Творческий кризис
С творческим кризисом сталкиваются многие. Он настигает как опытных, так и начинающих сценаристов. О том, каким бывает творческий кризис и как с ним бороться, и поговорим.
Причины творческого кризиса
Иногда творческий кризис возникает из-за внутреннего или внешнего давления: ощущение юношеского максимализма, сжатые сроки, конкурс, все это влияет на психологическое состояние человека.
Вы хотите сделать лучше, чем есть, но не понимаете как это сделать, поэтому просто начинаете тонуть.
Опытные сценаристы испытывают страх быть "сбитым летчиком". Они считают, надо делать либо хорошо, либо не делать вообще. Иногда, избежать этого помогает чтение текстов других сценариев, они есть у нас в Библиотеке сценариста >>>>>
То же самое и у новичков. Они еще чаще сталкиваются со страхом провалиться, ведь для них это может означать потерю надежды, мечты стать сценаристом. Новичок думает, что если сейчас плохо напишет сценарий, значит, это просто не его. Но на начальном этапе слишком сложно понять твое это или нет.
Часто именно синдром отличника является предпосылкой к возникновению состояния творческого кризиса. Следствием же становится прокрастинация, невозможность и нежелание работать из-за страха сделать неидеально, ступор.
Как бороться с синдромом отличника?
- Первый драфт
80% сценария — это его переписывание, так что ваш драфт не должен выглядеть как идеальная, наикрутейшая история. То, что вы видите на экране, чем восхищаетесь — это результат бесконечного переписывания первого драфта самим автором, редактором и, возможно, креативным продюсером.
- Дедлайны
Если у вас есть конкретный дедлайн, и соблюсти его важно не просто для себя, а для кого-то другого или для проекта, вы в любом случае работу допишите и сдадите сценарий, перестанете прокрастинировать, даже если не будете до конца им довольны.
Дедлайны помогают держать себя в руках и мотивируют. Если вы работаете сейчас самостоятельно, договоритесь с кем-то из знакомых, чтобы человек проверил вашу работу, обсудите срок и ставку, то есть что вы получите, сдав работу в срок. Идеальная ставка — деньги или что-то иное, что очень сильно вас мотивирует.
- Обсуждение
Важный принцип, которого боятся авторы — постоянно обсуждать свои идеи. Некоторые на это не решаются, потому что не уверены в себе или думают, что идею украдут.
Но проговаривать идеи вслух, делиться ими — важно. Дело в том, что когда вы вслух начинаете что-то рассказывать, в процессе рассказа вы будете переформулировать и перепридумывать свою идею. И, скорее всего, на ходу вы придумаете какие-то новые интересные решения.
Тем более, по реакции человека вы сможете понять, хорошая или плохая у вас идея, что в ней поменять, а что оставить. Да и у слушателя могут появиться оригинальные дополнения, или он расскажет свой случай из жизни на эту тему, что натолкнет вас на что-то, до чего вы не дошли бы самостоятельно.
- Единомышленники
Чтобы выйти из творческого кризиса, важно находиться в кругу единомышленников. Старайтесь хотя бы онлайн попадать в сообщества сценаристов, важно обсуждать то, с чем вы сталкиваетесь. Ощущение себя, как части чего-то тоже очень помогает, ведь проблемы у всех схожие и преодолевать их вместе с кем-то гораздо продуктивнее. Так же и вы можете кому-то помочь преодолеть затык, с которым сталкивались сами.
- Регулярное письмо
Как известно, единственный способ научиться писать — все время писать. Это поможет вам в том числе избавиться от синдрома отличника. Составьте график и выделите конкретное время, когда вы будете писать. Это может быть каждый день утром или в электричке по пути на работу, каждое воскресенье, или три раза в неделю перед тренировкой. Как угодно, но важно писать регулярно.
Дело в том, что мозг не любит новые незнакомые проблемы, он всегда старается экономить силы и энергию на случай экстренной ситуации. А если вы приучите себя писать в определенное время или в определенном месте, ему будет легче. Причем, пока тренируете мозг, пишите вообще что угодно, пока письмо не станет для вас полуавтоматическим действием. Тогда, при написании сценария, будет гораздо легче, так как от принятия решения что-то написать вы свой мозг уже освободите.
Как бороться с прокрастинацией?
Прокрастинация — распространенное явление и часто ее вызывает именно творческий кризис.
1. Если не пишется — пишите о том, что не пишется, описывайте комнату в которой находитесь, да что угодно. Полезное упражнение писать все, что есть в голове. Так вы вырабатываете привычку и освобождаете голову.
2. Не надо закрываться, стремитесь к новым эмоциям и впечатлениям. Не ходите в одно и то же место, а идите в новое, меняйте маршруты. Если делаете что-то привычное, выбирайте новые способы. Не замыкайтесь на том, что вам нравится. Выбирая неординарные способы решения проблем вы заставляете свой мозг работать активнее, а значит, выходить из кризисных точек.
3. Не пытайтесь найти одну идею. Напишите десять, двадцать, а уже из них выбирайте. Когда вы настраиваете мозг на генерацию разнообразия идей, ему проще.
4. Поставьте себе задачу делать один прорыв в месяц. Например, вы 3 недели работаете в обычном темпе, а потом неделю в темпе 3-х недель. Это и так происходит когда у вас горят сроки, поэтому заодно подготовит вас к любому выходу из зоны комфорта.
5. Не обязательно писать сценарий в хронологическом порядке, особенно если вы чувствуете, что в самом начале у вас происходит затык. Тем более экспозиция — это довольно стратегическая работа, которая не так динамична. Иногда, если вы знаете о чем ваша история, к чему она придет, и вы уже накидали план, то можно начать с кульминации — в ней выше темп и больше событий.
6. Делайте списки, что может произойти в каждой точке решения. При ступоре у вас уже будут готовые варианты, останется только оттолкнуться от них.
7. Можно попробовать задать себе настроение саундтреком — один трек под антагониста, другой для драматической темы и так далее. Музыка может помочь поймать настроение и настроиться на нужный лад.
8. Как только вы закончили писать акт или сцену, сразу набрасайте начало того, что идет следующим. Это поможет вам начать писать на следующий день, так как уже будет от чего отталкиваться и что развивать. Ведь больше всего времени уходит на то, чтобы разогнать рабочий ритм в самом начале.
9. Попытайтесь представить, что вам о ситуации рассказывает кто-то со стороны. Так можно найти новые подходы к своему проекту. А если не можете до конца определиться с темой, читайте статью Как найти тему для сценария >>>>>
Творческий кризис, как и любой другой ступор, можно побороть, научившись обманывать свой мозг или же ставить ему новые задачи, путем поиска новых подходов к работе. Не теряйте время когда у вас есть силы на работу, и подготавливайте почву для тех дней, когда энергии будет мало.
А на практике преодолеть творческий кризис и побороть прокрастинацию поможет курс, который расскажет, как написать сценарий фильма или сериала.
наши Ближайшие курсы
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс режиссеров-фильммейкеров
Курс режиссер-фильммейкер
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отсутствие бюджета и ресурсов
Новая программа киношколы
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Однажды во время войны с турками наш флот зашёл в Италию, город не помню. Граф Орлов (не помню, который из них) сделал заказ одному художнику нарисовать недавно состоявшуюся победную баталию. Художник пыжился, рисовал корабли, но получалось блёкло и неубедительно, заказчику тоже не понравилось. Тогда по приказу графа Орлова один корабль напичкали порохом, вывели на рейд и взорвали. Картина удалась и в настоящий момент находится в эрмитаже.