Синопсис: что это и
как его правильно
написать
Синопсис: что это и как его правильно написать
В профессии сценариста множество самых разных нюансов. Мало придумать нетривиальный сюжет или интересную трактовку всем известного произведения. Необходимо правильно изложить свое видение на бумаге. Одним из неоднозначных документов является синопсис. Что это и как его заполнять? Рассмотрим подробнее.
что такое синопсис?
Данным термином называют краткий пересказ сюжета сериала или полного метра в формате повести
Синопсис содержит все ключевые события сюжета от начала до конца (с развязкой)
Синопсис – промежуточный этап между идеей (логлайном) и поэпизодником
Синопсис – часть сценарной заявки, поэтому его нужно уметь писать
Для сериалов обычно пишется синопсис первой серии, либо всего сезона. Это самый необычный сценарный документ. В отличие от поэпизодника или бит шита сценария, которые напоминают сухие инструкции, он более повествовательный, литературный. Отсюда все сложности, с которыми сталкиваются начинающие авторы. Советуем прочесть статью >>>>> Бит шит - это... Каждый сценарий заслуживает хороших битов
Американская запись сценария, которая сегодня принята во всем мире, – это готовый сценарий фильма, со всеми необходимыми репликами актеров. Она требует минимальной корректировки для режиссера и оператора. Синопсис же полностью описывает весь сюжет, в повествовательном, художественном стиле.
Содержание синопсиса
В отличие от аннотаций и афиш фильмов для зрителей, в которых обязательно сохраняется интрига, синопсис пишется для профессионалов. Поэтому описание должно быть предельно полным, без загадок, необходимости додумывать детали на ходу. Все ключевые фигуры, события, финал, разгадки заложенных загадок, мотивы героев – все это раскрывается и детализируется. Если брать последовательность сценарных документов, которые оформляет в своей работе драматург, сценарист, синопсис занимает место между озарившей идеей или логлайном и поэпизодником. Он входит в сценарную заявку, и на его основе пишутся бит шит, поэпизодник.
Как написать синопсис:
подробная инструкция
Не нужно стремиться с первых сторк написать шедевр. Требуется простое, понятное, максимально конкретное повествование. Как правило, с первого раза не получается. Требуется время на продумывание деталей, правки, какие-то улучшения и изменения.
Показателем качественного, проработанного синопсиса являются простота и вовлеченность читателя.
Сюжет должен сразу «цеплять», включать воображение, которое рисует яркие образы происходящего на бумаге. Смысл сюжета, его завязка, ход и развязка, основные черты характера героев, должны быть понятны не только профессионалу, но и любому стороннему лицу. Не приветствуются сложнозакрученные, малопонятные предложения, длинные абзацы. Так, что даже школьник-пятиклассник сможет без труда прочитать синопсис, понять его без «разжевывания» и авторских сносок, дополнительных материалов, и пересказать своими словами.
В идеале синопсис увидеть ГЛАЗАМИ главного героя, в определенной эмоциональной окраске. То есть, повествование должно быть пропитано жанром и тональностью будущей картины, сериала – комедией, драмой, загадочным детективом или авантюрными приключениями. И мы видим эту историю так, как ее видит главный герой. При этом важна конкретика, точные описания, без размытых фраз. Не нужно откладывать детализацию «на потом».
Сам документ должен состоять
из трех этапов:
- экспозиция – до четверти объема
- завязка со всеми поворотами сюжета – половина объема
- кульминация и развязка – еще четверть
Что должно обязательно присутствовать в синопсисе:
- Описание местонахождения, времени
Если это знакомая всем, современная обстановка, достаточно пары фраз.
Например, аэропорт Шереметьево в Москве или квартира с современной обстановкой. А вот если речь идет о нестандартном объекте (фантастика, ужасы, фэнтези, исторические локации), стоит уделить ему больше внимания.
- Личности главного героя и ключевых персонажей
Кратко обозначаются их возраст, архетип, характер. Подробности их пищевых пристрастий или прически не важны, так как все это зритель увидит на экране. Достаточно нескольких емких фраз, которые опишут общую атмосферу – строгая учительница, мамочка-наседка с 3-5 детьми, успешный бизнесмен.
Кроме того, стоит упомянуть важные для сюжета черты – хромоту, плохие отношения с родственниками или чудесный голос. Все остальное будет додумываться в ходе кастинга, продумывания образа.
- Описание основного конфликта — завязка. Например, загадочное убийство пожилого смотрителя музея.
- Середина истории. Это, пожалуй, самая сложная и ответственная часть синопсиса.
Многие способны придумать ярких героев, интригующую завязку. И намертво застопориться на развитии сюжета. Середина, которую иногда называют «аттракционом», описывает, как действует герой, какие его ждут испытания или приключения. Подчеркиваются особенности, способности героя, например, его острый, математический ум, или наличие суперспособностей, технологических инноваций, как в фильмах о супергероях, Бэтмене, Железном Человеке.
Франшиза сериала дает представление о сюжете каждой серии.
Так, в детективных историях в начале серии происходит преступление, после чего герои активно занимаются расследованием, попутно решая личные дела, и к завершению успевают распутать закрученную головоломку. Важно при этом сохранять последовательность, причинно-следственные связи. Так, Тони Старк начал свой крестовый поход после того, как сам оказался жертвой террористов, которым ранее поставлял оружие. Он может создать супер-костюм, потому что обладает личной лабораторией и помощником-ИИ, острым умом, огромными ресурсами.
- Арки героев. Они описывают, как изменяется персонаж в процессе фильма. Бывают положительные – для позитивных изменений, отрицательные – для негативных, плоские – для героев, которые остаются сами собой, несмотря на все испытания.
- Финал истории пишется для полнометражных фильмов. Для финала пилотной серии продумывается «крючок»-затравка для событий в будущих сериях
Виды синопсисА:
Краткий – до 1 страницы (обычно 1/2 сстраницы А4)
Стандартный – 1,5-2 страницы
Расширенный – 5-10 страниц
Обычный, стандартный синопсис занимает не более 2-х страниц для серии сериала или 3-5 страниц для полнометражных фильмов. Сезон описывают на 1-2 страницах.
Растягивать синопсис бессмысленно. Как правило, редакторы – занятые люди. Им некогда читать многостраничные произведения. Поэтому здесь работает простое правило: краткость – сестра таланта. Заинтересовавшись, редактор запрашивает сценарий.
Если автор работает по договору, заказчик может запросить расширенный синопсис пилота или полного метра, сезона. Это позволяет понять, насколько перспективна идея, стоит ли делать по ней фильм, сериал.
Хотите написать сценарий фильма или пилот собственного сериала, но не знаете, с чего начать? Это легко исправить — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь