Скрытые инструменты
комедии,
Стив Каплан -
конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Скрытые инструменты комедии, Стив Каплан - конспект
«Умирать … ( пауза) … умирать трудно. ( Пауза продолжительней ) Но… но…комедия труднее».
Законспектировали книгу Стива Каплана "Скрытые инструменты комедии", в которой он рассказывает о том, что такое современная комедия и как с ней работать. Стив Каплан - консультант таких голливудских компаний, как Dreamworks, Disney, HBO, Paramount, Touchstone, он создал несколько театров комедии и программу семинаров, на основе которых и написал эту книгу.
Отличия комедии и драмы
Я был из тех, кого хватают и бьют после школы. Точно не знаю, почему именно меня. Может быть причиной стала неординарность личности, а может – язвительность ума. А может быть, и то обстоятельство, что за весь четвертый класс я ни разу не сменил свитера. (Ну и классный же был свитер! ) Как бы то ни было, но из страха быть избитым я научился по-настоящему быстро бегать – и смешить людей. - Стив Каплан
Как смешные люди учатся быть смешными? Ведь они такими не рождаются. Один из мифов о комедии, что комедия - это магия, которой нельзя обучить, что человек либо рождается смешным, либо нет. Но комики учатся своему ремеслу так же, как все остальные: методом проб и ошибок.
Невозможно научить таланту, но можно научить развивать свои способности, научить играть и писать.
Точно так же, есть миф, что не стоит анализировать фильмы, а тем более комедии, чтобы не уничтожить их магию. Тем не менее, все, кто занимается стендап-комедией только и делают, что разбирают свои выступления, и продумывают свой материал до малейших деталей. Именно благодаря скрупулезной работе с материалом, их шутки попадают в цель, а работа получается структурированной.
Так же, как представители других профессий, комики работают с материалом и прислушиваются к обратной связи до тех пор, пока реплики не становятся меткими и убивают слушателей наповал.
Уметь вглядываться в механику, эстетику и науку комедии и учит эта книга.
Смех и комичность - это не одно и тоже. Абсолютно все может быть смешным. Все, что заставляет вас смеяться.
Допустим, вы идете в кино и смеетесь, а кто-то оборачивается и говорит: «Это не смешно!» И что вам остается? Стукнуть себя по лбу и зарыдать: Вы правы! Это не смешно. Ну и дурак же я! Думал, что получаю удовольствие, и как же я ошибся!
Но не все, отчего вам смешно, может считаться комедией. Потому что комедия - это в первую очередь искусство говорить правду о том, как быть человеком.
Одна из главных задач драмы - помочь человеку помечтать о том, кем он бы мог стать. Основа комедии в том, чтобы рассказать людям, как жить такими, какие они есть на самом деле. Жанр драмы верит в человеческое совершенство, а комедия, наоборот, говорит о том, что человек - несовершенный, в нем много беспокойства, неловкости, невнятности, неуверенности в себе. И это естественно для нашей жизни.
Юмор присутствует во всем том малом, что делают люди. Если вы покажете им, как они выглядели, когда сделали то, что сделали, они будут смеяться. – Сид Сизар «Час Сизара»
Комедия – это искусство говорить правду о том, как быть человеком.
Драма тоже говорит правду о том, как быть человеком, но показывает человека, как умное благородное, бескорыстное и любящее существо. Комедия же способна раскрыть всю правду, не слишком корректируя и скрывая недостатки человека.
Например, вы когда-нибудь видели постановку «Гамлета», в которой принц пукает? Конечно, нет.
В отличие от драмы комедия показывает всю человеческую природу вместе с ее грехами, нелепостями, горестями и печалями. В комедии человек любим, и для этого ему не обязательно быть хорошим и геройствовать.
Комедия - это искусство надежды и правды, метафора человеческой жизни. А вот материал о том как написать ситком >>>>>
Уравнение комедии
В комедии рассказывается про обыкновенных людей, не наделенных геройскими особенностями, которые борются со сложностями, не обладая набором практических навыков и средств, необходимых для победы. Они не теряют надежды и не сдаются до конца.
Это и есть уравнение комедии, если удалить один из элементов, есть риск, что комический эффект пропадет.
Такое уравнение - не набор строгих правил, "не пошаговая инструкция, а карта на случай, если заблудишься".
Основные инструменты комедии:
1. Победа любой ценой
2. Не-Герой
3. Метафоричность Отношений
4. Позитивное (или Себялюбивое) Действие
5. Подлинность Эмоции
6. По Прямой\По Спирали (инструменты разработки сценария)
7. Архетипы
8. Комическая предпосылка
- Победа любой ценой
В жанре комедии можно делать все что угодно, что может понадобиться ради победы и не важно, насколько грубо или по-идиотски это выглядит со стороны. Для того, чтобы победить любой ценой, не нужно пытаться намеренно быть смешным, достаточно оставаться самим собой.
- Не-Герой
В комедии не нужны геройские поступки, достаточно самых обыкновенных людей, не обладающих многими практическими навыками, необходимыми для победы. И чем больше практических навыков у вашего героя, тем меньше шансов на то, что вы создадите что-то комичное. Эволюция персонажа происходит тогда, когда, например, в романтические моменты герой из грубоватого или суетного становится более чутким и зрелым, как персонаж Билла Мюррея в фильме "День сурка".
- Метафоричность Отношений
Этот инструмент помогает зрителю понять, что ему хотят рассказать. Допустим, если автор хочет рассказать о том, какие проблемы есть у супругов, он может показать их, как партнеров по бизнесу. Через такую метафору зрителю будет понятно, какие именно взаимоотношения у пары.
- Позитивное Действие
Герой мыслит позитивно, то есть, он верит, что каждое его действие даст результаты, вне зависимости от того, как глупо или несуразно оно выглядит со стороны. А еще, такой способ показать героя смягчает впечатление от неприятных персонажей.
Когда автор использует этот инструмент, во всех действиях, совершаемых персонажами, заложена вера и надежда на то, что жизнь станет чуточку лучше. Герой ждет этого от каждого своего действия. Но часто этого не происходит, тогда создается комическая ситуация. Ведь если персонаж не верит, что его действие ему поможет, зачем же он тогда его делает?
- Подлинность эмоции
Этот инструмент больше важен для режиссеров и актеров, но сценаристу тоже важно при создании истории понимать, что любая эмоция, которую переживает актер, и есть верно выбранная эмоциональная линия персонажа.
Джон Клиз когда-то рассказывал, что, создавая группу «Монти Пайтон», они считали комедию неким набором разрозненных глупых трюков, а позже они поняли, что комедия – это когда наблюдаешь за кем-то, кто смотрит на того, кто делает какие-то глупости.
Эта мысль лежит в основе понимания этого инструмента, задача которого, помочь найти исполнительское решение сцены, которое будет наиболее реалистичным. Например, если в сцене есть пощечина или поцелуй, их не нужно играть, как и реакцию на них, их достаточно прожить.
Хорасу Уолполу приписывают слова: «Мир – комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует».
Когда сценаристы не понимают, что в комедии есть место искренним, настоящим чувствам, зритель становится свидетелем гримасничания или других актерских выкрутасов. На деле, чтобы сыграть комедию, достаточно того, что актеры - люди. Их естественная реакция и есть то эмоциональное состояние, в котором должны находиться персонажи.
- По прямой\по спирали
Распространено мнение, что в комедии важен дуэт из хохмача и простака, что он особенно добавляет комичности. Но на деле, комичность складывается благодаря персонажам или одному персонажу, который либо не видит проблемы, либо сам ее создает, что вынуждает его или другого персонажа бороться с проблемой.
Тот, кто идет по прямой, не видит проблемы, которую сам же создал, а тот, кто идет по спирали пытается бороться с проблемой, но не может ее решить.
Этот инструмент не определяет персонажа, но смещает на него фокус. Тот, кто идет по спирали, пытается бороться, и тем самым привлекает внимание зрителя и симпатию. Фокус в комедии может перемещаться между персонажами, когда они оказываются в эмоциональном фокусе сюжета. Таким персонажем не обязательно должен быть главный герой. Это персонаж, который в определенный момент занимает большую часть экранного времени, а значит, находится в фокусе нашей эмоции.
Идущий по спирали напряженно пытается разобраться в том, что он видит, а идущий по прямой не замечает не только идущего по спирали, но и никого и ничего вокруг. И из-за этого совершает глупости.
- Архетип
Персонажи воплощаются в архетипах, которые сопровождают нас на протяжении трех тысяч лет. Эффект узнаваемости создает комичность. Больше об архетипах в материале Герой комедийного сериала >>>>>
- Комическая предпосылка
Комическая предпосылка - это ложь, через которую говорится правда. Это та диллема, проблема, которая движет главными героями в течение развития истории, и развивает ее.
Персонажи
В комедиях часто встречаются неприятные персонажи: лицемеры, полные ничтожества, мягкотелые и бесхарактерные. И часто, именно они располагают к себе зрителя. Но это не значит, что быть отвратительным гадом смешно.
Дело в том, что персонажи противны не просто так, а потому, что именно это может помочь им кого-то победить и чего-то достичь. Те персонажи, которые совершают плохие поступки и являются злыми "по жизни", редко смешны и интересны зрителю. Герои могут быть негодяями, потому что им так лучше живется, такое поведение или образ жизни приносит им позитивные эмоции.
Отрицательные черты характера или действия не являются негативом. При этом негативное действие может помочь создать драматический момент. Драматическим или мрачным в комедии можно назвать тот момент, когда персонаж сдается, чувствует что он не может себе помочь, и никто ему не поможет. Когда из уравнения комедии исчезает надежда, возникает драматический момент. Они в комедии тоже необходимы.
Часто говорят, что эмоция – наркотик. Мы, комедиографы, с таким не согласны. На самом деле это неправда. Правда же состоит в том, что в тот или иной момент эмоция фокусируется на одном персонаже в сцене.
В этом заключается искусство комедии и создания комедийных персонажей.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь