Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Что такое саспенс в сценарии
Сгущаются сумерки. Человек идет по пустынной улице и не сразу замечает, что вокруг абсолютно никого нет. Смолкли все звуки. Лишь непонятные подозрительные тени мелькают между домами. Они приближаются, как будто преследуя его…
Вам стало тревожно? Так и было задумано. Специальный прием, призванный вызвать чувство напряжения и волнения, называется саспенс. Это художественный метод, способный ввести зрителя в долгое тревожное состояние с помощью комплекса драматургических, звуковых и визуальных средств. В переводе с английского звучит как «неопределенность» и существует в кино со времени его изобретения. Вспомните знаменитую кинокартину братьев Люмьер, когда поезд прибывает на вокзал. Люди вскакивали от страха с мест и выбегали из зала, им казалось, что огромная машина движется прямо на них и сейчас раздавит.
Спустя время удачным приемом для создания накала эмоций в финале стал пользоваться Дэвид Уорк Гриффит. Однако признанным мастером саспенса по праву считается знаменитый кинорежиссер Альфред Хичкок. Он объяснял его суть очень просто и приводил пример с мирно обедающей семьей, когда вдруг взрывалась бомба под столом. Но, если к этой ситуации применить саспенс, то дело создателей фильма максимально проинформировать зрителя о том, что под столом находиться бомба и она скоро взорвется. Об этом скажет странный взгляд посыльного, надпись на коробке, руки злоумышленника, звук тикающих часов, предчувствия самих домочадцев. Обстановка будет накаляться с каждой минутой и зритель станет тревожиться, понимая в какой опасности находятся люди и гадая, чем закончится их чаепитие. Так режиссер старался вызвать зрителей на эмоции буквально с помощью каждого кадра. Проходные или распыляющие внимание моменты нещадно вырезались.
В современном кино саспенс встречается в мелодрамах, комедиях с черным юмором — «Очень страшное кино», приключениях — «Кинг-Конг», но все-таки чаще его связывают с чувством опасности. По этой причине данный художественный прием нередко используется для создания фильмов ужасов, триллеров — «Разговор», мистических кинолент — «Ведьмы из Блэр».
Почему люди хотят бояться?
В кино жанр мистики, ужасов и триллера имеет собственную неизменную аудиторию. Но почему вместо спокойного романтического сериала люди так стремятся переключить канал на сцены, от которых перехватывает дыхание и нарушается сон?
Психологи дают этому феномену несколько объяснений:
- Выброс гормонов. Когда мы испытываем чувство страха, мгновенно активируются врожденные биологические процессы, свойственные всем живым организмам на земле. В этот момент происходит мощный выброс адреналина от которого учащается дыхание и часто бьется сердце.
Но вместе с гормоном страха выделяется и дофамин удовольствия. Такое смешение химических реакций заставляет нас смотреть фильмы ужасов вновь и вновь.
Чтобы написать саспенс, нужно понимать, что такое структура сценария (структуру сценария мы подробно разбираем в материале Что такое акт в сценарии >>>>>).
- Способ отвлечься от собственных тревог.
Ситуации, с которыми мы сталкиваемся в кино, имеют другой, отличный от нашей судьбы сценарий. Наблюдая за чужими историями, мы испытываем облегчение, что это происходит не с нами или наоборот сочувствуем, понимая, что бывают ситуации и похуже, чем наша. Таким образом, взаимодействие с отрицательными персонажами проходит в безопасном для зрителя и в то же время поучительном ключе.
- Так делать не надо! Думаем мы, смотря со стороны на ситуации, полные опасности. Посмотрев на чужие ошибки, уже на подсознательном уровне мы будем стараться избегать подобных ситуаций и, к примеру, не пойдем по темному парку в одиночестве, прекрасно представляя себе возможные последствия.
- Любопытство. Криминальные истории привлекают поклонников головоломок и любителей пощекотать себе нервы. Люди охотно включаются в предложенную режиссером и актерами игру, проживая сюжет вместе с ними и пытаясь первыми выяснить имя главного злодея.
Также психологи отмечают пользу в сюжетах триллеров неоднозначных персонажей. Анализируя их поступки и действия можно понять, что мир человеческих ценностей достаточно глубок и сложен с большим спектром оттенков.
Так что небольшое эмоциональное потрясение даже полезно для человеческого организма. Это яркие ощущения, дающие хороший заряд нашей эмоциональной сфере.
Только не стоит путать саспенс с чувством отвращения, которое вызывают ходячие мертвецы, кровь, истошные крики и тому подобные приемы фильмов ужасов. Нет, саспенс сравним с постепенно накатывающим чувством жути. Это оно заставляет выключить фильм, чтобы пересидеть в тишине, пытаясь справиться с нервным сердцебиением и собственным бессилием, а затем вновь нажать на кнопку, чтобы посмотреть, чем все закончилось.
Основные приемы развития саспенса
Особенность саспенса в том, что тревожные события происходят не сразу. Напряжение нарастает постепенно, причем порой настолько медленно, что зритель уже сам торопит события в надежде на скорую развязку. Добиться такого эффекта можно в несколько приемов:
Окружающая обстановка начинает меняться!
У иных режиссеров получается довести историю до такого момента, когда герой еще мужественно держится, а зритель уже бьется в истерике.
Дело в том, что грамотный саспенс кроется в деталях. На первый взгляд изменения незначительные, но именно они помогают создать напряжение в кадре. Это может быть медленно капающая вода в подземном переходе или бункере, звуки скрипящей лестницы либо тяжелые шаги незнакомца. Еще пугают наступающие сумерки или порывы ветра. Также нагнетают обстановку внезапные шорохи на которые герой резко оборачивается, а это всего лишь обычная крыса шуршит пакетом в поисках пищи.
Используются всем известные страшилки
Чтобы напугать зрителя не нужно изобретать велосипед, а лучше всего использовать то, что страшит многих. Это боязнь пауков, змей, крокодилов, акул, скелетов и прочей нечисти. Использование сенсорных приемов, то есть звуков или тактильных ощущений поможет намекнуть о существовании чего-то пугающего, заставить посочувствовать.
Например, мы видим, как герой запутывается в огромной вязкой паутине. Он дергается, не в силах выбраться, на его лице написано отвращение, и мы сопереживаем ему, буквально кожей ощущая гадкие прикосновения. В то же время мы понимаем, что паутина здесь не просто так, скоро появится и сам ее хозяин. Крупные планы помогут в создании нужной атмосферы.
Интрига сохраняется до последнего
Зритель должен понимать, что герою грозит опасность. Но удастся ли ему спастись или разгадать главную загадку? Об этом станет известно лишь в финале. Здесь важно помнить, что герой должен вызывать симпатию, от этого эмоции сочувствия и симпатии только усилятся. Видя большие глаза, наполненные страхом, печалью или скрытой болью, мы невольно сочувствуем актеру на экране и ждем счастливой развязки.
Тревожное место или ситуации
Прибытие семьи на каникулы в темный мрачный дом, доставшийся от далекой странной родственницы в наследство, уже приводит зрителя к пониманию, что ничего хорошего от этой ситуации ждать не приходится. Также вызовет тревогу герой, который оказался заперт в бункере или заблудился в катакомбах. То есть порождают чувство страха те ситуации, когда впереди ждет скрытая опасность из-за обстоятельств, в которых люди очутились волей случая.
Личность героя
Один из любимых персонажей писателей в стиле хоррор беспечный, не знающий страха, герой. Это он из чистого любопытства предлагает своим друзьям провести ночь в нежилом доме, смело сует свой нос в старинную подозрительную книгу или выбегает в полночь во двор просто спросить: «Кто здесь?» Зритель по ту сторону экрана обмирает от ужаса от такого простодушного поведения главного героя, понимая, что последствия неминуемы.
Также провоцируют перепады зрительского настроения эффекты неожиданности, когда самый спокойный персонаж вдруг оказывается скрытым психопатом, а невзрачный с виду человек проявляет завидное хладнокровие в минуты опасности. Работа с контрастами — один из сильнейших источников эмоций.
Виды саспенса
Исходя из вышесказанного, саспенс делится на открытый и закрытый виды.
- В первом случае герой не подозревает об опасности, но зритель об этом знает.
- Во втором случае герой знает об опасности, но не знает с какой стороны ее ждать. То есть получается, что зрителю заранее многое известно, и он может сам прогнозировать события. Но, вот заковыка, зритель ничего не может изменить и ему остается лишь наблюдать, негодуя или сочувствуя главным персонажам. А значит, сценаристу и режиссеру удались приемы саспенса, которые помогли создать главную интригу и удержать внимание на протяжении всего фильма.
п.с.: если хотите прокачаться побыстрее, записывайтесь на базовый курс, там, кажется, еще есть местечко.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 20 октября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт 3 ноября 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт зимой 2025
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь