Блог Студии
Снегири
НОВОСТИ, СТАТЬИ, ПОСТЫ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ,
писателей, РЕЖИССЕРОВ, ФИЛЬММЕЙКЕРОВ
Кто такой фильммейкер и почему все вокруг что-то снимают?
В киношколе есть не только курсы для сценаристов, но и для фильммейкеров.
Мы встретились с мастером курса, режиссером, сценаристом, фильммейкером Дмитрием Чирковым и обсудили особенности профессии, насколько сложно ее освоить, как к этому подступиться и для чего нужно образование.
Дмитрий, расскажите, пожалуйста, кто такой режиссер-фильммейкер?
Фильммейкер - это тот, кто создает фильм. Он отличается от других участников кинопроцесса тем, что знает процесс производства от создания идеи до размещения фильма в прокатных конторах или сети. Фильммейкер понимает, какие зоны ответственности у каждого из департаментов, его знаний хватает, чтобы самому полностью поставить кадр, смонтировать материал, подобрать музыку.
Человек этой профессии понимает, какой результат должен получиться и может сам его добиться.
Профессия называется режиссер-фильммейкер, потому что в данном случае, если фильммейкер - это оркестр, то режиссер - это первая скрипка. Именно он выступает организатором творческого процесса, он находит сценарий, вытаскивает из него какие-то смыслы, принимает решение о том, какой фильм снять и что этим сказать людям.
Почему фильммейкерство так стремительно набирает обороты? Такое ощущение, что все вокруг что-то снимают: короткометражки, видео-блоги, веб-сериалы.
Это напрямую связано с развитием общества потребления. Именно оно ответственно за появление индустрии развлечений. Плюс, появление интернета, которому не так много лет, всеобщая цифровизация - все это новые возможности.
Развитие про которое вы спрашиваете, связано со стремительностью технического прогресса и цифровизации. Ведь кроме творчества в кино большую роль играет технический аспект - пленка, камеры, штативы, освещение.
Если 30 лет назад, чтобы что-то снять нужно было найти человека с видеокамерой, договориться с ним, заплатить скорее всего, то сейчас у нас у каждого в кармане телефон, на которой можно снять любой фильм.
Расскажите про свой первый опыт работы режиссером-фильммейкером, что это был за фильм, короткий/полный метр, как это происходило, что было сложнее всего?
Мне тогда было 15 лет, вместе с одноклассниками я узнал, что у мужа нашей классной руководительницы есть кинокамера, и мы пришли к ней в гости.
Вадим Иванович показал нам камеру и на этом все, нормальная жизнь для меня закончилась.
Когда Вадим Иванович дал нам в руки камеру, показал как заправлять пленку, тогда все и началось. За 20 минут он рассказал нам что такое кадр, план, ракурс, зачем они нужны, что такое композиция. Это были мои первые знания.
После с одноклассниками пошли в парк снимать кино про каскадеров, это было время, когда в моде было карате.
А зачем вообще пытаться снимать кино самому, чем это лучше, чем пробиваться в студию на хорошую зарплату и проекты с большим бюджетом?
Для начала стоит отметить, что вы не пробьетесь на студию на хорошую зарплату, режиссером, если у вас нет опыта. Ведь сперва надо доказать продюсеру, что вы умеете снимать кино и не сольете его деньги.
Нажать кнопку и сказать “поехали” - это не снимать кино.
Но если вам это действительно хочется делать, никто вам не помешает. Можно параллельно устроиться на студию в роли постановщика, в бригаду осветителей, в департамент реквизита, потихоньку внедряться в индустрию. Но оператор и режиссер - это обученные и опытные люди, которым продюсер должен доверять.
Наш курс для режиссеров-фильммейкеров как раз сделан для тех, кто хочет понять азы профессии. Мы на нем дадим знания, без которых дальше никуда - как работает пространство, кто такой герой с режиссерской точки зрения, как его правильно одеть, чтобы его образ говорил сам за себя, как понимание золотого сечения поможет правильно выстроить кадр и тд…
Если я планирую сам снимать кино, нужно ли мне образование можно же и научиться всему самому, зачем тогда киношколы современным режиссерам, фильммейкерам?
Теоретически самому можно все, есть гугл, ютуб, много книжек.
Но штука в том, что можно прочесть 20 книг о том, как писать сценарий, но написать его вы так и не сможете.
Потому что, когда нет обратной связи, непонятно, что хорошо, а что плохо, тем более у каждого свой способ. С режиссурой то же самое.
До того как поступить на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, я уже долго работал в театре как актер и в рекламном агентстве продюсером, и режиссером рекламных роликов. То есть, я уже достаточно много знал, но только во время учебы я понял, насколько мои знания были хаотичны.
Этот курс дал мне ту матрицу, благодаря которой все знания разлеглись по полочкам и я перестал бояться, что что-то не знаю или забуду, понял как именно надо работать.
Когда вы обучены, вы обращаете внимание на то, на что не будет обращать внимание человек без образования, на те детали, которые понятны только профессионалам, например алгоритм съемки.
Ведь если он неправильный - это брак, продюсер и другие это увидят.
Как сложно учиться на режиссера-фильммейкера? Насколько заумный материал, который нужно учить и запоминать? Что нужно изучать и знать кроме режиссуры, чтобы снимать кино?
Талант, как известно - это 5% успеха, а 95% это каждодневный труд.
Творчество - это ваш личный разговор с Богом и ваш талант. Но если вы не будете учиться, ничего не будет.
Задача учителей вас направить, а все остальное уже зона ответственности обучающегося.
Я бы не сказал, что материал заумный, мне было 15 лет, когда я начал снимать и понимать, например, чем кадр отличается от плана. Заумности начинаются тогда, когда в режиссуре вы уже прошли определенные этапы и начинаете копаться внутри себя, задавать разные вопросы мирозданию, уходить в метафизику. Но это уже уровень выше продвинутого.
Что отличает хороший фильм от плохого? С какого вообще раза может получиться хороший фильм, если начинаешь с самого нуля? Сколько нужно учиться и снимать до каких-то хороших результатов?
В первую очередь отличает наличие хорошего сценария. Если чертеж фиговый, самолет вы не построите. Следующее - это работа режиссера, он должен из букв вычленить персонажей, героев, одеть их и заставить говорить мысли, а не просто слова. Это уже полдела.
Залог хорошего кино в том, что каждый честно делает свою работу и не халявит. Но отталкивается все от хорошего сценария, в котором герой действует и желает что-то сделать.
Хороший результат может получиться с первого раза. Есть много примеров, когда дебют становится самой сильной работой режиссера.
У киношников даже есть такое понятие - синдром второго фильма, когда следующая за первой работа выходит слабее, а может и все остальные тоже.
Насколько реально новичкам привлечь в свой дебютный фильм профессиональных актеров, или хотя бы студентов, и как это вообще сделать?
Других людей привлекать достаточно легко, этого не надо бояться, потому что если у актера есть время, он всегда поможет вам в съемках, ведь для него это тоже возможность. А если у вас есть хоть какой-то бюджет, тем более. Но начинать можно и с просьб о дружеской поддержке начинающему режиссеру.
Даже большие звезды вряд ли откажут, если вы лично обратитесь к ним с просьбой, в этом нет ничего сверхъестественного.
А если вы будете искать актеров не в Москве или Петербурге, а в драмтеатрах других городов - это даже еще лучше. Выбирайте нужный вам типаж, подходите и обсуждайте.
В режиссерском деле очень важно зажечь в актере искру, если вы сможете человека своей энергией и верой в то, что у вас будет гениальное кино, заставить тоже поверить, он согласится.
А дальше, это горение просто нужно поддерживать на протяжении всей работы.
Какие шансы снять свой фильм, если вы не в Москве или Питере, а где-то в небольшом городе или вообще живете один в чужой стране?
Не вижу в этом никаких препятствий. Если у вас есть кинокамера, хотя бы в телефоне и ноутбук, на который можно скачать хотя бы демо версию монтажной программы, все получится. Камеру можно купить самую простую, хоть на Alliexpress за 1500 рублей, а к ней самый просто объектив. Лишь бы было что-то, что снимает изображение.
В чужой стране артистов найти, возможно будет трудно, но не так сложно, идите в театры, театральные студии, рассказывайте, разговаривайте.
Самое главное - это действовать. Режиссер-фильммейкер работает с персонажем, который совершает какие-то действия, и не сможет этого сделать, если сам будет сидеть на диване. Во всех остальных случаях - сможет.
Есть ли что-то, что при съемке не сделать без денег? Какие-то затраты, без которых точно не обойтись при создании фильма? И что делать, если бюджет вообще ноль рублей ноль копеек?
Мы уже так или иначе обсуждали эту тему. Сразу отмечу, что блокбастер без денег вы конечно не сделаете, это надо понимать. Но снять небольшой фильм, действие которого развивается, например, у вас дома, в парке, в лесу с друзьями и тд. Вы сможете. Если нет камеры или ноутбука, всегда можно одолжить у друга, то же самое с монтажной программой.
Все упирается в идею вашего фильма, сценарий.
Недавно один из моих знакомых как раз сделал проект практически без бюджета, там все действие происходит в лифте, в котором застряла маленькая девочка. Единственная затрата - поехать на лифтовый завод, найти нужную кабину и договориться там о съемках. Все.
Есть ли смысл сценаристам и писателям пытаться снять фильм или лучше в это не лезть и заниматься только текстами? А если да, то для чего им это нужно?
Как писал Юрий Левитанский: “Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу.”
Если столяр хочет снимать - это его право, и наоборот. Так что если писатель хочет снимать кино, значит это ему надо.
Как понять, что ты можешь быть режиссером-фильммейкером? Есть какие-то черты характера, по которым точно можно сказать, что у кого-то получится, а у кого-то нет?
Нет, такого не существует. Дело в том, что все критерии придумыаем мы сами. Вы хотите заниматься - занимайтесь. Надоело - не надо. Вот мне не надоело, иногда хочется уйти в монастырь, но я понимаю что сбегу оттуда на следующий день, потому что захочу снимать кино.
Вообще есть такая байка, что режиссер начинает ненавидеть то, чем занимается в середине проекта, но после того как фильм заканчивается, приходит отдых и опять начинается это шебуршение ниже спины и хочется куда-то побежать и что-то делать.
Все зависит от вашего желания . От вашего “Я хочу”.
Расскажите, что-то из того, что будет на курсе режиссеров-фильммейкеров?
Курс создан для того, чтобы рассказать об азах профессии.
Что такое азы? Это то, без чего нельзя снимать кино.
Это не только творчество, но и большое количество технических особенностей. Что такое кадр, правила комфортного монтажа, что с чем клеится, что такое ось взаимодействия персонажей, чем киношный персонаж отличается от сценарного, что такое пространство, в котором действует герой, что такое композиция кадра. Все это мы будем изучать.
Но конечно, если вы хотите быть режиссером, вы будете учиться всю свою оставшуюся жизнь.
Есть разные упражнения, которые помогают включиться в работу, если вы их выполняете, все получается. Например, одно из заданий курса - снять как можно больше планов и ракурсов на одного человека. Вы бабушку или маму будете дольше уговаривать, чем снимать. Каждое такое задание мы вместе разбираем, каждый получает обратную связь. Так и будем учиться.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, драматургов
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Старт 22 сентября 2024
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Старт сразу после регистрации
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
Старт сразу после покупки
лекционные экстра-интенсивы
Разберитесь с самыми актуальными темами в сценарном мастерстве и драматургии в максимально быстром и концентрированном формате
Старт осенью 2024
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
старт 6 октября 2024
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
старт сразу после покупки
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Порекомендуйте нам статью для перевода
Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.
Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.
А вам выразим благодарность за наводку.
Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь