Шаблоны и
клише в
сценариях
Шаблоны и клише в сценариях
Что такое шаблоны в сценарии?
Шаблоны [или клише] - это сценарные решения, которые повторяются в нескольких историях, особенно в рамках одного жанра.
Шаблонами могут быть: узнаваемые ситуации, сцены, сюжетные повороты, персонажи [на уровне маски, то есть на уровне общих черт, например: глупая блондинка, клуша-домохозяйка, офисный планктон, мажор и пр].
Пример шаблонной сцены: герой и героиня мелодрамы врезаются друг в друга, книги в их руках рассыпаются. Герои собирают книги, глядя в глаза друг другу, все это в рапиде [замедленное действие], под красивую мелодию. Знакомо? Наверняка, да. Ведь подобная сцена, так или иначе, встречалась во многих фильмах.
Если перед автором стояла сценарная задача показать определенный этап или элемент сюжета, а потом точно такие же задачи стояли в других фильмах и их решили аналогичным образом - это и есть шаблон.
Сцена знакомства будет, была и может быть показана в неограниченном количестве историй. Вопрос в том, как она будет реализована.
Если из фильма в фильм или из сериала в сериал что-то повторяется - это является шаблоном.
Почему некоторые сценарии фильмов выглядят шаблонно,
а другие — нет?
- Оригинальность и актуальность
В каждом жанре и поджанре есть свои особенности и правила - конвенции.
У каждого жанра существуют обязательные элементы программы. Они могут быть решены по-разному.
В ромкоме в большинстве случаев будет сцена знакомства. Это не шаблон. Это норма жанра. И это часть конвенции, потому что, когда зритель идёт на ромком - он ждёт романтическую историю, которая будет с чего-то начинаться и дальше каким-то образом развиваться. Герои любят друг друга, но им что-то или кто-то мешает, строит козни. Если изначально герои не расположены друг к другу, соответственно, им нужно будет преодолеть больше препятствий для того, чтобы быть вместе. Зрители хотят, чтобы герои наконец воссоединились, но у них явно будут возникать проблемы. Это законы жанра, а не клише. Вопрос в том, как именно обязательные элементы жанра будут реализованы.
Если в ромкоме из фильма в фильм все сценарные решения будут одинаковыми - это, действительно, будет неинтересно.
Когда зрители идут смотреть фильм в любимом жанре [ромком, хоррор, детектив] - они примерно понимают, что увидят на экране.
Всем ясно, что в детективе будет расследоваться преступление. Сыщики попытаются найти и остановить преступника.
Но какое именно преступление, какие улики и способы поиска? Какими будут следователи в новом проекте?
Может быть, это вообще будут не профессиональные следователи, а сыщик-любитель или экстрасенс. Или расследование будет вести персонаж, наделенный редкими способностями. Допустим, он отличный физиогномист - по лицу может определять: лжёт человек или нет. Либо это будет человек с развитым нюхом.
Важны особенности: с кем, как именно это будет происходить. Детали сюжета - это и есть те самые сценарные решения.
Пример:
Шерлок Холмс ведёт расследование одним образом, Эркюль
Пуаро - другим, герои "Улиц разбитых фонарей" - третьим. Но нет никаких сомнений в том, что все эти истории - детективы. У каждого из этих проектов масса поклонников. Все они оригинальны по-своему.
- Как избегать шаблонных решений в своём сценарии?
Допустимо, если внутри каждой истории встречается что-то знакомое и узнаваемое в части отдельных элементов. Однако важно находить новые интересные решения для этих элементов.
Зрителю нравится быть достаточно умным и предсказывать, что произойдет дальше. Вы создаёте впечатление, что сейчас будет именно такое узнаваемое решение, но сцена развивается иначе. Это интересно. Таким образом вы начинаете взаимодействовать со зрителем.
Для того чтобы находить новые решения элементов сюжета нужно понимать закономерности и того жанра, в котором вы работаете, и того формата, в котором вы пишите сценарий.
Если вы сценарист, в основном, одного определенного жанра - нужно обязательно посмотреть все самые залайканные и высокорейтинговые проекты на Кинопоиске. Так вы увидите, что уже было снято до вас и какие сценарные решения ранее уже кем-то использовались. Как минимум, обязательно смотрите наиболее заметные фильмы российского производства своего жанра.
В противном случае вы будете проигрывать как зрителям, которые часто предпочитают определённый жанр, так и профессиональным редакторам, работающим именно в этом жанре.
Будьте насмотренными. Насмотренность приводит не к повторам, а к тому, чтобы вы могли их избегать. Иногда, избежать шаблонности помогает чтение текстов других сценариев, они есть у нас в Библиотеке сценариста >>>>>
- Что такое референсы и чем они отличаются от шаблонов?
Референсы - это примеры фильмов или сериалов, которые похожи на вашу идею по жанру, сюжету, тональности или настроению. Когда вы используете референсы для своего фильма или персонажа - они не должны копировать оригинал, однако могут его напоминать.
Для фильма "Т-34" [в котором угоняли танк, спасаясь от немцев] референсом стал фильм "Форсаж". Это пример хорошего референса, потому что авторы не сняли фильм про тачки с похожими персонажами, говоря, что у нас все, как "Форсаже" только по-русски, а сняли фильм совсем на другую тему, с другими персонажами.
Про танки сняли фильм, как про крутые тачки - тогда это работает правильно. Если вы полностью повторяете референс, возникает вопрос - зачем кому-то нужна ещё одна точно такая же история? К тому же, могут возникнуть юридические проблемы с правами.
Для российского фильма "Холоп" [2019] референсом стал фильм "Шоу Трумана", в котором главный герой Труман Бербанк обнаружил, что он - участник реалити-шоу. В момент выхода этого фильма [1998] формат реалити-шоу только зарождался, и, конечно, впечатлил зрителей тем, что люди могут жить под присмотром "большого брата". Жанр у двух этих фильмов один и тот же - комедия. Тем не менее фильмы совсем на разную тематику, про непохожих персонажей.
Если сценарий о том, что напоминает референс в той же тематике и с похожими персонажами - это повтор, тот самый шаблон.
Как и для чего используются референсы в сценарных заявках и презентациях на питчингах?
- Референс помогает передать общую тональность фильма или сериала, настроить зрителей на нужный лад
Даже в рамках одного жанра историю можно показать по-разному.
Детектив может быть снят в стилистике скандинавских сериалов (мрачный, спокойный, немножко депрессивный) или с налетом иронии и интеллектуальности, как "Пуаро Агаты Кристи".
А сколько снято версий Шерлока Холмса?
Советская экранизация - атмосферный, интеллектуальный детектив. Британская экранизация с Бенедиктом Камбербэтчем - более остросюжетная история со спецэффектами и графикой, местами напоминает боевик.
Сериал "Настоящий детектив" вообще сломал жанр. С одной стороны, в нем есть расследования, но в этой истории акцент смещен на кризис главных героев, их восприятие жизни. Это немножко философская история, где есть место длинным диалогам, рассуждениям о времени, возрасте. И все же это тоже детектив.
Чтобы быстро объяснить тональность истории - нужно ссылаться на референсы.
Если вы скажете, что ваши референсы - это "Пуаро", "Шерлок" и "Настоящий детектив" - редактору будет непонятно, что именно вы придумали, и что за каша сварилась в этом сценарии. Но если вы продемонстрируете ряд нескольких однородных примеров, похожих по настроению и динамике - вас поймут.
Задача сценариста - найти в качестве референсов 2-3 проекта
с общей атмосферой, тематикой и тональностью.
Приведение фильма в качестве референса не означает, что вы посмотрели фильм и скопировали его. Однако референсы помогают автору презентовать проект и настроить на необходимый лад, передать настроение истории тем, кто будет её читать или слушать на питчинге.
Если вы не можете найти референсы к своей истории - это не значит, что их нет. Скорее всего, вам не хватает насмотренности.
Может ли быть так, что референсов нет?
референсы есть абсолютно всегда
Может быть, какие-то референсы будут чуть ближе или чуть дальше к концепту, но они совершенно точно есть. По крайней мере, раньше уже точно снимали проекты похожие по общей атмосфере, настроению и темпоритму. Если вы не можете их найти - значит пока вы посмотрели мало примеров в своём жанре.
- Что такое отсылки и пасхалки в сценариях?
Отсылки - это некие "цитаты" узнаваемых ситуаций, сцен, названий, имён. Это не шаблонное их повторение.
Отсылки могут быть обращены:
- к другим фильмам
- сериалам
- картинам
- явлениям
- произведениям
- мемам и пр.
Даже к политическому строю или к известным, понятным всем событиям, которые придают дополнительный контекст для тех, кто эти отсылки заметил. Отсылки - это "цитаты", которые будут понятны максимально широкой аудитории.
Пасхалки - это примерно то же самое, что и отсылки, но для более внимательных зрителей.
Например, в коридоре гостиницы фильма "Сияние" был показан такой же ковёр, как в известной компьютерной игре. В сцене ничто не связно с сюжетом игры, но режиссёр фильма - фанат компьютерной игры, в которой есть коридор с тем самым ковром. Этот штрих не будет задавать абсолютно никакого нового контекста фильму. Это лишь пасхалка - элемент, который никак не развивает тему. Чаще он используется для развлечения. Отсылка же придаёт дополнительную глубину.
Всегда помним, что зрители очень насмотрены, поэтому повторы возможны только в формате референсов, отсылок и пасхалок. Если вы хотите повторить сюжет и сюжетные решения другого фильма - скорее всего, такую историю не будут воспринимать всерьёз. Вряд ли крупные редакторы и продюсеры станут рассматривать ее, как историю, которую можно экранизировать. Начните изучать запросы современной индустрии с интервью с редактором "Нон-стоп продакшн" >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь