Что такое бит шит
и как он
помогает
писать сценарий
Что такое бит шит и как он помогает писать сценарий
Бит шит — это важный инструмент в наборе сценариста. Большинство современных авторов его используют, в т.ч. и в России. К сожалению, информации о том, как пользоваться этим суперполезным инструментом в Рунете очень мало.
Мы решили это исправить.
Что такое бит шит?
Бит шит (англ. «beat sheet» — это список битов).
Но что же такое бит?
Бит — это одна из важных сюжетных точек, которая формирует структуру истории. В отличие от незначительных точек сюжета, которые просто добавляют текстуру, формируют сцену или обеспечивают экспозицию. Обычно бит — это событие, открытие или инцидент, который изменяет цели персонажа и/или влияет на драматическое напряжение.
Бит — ключевое событие истории, поворотный пункт или шаг истории. Каждый сценарий состоит из множества таких шагов. Бит, чаще всего записывается в одно предложение. Соответственно, бит шит — это список таких предложений.
Как утверждает гуру сценарного мастерства Линда Сегер, обычно бит состоит из действия, которое вызывает реакцию.
Пример удачного бита:
- «Кинг-Конг хватает женщину и направляется в джунгли — хорошие парни их преследуют!»
Подготовили для вас статью >>>>> Бит шит - это... Каждый сценарий заслуживает хороших битов
В чем суть такого подхода?
Самый большой плюс бит шита в том, что он позволяет увидеть всю историю на одной- двух страницах
Этот инструмент пришёл к нам из-за рубежа. Тем не менее, в последние годы всё больше российских авторов пользуются им. Особенно хорошо он зарекомендовал себя на производстве сериалов. Однако, для полного метра использовать его тоже довольно полезно
- Как выглядит бит истории?
Бит — это некое важное событие для понимания истории, которое нужно знать либо герою, либо зрителю. Либо и герою, и зрителю.
Бывает так, что бит является информацией для зрителя, но об этом может не знать герой.
Каждый сценарий состоит из множества таких битов, таких шагов. Есть основные биты, на которых держится вообще вся структура сценария. И есть биты второстепенные (из них состоят сцены).
Бит записывается коротко, в одно предложение. Если часть истории вам приходится
описывать в абзац (4-5 строк) — вы пишите уже не бит шит, а синопсис либо поэпизодник.Зачем это нужно уметь начинающим сценаристам?
Написание бит шита — это не попытка написать сценарий.
Бит шит — чисто технический, рабочий инструмент и файл, который кроме самих авторов, редакторов и продюсеров никто никогда не увидит. Дальше черновиков этот документ обычно никуда не уходит. Даже в заявке бит шит расписывать не принято. Может быть, кто-то из продюсеров захочет его увидеть, но, тем не менее, чаще всего просят синопсис. По крайней мере, в формате заявок.
Однако этот инструмент позволяет увидеть сценаристу суть истории, не отвлекаясь на детали:
— Мы не отвлекаемся на то, в каких локациях происходят события.
— Мы не отвлекаемся на реакции персонажей (если они не важны для истории).
— В бит шите нет описаний, если это, опять же, не часть истории.
Все это бит шит не включает.
Однако…
1. Бит шит позволяет увидеть — есть ли вообще события в истории
Тезисное, техническое описание истории позволяет увидеть количество всех важных событий, их расположение.
2. В нем сразу хорошо видна структура и динамика
Становится заметно, где есть динамика, где она проседает. Если это сделано умышленно — всё нормально. Мы осознанно можем замедлять историю или же наращивать темп. Например, в кульминации и, если это соответствует жанру. Если же мы собирались сделать яркую динамичную историю, но по битам видим, что в ней ничего подобного нет, бит шит — отличный способ увидеть, что история замедлилась либо вообще стоит на месте, а главное — быстро исправить выявленные недостатки.
3. хорошо видны пропорции актов
По крайней мере, каких-то важных сюжетных точек: первый поворотный пункт, центральный, завязка, кульминация, развязка. Не нужно это всё вымерять "под линейку", однако можно понять, например, что до центрального поворотного пункта очень мало событий, а после него — много. Соответственно, нужно еще подумать над историей. Можно, конечно, ничего не изменять. Но чаще всего это как раз-таки повод подумать над тем, чего не хватает в истории. И почему так получилось, что центральный поворотный пункт, случается слишком быстро. Если это было сделано не умышленно — это очередной повод что-то исправить.
Плюс, на этом этапе, очень удобно выстраивать «мостики» в истории. Например, мы увидели какое-то событие, а потом оно эффектно срабатывает в финале. Именно на уровне бит шита можно увидеть: не забыли ли мы всё это выстроить, сделать соответствующие пометки.
4. Становится проще работать с историей: имеется возможность быстро что-то двигать, менять, пересекать сюжетные линии (линии А, Б, С, Д)
Бит шит можно записывать просто ручкой на листе, на маркерной доске, на стикерах. Чаще это как раз происходит, если есть несколько сюжетных линий, и хочется расставить все события в линиях таким образом, чтобы определенные линии не потерялись.
Например, идёт первая сюжетная линия А — пара сцен (пара битов), потом линия B — пара сцен (пара битов). Потом линия C, может быть, линия D.
С помощью бит шита легко проследить, что надолго потерялась какая-то из линий.
Типы битов в сценарии
▪ Информационный — несет новую информацию для героя и/или зрителя.
Наглядный пример: заявить героя через «приём утреннего пробуждения».
Герой просыпается у себя в комнате. Мы видим у него на полке грамоту, кубки и фотографии, где он играет в футбол, — это информационный бит. Через эти детали мы узнаём, что герой занимается футболом и у него даже есть некоторые успехи.
Или же на столе персонажа стоят грязные кофейные чашки, смятые обёртки от шоколадок, недопитые банки энергетиков — все это признаки того, что герой работал всю ночь.
Важно:
В бит шите нет надобности прописывать досконально ВСЕ ДЕТАЛИ о том, что на столе персонажа стоят банки энергетиков, шоколадки, кофе и т.п. Нужно как можно лаконичнее обозначить, ЧТО именно мы должны увидеть. А КАК ЭТО БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНО мы придумаем, скорее всего, уже на этапе диалогов или поэпизодника. В бит шите же просто обозначаем, какую информацию мы должны дать зрителю, что важно для истории.
Другой пример информационного бита:
Герой включает телевизор и там сообщают о каком-нибудь происшествии.
"Из телевизора герой узнаёт, что весь город завалило снегом, на дорогах пробки".
Чем бит короче, тем лучше.
▪ Событие (которое влияет на историю, обычно — усложнение)
Герой пытается открыть дверь, чтобы выйти из дома, но дверь завалило снегом. Или едет в машине, врезается в дерево и опаздывает на встречу.
Удачный пример из сериала «Во все тяжкие», когда мистер Уайт падает в обморок и узнаёт от врача о своем диагнозе. Это определённо бит (важное событие, которое влияет на историю).
▪ Принятое решение (герой/герои выбрали способ или план).
У героя есть проблема и он принимает некое решение, чтобы ее преодолеть. Иногда это можно назвать "выбором героя".
Тот же мистер Уайт сидит возле бассейна и зажигает спички. В этот момент он принимает решение, что будет заниматься наркотиками. Уже в следующей сцене мы можем посмотреть на реализацию принятого решения — действие (он нашёл Джесси и предлагает ему партнёрство).
В бит шите же просто пишем: "герой принимает решение заниматься наркотиками".
▪ Действие (сказал, сделал, соврал, украл, влюбился и т.д.).
Герой может реализовывать какой-то план: он начинает готовиться, что-то покупает, он может кому-то что-то сказать, влюбиться, наврать, не ответить, промолчать.
Раньше был довольно распространен шаблон, когда герой видел героиню в замедленном темпе (конечно же, под музыку). Он смотрел на неё, а она шла, "плыла".
Сейчас этот прием применяется всё реже и реже, потому что стал немного шаблонным. В бит шите это будет просто "влюбляется" или "видит и влюбляется", без лишних деталей.
▪ Реакция (расстроился, обрадовался, испугался/не испугался).
Какие бы события ни происходили, какую бы информацию ни получал герой — очень важно, как он на неё отреагирует. Ведь в реакции раскрывается характер персонажа. Важно не терять эти реакции, особенно на первых этапах, когда герой только появляется.
Реакция героя тоже прописывается в бит шите (если это важно):
"Герой видит, что его конкурент на работе поскользнулся, упал и ударился головой".
Но один персонаж обрадуется (он давно метил на место конкурента). Другой персонаж испугается, вызовет скорую помощь.
На одни и те же события, разные герои дадут разные реакции.
Что такое основные и второстепенные биты?
Основные биты — это системообразующие биты, на которых построена вся история. Что это за биты?
▪Это несомненно события, связанные с завязкой (то есть с каким-то побуждающим событием). Возникает проблема, вынуждающая героя действовать.
▪Первый поворотный пункт, когда герой начинает решать эту проблему определённым способом.
▪Центральный поворотный пункт, где история разворачивается на 180° и ставки повышаются (либо враги оказываются друзьями, а друзья — врагами). История меняет направление.
▪ Финальный поворотный пункт, который находится перед кульминацией или внутри.
▪ Ключевой поворотный пункт (может быть внутри кульминации).
▪ Развязка. Мы понимаем, чем история закончилась.
Второстепенные биты
— это менее важные события внутри сцен (информационные биты, к примеру).
Эти биты, безусловно, нужные. Однако не на них держится сюжет. Они лишь дополняют основную историю. В каждой сцене может быть несколько таких второстепенных битов.
Основной бит может состоять из нескольких сцен. Как это будет выглядеть?
Например, когда мистер Уайт падает в обморок, его везут в машине скорой помощи и врач сообщает ему диагноз — это минимум 3 сцены, но один основной бит. То есть, Уолтер узнаёт, что у него рак, а в бит шите будет указано: "Уолтер падает в обморок и в больнице узнаёт, что у него рак".
ВАЖНО:
Если в сценарии есть две сюжетных линии, то основные элементы структуры второстепенной сюжетной линии мы тоже будем включать в бит шит.
Как выглядят каждый бит истории? Как они располагаются?
В экспозиции всегда много информационных битов. В начале фильма часто кажется, что как будто бы ничего не происходит, но сценаристам нужно рассказать о сеттинге (мире произведения) и героях.
Экспозиция — это как раз-таки набор неких информационных битов. Мы видим, где живёт герой, на какой машине ездит (либо он передвигается на метро/ходит пешком).
В бит шите много второстепенных информационных битов делать не нужно (лучше записать всё одним битом). Например, утро героя: он живёт бедно или, наоборот, очень состоятелен и у него есть обслуживающий персонал. А дальше начинают разворачиваться события.
В экспозиции только на первый взгляд вроде бы ничего нет. Но, на самом деле, нужно дать много информации, чтобы понять, что за герой перед нами.
В сериалах часто нужно пытаться прятать, перемещать за завязку все эти информационные биты, делать отложенную экспозицию, когда мы узнаём о жизни героя постепенно. В таком случае, до завязки нам важно узнать только то, что даёт возможность понять, в чём состоит основная проблема и что именно произошло с героем.
Завязка — это всегда основной бит (системный бит в структуре и истории).
Дальше, как правило, идут некие обсуждения: у героя появляется реакция на то, что произошло, он принимает решения, делает выбор, либо же у него сразу появляется план действий. Всё это приводит к тому, что мы оказываемся в точке первого поворотного пункта, где у героя уже есть главное решение.
Дальше все действия, все основные сюжетные повороты (это тоже будут основные биты). И, конечно, всё заканчивается развязкой.
Пример:
Экспозиция сериала «Во все тяжкие — это набор информационных битов. Мы увидели спальню героя, его семью, взаимоотношения с семьей: с женой у него не очень хорошие отношения, у него есть ребёнок с ДЦП. Потом мы видим героя в школе. Он, как педагог, пытается заинтересовать класс химии, но старшеклассники его «сливают». А самый главный хам — обижает. Затем мы видим героя на заправке, где его заставляют протирать машину, с чем он был не согласен, но он соглашается.
Это решение, согласиться всё-таки и пойти протирать машину, — даёт очень много информации о герое. Мы видим его затюканным. Все им пользуются. Он позволяет всем собой пользоваться. Решения, которые он принимает, — он никак не поставил на место школьника, никак не смог дать отпор, отказаться протирать автомобиль.
А потом ему ставят диагноз.
Обратите внимание: эти первые информационные биты оченнь много говорят о личности, о характере.
Зато потом, уже внутри сцены, когда в магазине кто-то пошутил не над ним, а над его больным ребёнком, герой уже начал меняться и принимать совсем другие решения. Он стал в подобной ситуации вести себя иначе.
Но если бы не увидели в самом начале этих информационных битов о том, что он позволяет, прощает, съедает, проглатывает такое отношение к себе. Если бы он просто дал отпор в магазине, а мы не знали, что совсем недавно с героем происходили похожие ситуации в школе и на заправке, то для нас те же самые биты воспринимались совсем иначе. Мы бы думали, что он всегда такой. Мы бы не заметили изменения героя.
Сколько нужно битов для сценария, фильма или сериала?
Нет точного ответа на этот вопрос. Всё зависит от жанра, от формата, темпа, насыщенности событиями и т.д.
В одной часовой серии сериала примерно 8-10 основных битов. Кто-то говорит о 15 битах.
Если сериал получасовой, то основных битов тоже будет достаточно много. Плюс, скорее всего, в нем будет несколько линий (как минимум 2-3). Получасовые сериалы — это зачастую комедии. В них обычно достаточно много действий и событий. Соответственно, сюжетных поворотов тоже достаточно много. В плане насыщенности событий внутри этой структуры, комедия — один из самых плотных. В боевиках, экшенах тоже достаточно много событий.
Если речь идет о серии мелодрамы, в ней условно может быть примерно 6 событий.
В детективной истории основных битов может быть и 10, и 12, и 15.
Однозначно ответить на вопрос: сколько надо битов — чаще всего невозможно. Даже внутри одного жанра можно абсолютно по-разному работать. Где-то могут быть длинные сцены, в которых герои очень много разговаривают.
Например, в сериале "Настоящий детектив", герои всегда довольно много говорят (хотя жанр подразумевает расследование и наличие криминальной истории). Но этот сериал тем и отличался, что на первый план его создатели вывели не расследование, а некие размышления главных героев.
Всё очень индивидуально.
Количество второстепенных битов зависит от жанра и стиля (точно так же, как и главных).
- Чем больше действий, чем больше внешних конфликтов — тем больше будет битов.
- Чем больше психологии, диалогов и внутренних конфликтов — тем меньше битов.
- ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
1. Самая частая ошибка — это увлекаться и одно событие пытаться расписать, как сцену поэпизодника.
Поэпизодник — это этап написания сценария, когда мы понимаем, из каких сцен будет состоять история, заработала ли вообще история, в тот момент, когда она была разбита на сцены.
Может быть, что-то потерялось? Может быть, что-то нужно переместить? Поменять местами какие-то сцены либо линии?
Когда появятся ещё и диалоги — работать со структурой будет сложнее. Вы уже не сможете так просто перетасовать сюжетные пазлы. То же самое касается и битов. Если вы начинаете писать бит шит и вдруг увлекаетесь, ударяясь в описания, реплики — вы уже пишете не бит шит.
2. Локации. Если это не имеет критически важного значения для понимания бит шита, то можно просто писать "герой едет и оказывается на встрече" или "попадает на встречу с таким-то героем", а ГДЕ ИМЕННО они встречаются — обычно непринципиально. Конечно, если герой не пытается встретиться с космонавтом на орбитальной станции.
Если герою нужно просто технически получить какую-то информацию от другого героя, то мы понимаем, что это может произойти и у него дома, и на работе, и по дороге в школу. Если это не несет принципиального характера в рамках сюжета — локации лучше вообще не указывать.
3. Диалоги и реплики. Конечно же, если герой давал интервью и его поняли превратно, начали травить — это ключевой момент истории. Но если вы придумали какие-то остроты для героя, лучше на данном этапе их не прописывать.
4. Глаголам — да, прилагательным — нет. Прилагательные в бит шите стоит использовать, как можно меньше (чаще всего их вообще не надо использовать). У нас есть: существительное, имена + глаголы.
То есть, кто-то что-то делает или что-то происходит.
Происходит действие — герой реагирует. Не нужно пытаться в бит шит впихнуть все подряд.
5. Пять в одном. Часто автор пытается в один бит уместить 5 важных событий — это плохо. Лучше не вводить в заблуждение ни себя, ни тех, кто будет всё это читать.
- Итоги:
Бит шит — это очень удобный инструмент, который стоит использовать, работая над сценарием.
1. Нет какого-то чёткого стандарта, как именно нужно писать бит шит. Кто-то сформулирует одну и ту же историю так, кто-то чуть иначе. Важно, максимально сжато и тезисно описать основные действия.
2. Нужно понимать, что бит шит — это необязательный инструмент в работе сценариста. Это несомненно полезный, но лишь рекомендуемый инструмент, который может вам помочь.
Разработку истории можно начинать с бит шита, а не синопсиса, если вы достаточно хорошо овладеете этим навыком. Более всего он подходит для динамичных, достаточно насыщенных событиями историй.
В полном метре он поможет лучше увидеть историю, несмотря на большие объемы. В сериалах он позволяет лучше управлять сюжетом, особенно когда в нем несколько линий.
Рекомендуем потренироваться: разбирать на биты сначала какие-то известные фильмы/ сериалы, а потом пытаться выстроить свою историю в подобном формате.
Практическое задание:
Попробуйте начать разбивать на биты любимые истории. К примеру, возьмите первую серию сериала "Во все тяжкие" и пытаетесь найти в ней основные биты. Их будет 10-15. Обязательно запишите их. Возьмите другую историю и проделайте с ней то же самое.
За несколько подобных разборов вы набьёте руку.
Освоив этот инструмент, вы начнёте лучше понимать собственные истории, сможете тезисно записывать их и видеть: работают они или нет.
Как создать крепкий бит шит и как вообще работать с битами мы подробно рассказываем на наших курсах — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь