоционально зрелыми.
Майлз не думает об этом в первом акте, но учится принимать эту истину в конце третьего сюжета.
- «Эта замечательная жизнь»
Ключевой вопрос: надо уметь получать радость от каждой мелочи, происходящей в жизни.
Опять же, эта мысль обходит Джорджа Бейли стороной в начале фильма, но к концу на него находит прозрение.
- «Матрица»
Ключевой вопрос: вера в себя и в свои идеи.
Нео понятия не имеет, что нужно верить в себя, чтобы полностью себя реализовать, пока он работает в офисе в начале фильма, в третьей части узнает, что он избранный и побеждает "зло".
- «Фарго»
Ключевой вопрос: делают ли деньги счастливым?
В первой части Джерри игнорирует эту простую человеческую истину, однако, в конце осознает свою неправоту.
- «Сияние»
Ключевой вопрос: человеческая натура несовершенна, поэтому удержаться от повторного совершения ошибок невозможно.
Джек пытается отрицать это, однако к концу фильма смиряется.
Шаг 3: Главный герой
Как правило по ходу фильма главный герой меняется, и за этими изменениями и интереснее всего наблюдать зрителю.
Поэтому в начале фильма он может быть неполон, слаб, неуверен в себе, а значит, скорее всего его ответ на ключевой вопрос произведения будет полной противоположностью того, что предлагает автор.
Р.S. Правда не все герои меняются, например комедийные персонажи или подобные Джеймсу Бонду герои франшиз в жанре Боевик или Приключения.
Тем не менее, начинающим сценаристам лучше сначала научиться работать с изменениями в герое, а потом экспериментировать.
Шаг 4: Злодей
Герой-антагонист имеет противоположные ценности и получает другой опыт от ситуации, в которую сценарист помещает главного героя.
Поэтому поначалу они с главным героем примерно на равных, однако, следуя разным паттернам, расходятся в разные стороны от начальной точки.
И часто это противоположное движение, это желание противостоять "добру" настолько в них, отрицательных героях, укореняется, что злодеи теряют возможность развития.
Например, Поттер («Эта замечательная жизнь») остаётся столь же жестоким, как и в начале, Карл и Гир умирают в конце «Фарго» теми же в точности личностями, какими они были в начале, и отель "Оверлук" остаётся каким был навсегда. Но это не значит, что когда вы ищите тему для сценария и разрабатываете антагониста ему не нужно уделить столько же времени, сколько главному герою.
Если вы хотите больше разобраться в особенностях создания антагониста, у нас есть материал как создать злодея >>>>>
Шаг 5: Персонаж, из-за которого возникнет конфликт
Такой персонаж в сценарии обычно служит не только поводом для конфликта, но еще и помогает раскрыть личность главного героя больше, показать всю ее многогранность.
Давайте для простоты назовем его "персонаж-конфликт". Так вот, часто случается так, что "персонаж-конфликт" является любовью первостепенного героя, и почти всегда этот персонаж не активно проявляет себя. А значит и отношение его к главной теме фильма, его личностный рост и проблемы не особо-то и значимы.
Надо понимать, что оба второстепенных персонажа - и злодей и так называемый нами "персонаж-конфликт" (кстати, тут надо добавить, что конфликт он будет порождать не обязательно между кем-то и кем-то, он может создавать внутренний конфликт в главном герое, например) - оба влияют на главного героя.
Но если последний помогает протагонисту убедиться в собственной значимости, переоценить ценности и прочее, то злодей лишь оттеняет этот путь к свету, служит противопоставлением.
Когда вы пройдете все пять шагов, и подробно опишите характеры главного героя и двух вспомогательных, вам будет намного проще аргументировать значимость и драматичность того самого ключевого вопроса вашего сценария, о котором было сказано в начале.
И давайте будем честными, конечно же куда интереснее придумывать неожиданные повороты сюжета вовлекаясь в отношения и интересы героев, чем подгонять все под один какой-то ключевой вопрос, наполненный философским смыслом.
Однако, проблема в том и заключается, что свобода действий в данном случае может привести к тому, что сюжет перестанет быть связным и вести от начала к какому-то логическому завершению, стать просто набором каких-то действий.
В этом и заключается главная ошибка многих сценаристов - сюжет остается сырым и непродуманным, ибо в попытках смастерить то интересный диалог, то неожиданный поворот они расплескивают главную мысль, и так и не доносят до зрителя.
Отсюда и появляется ощущение незавершенности. Не повторяйте этих ошибок!
Очень важно научиться все совмещать - и целостность идеи, и развитие личностей героев, и интересность событий и диалогов.
Тогда ваш сценарий будет ярким, динамичным и наполненным. И, может, этот процесс самоконтроля не самый увлекательный в деятельности сценариста, однако необходим.
Пока у вас не будет найдена и проработана тема для сценария, вы не расскажете о чем-то глубоком, важном, очень человеческом или насущном, вам не удастся заинтересовать продюсеров, агентов и менеджеров и убедить в значимости вашего сценария.
Ну и, как известно, чтобы учиться, обязательно изучать хорошие работы других сценаристов. У нас есть как сценарии, переведенные на русский язык, так и работы на языке оригинала в библиотеке сценариев >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь