Работа над сценарием в соавторстве
Соавторство - это в первую очередь командная работа, а значит, во многом зависит от того, как вы сможете выстроить отношения между собой.
В этой статье расскажем какие есть нюансы совместной с другим автором работы, организационные и юридические аспекты процесса. Разберем, чего избегать, чтобы работа была продуктивной, как найти соавтора или даже попасть в комнату сценаристов.
Что такое соавторство
Рецепта, что лучше - одиночная работа, соавторство или комната сценаристов нет.
Важно найти такого человека в соавторы, с которым интересно работать, у которого есть чему поучиться, работа в тандеме с которым будет продуктивнее, чем в одиночку.
Обмен знаниями и идеями должен быть обоюдный, так что вам должно быть интересно не только получать, но и отдавать свою энергию и делиться информацией. Такой формат работы может стать залогом продуктивного сотрудничества.
Конечно, нужно будет подстраиваться под другого человека, энергия будет уходить не только на творчество, но и организационные моменты и это можно отнести к минусам соавторства, тем не менее, плюсы тоже есть и, возможно, их даже больше.
Роли соавторов
Многие успешные телевизионные проекты пишутся совместными усилиями нескольких авторов и часто проект разрабатывается продуктивнее, если соавторы выполняют разные функции, представляя разные ролевые модели.
Самые распространенные роли:
- Генератор идей - человек, который постоянно придумывает
- Систематизатор - человек, который из идей генератора может выбрать то, что нужно и правильно направлять творческие потоки.
Такое разделение соавторов не является догмой, но, как показывает практика, встречается часто и является наиболее успешным и продуктивным. Каждый занимается тем, что ему ближе, внося свой вклад в общее дело.
Если в паре два активных генератора сложностей может быть больше, чем у двух систематизаторов.
Сценаристам - генераторам сложно довести все до конца и выбрать из всех идей те, которые нужно развивать.
Из чего состоит работа
- Творческая часть
Придумывание идей, расписывание идей, выбор проекта, проработка структуры сценария.
- Организационная часть
Согласование формата и графика: в какие часы работаете, когда созваниваетесь или встречаетесь, в каком режиме. Это важно проговорить и решить с самого начала, так как у многих начинающих сценаристов параллельно с разработкой сценария есть основная работа или учеба. И если ваши графики не будут совпадать, продвигаться в работе будет непросто.
- Командная часть
Человеческие взаимоотношения никогда не бывают простыми. У двух сторон должна быть внутренняя ответственность друг перед другом. Срывы дедлайнов, не выполнение договоренностей и другие раздражающие факторы нужно обговорить заранее.
- Юридическая часть
Юридическая сторона вопроса - это самый последний этап работы над сценарием. По ней вопросы появляются, когда сценарий уже готов. Но как только у соавторов появляется совместный продукт они не могут никуда друг от друга деться. Это значит, обсудить вопросы продажи, прав и финансовую составляющую нужно перед началом сотрудничества, чтобы в самом конце пути юридический фактор и не стал тем, что разрушит вашу работу и отношения.
Плюсы соавторства
- Мгновенная обратная связь
В соавторстве у вас появляется партнер, с которым вы обсуждаете свой текст, а значит советчик, редактор и человек, который может дать обратную связь. Так как вашему партнеру тоже важно, чтобы получится крутой продукт, он не будет скупиться на критику и подробный анализ вашей работы, что скорее всего продвинет разработку сценария вперед. Главное, чтобы вы, в свою очередь, отплатили партнеру тем же.
- Возможность разогнать идею
Партнер может помочь докрутить идею или показать вам верное направление, в котором нужно двигаться. Когда человек один, он может не додуматься самостоятельно, что требует более детальной разработки, что можно попробовать поменять, чтобы идея пошла по другому пути, как можно изменить образ персонажа. Благодаря постоянному дополнению идей друг друга, история созданная в соавторстве, становится разнообразнее и объемнее.
- Меньше творческих кризисов
Если у автора кризис и ступор, а он работает в одиночку и не обсуждает свой проект, период простоя может затянуться. А когда есть партнер, он может помочь вытянуть вас из кризиса, как минимум тем, что это тот человек, перед которым вы несете ответственность и определенные обязательство. Как максимум, поможет развить вам идею, на которой вы застряли и разбудить вашу заснувшую творческую энергию и вернуть в рабочий режим.
- Взаимомотивация
Труднее отказаться от проекта, когда вы делаете что-то вместе, у вас есть график и ответственность, появляется системность. И для вас самих окончание проекта, момент отправки его на студии благодаря этом становится более реальным и осязаемым. Многим новичкам не хватает мотивации, энергии, чтобы довести дело до конца и это становится одной из причин, по которой люди идут на курсы и в киношколы.
Минусы соавторства
- Работы меньше не будет
Не нужно думать, что если вы начали работать в соавторстве, все будет само собой двигаться, а вы будете болтать и все записывать.
Написание сценария - это так или иначе рутина в определенных вещах, которые нужно выполнять, чтобы история двигалась вперед.
- Поиск компромиссов
Придется договариваться обо всем и подстраиваться друг под друга. Это касается как организационных моментов и объема выполняемой работы, так и творческой ее составляющей. Нужно уметь слушать других, а не только выдавать свои мысли, уметь принимать критику адекватно, так как ее будет много и скорее всего, она будет конструктивной.
- Принятие решений
Нужно будет все время принимать решения: что вы делаете, от какого куска отказываетесь, какую идею продолжаете развивать, кто будет в ансамбле персонажей и так далее. И некоторые из этих решений не будут идеальными для вас. Принятие решений - тяжелый труд.
Чем больше решений, тем труднее их принимать. И их будет гораздо больше, чем в самостоятельной работе.
- Амбиции
В титрах вы будете указаны как соавтор и придется решать, кто будет указан первым, а кто вторым. Тщеславным и амбициозным людям такие решения могут даться сложно. Но алфавитный порядок может прийти на помощь.
- Разный уровень авторов
Вряд ли у авторов уровень мастерства будет одинаковый. Особенно эта разница будет ощущаться, если начинающий автор встанет в пару с опытным. Это может как ускорить процесс для обеих сторон, так и застопорить того, кто более опытный или активный.
Отсутствие опыта надо будет компенсировать, например историями, трудоспособностью, генерацией свежих идей, исполнительностью.
- Использование потенциала автора
Чем больше соавторов, тем меньше используется потенциал каждого. Когда сценарист один, он работает на максимуме, понимая, что за него никто работу не сделает.
А если авторов много, мозг иногда пытается пойти коротким путем, начинает лениться и не выкладывается на сто процентов. В итоге один из членов группы может перевалить работу на другого. Если один автор будет считать, что работает больше чем другой, это может послужить причиной конфликтов.
Важно быть более ответственным и честным с собой, понимать, что если вы будете халтурить, проект будет не добирать.
Ошибки при работе в соавторстве
- Делить сценарий пополам
Не нужно делить пополам работу над сценарием - когда первый автор пишет одну половину, а второй другую. Тогда действия и персонажи становятся несогласованными и не цельными, пропадает связь между началом и концом, меняется речь персонажей.
Если делите объем работы пополам, лучше сделать, например так:
Один автор пишет поэпизодник, второй его редактирует. И наоборот, второй автор пишет диалоги, первый их редактирует.
Идите по сценарию друг за другом, по очереди прописывая и редактируя материал по структуре.
- Отсутствие спланированного графика
Сразу установите дедлайны. Обговорите, что, скажем, через три месяца у вас должен быть поэпизодник.
Это конкретная цель, к которой вы будете двигаться, понимая что сорвав сроки, подведете члена своей команды.
Без дедлайна работа рискует превратиться в пустой треп вместо создания и обсуждения истории.
- Упрямое отстаивание своей точки зрения
Излишняя любовь к своим идеям, неспособность посмотреть на них со стороны - большая ошибка. Как и то, что вы не будете пытаться свои идеи отстоять.
Когда авторы, боясь разойтись и поймать ступор, начинают друг от друга принимать любые идеи и замечания, сценарий перестает получать адекватную оценку и обратную связь.
Если что-то не нравится, лучше это отмести сразу и искать новые варианты.
- Неконструктивная критика
Некоторые считают, что если критикуют и разносят проект в пух и прах, то делают только лучше. По факту это не так. Если проект не получился, нужно понять для себя, почему так произошло, почему не сработало, что нужно изменить. Конструктивное обсуждение и совместный поиск ошибок помогут работе стать лучше, но не обвинения и комментарии вроде "это отстой", "мне просто не нравится", "это не то".
- Браться сразу за большой проект
Для начала попробуйте написать вместе заявку. Если вам понравилось, можно попробовать что-то еще. Если нет, лучше расстаться сразу, иначе вы рискуете потерять год или больше на попытки сделать что-то хорошо.
Как совместно принимать решения?
Рязанов и Брагинский договаривались, что если кому-то одному что-то не нравится, они это сразу убирают и ищут новое решение.
- Обговорите патовые ситуации
Договоритесь, что делать в ситуациях, когда один категорически за, другой против: какой у вас будет регламент.
- Принимайте решение по очереди
Это не самый корректный вариант, зато никто не будет в обиде.
- Если отвергаете что-то, предлагайте замену
Чтобы критика была конструктивной, ищите новые ходы для того, что вам кажется не по душе. Если вы не можете придумать что-то лучше, дождитесь момента, когда сможете или оставляйте как есть.
- Распределите зоны ответственности
Договаривайтесь, кто за что отвечает: записывает, генерит, оформляет и так далее.
- Зафиксируйте договоренности в письменной форме
Все договоренности должны быть зафиксированы в письменном виде. Это сэкономит вам нервы и предотвратит конфликты на пустом месте.
- Обсудите, кому предложите проект
Если это не обсудить, в конце может оказаться так, что вам нравятся совсем разные студии и режиссеры, и найти компромисс будет сложно. Так же обговорите, кто будет презентовать проект.
- Как расходиться
Когда мнения кардинально разошлись нужно решать кому остается проект и на каких условиях. Потому что оба продолжать делать проект по отдельности не могут и не имеют права с юридической точки зрения.
Юридические вопросы
Оба соавтора несут ответственность за работу, подписывают договор, получают права.
Для кого-то совместный проект может показаться менее важной вехой в карьере. Но согласитесь, лучше обладать 50% реализованного проекта, чем 100% проекта, который лежит в столе.
- Автор идеи
Иногда в титрах указывают автора идеи. Автор идеи - это тот, кто изначально написал заявку или синопсис, создал героев, придумал или нашел материал на основе которого был написан сценарий. Автором идеи может быть указан как один, так и несколько человек.
- Что не считается соавторством?
Скрипт доктор или редактор, тот, кто помогает с вычиткой и улучшением не является соавтором. Соавтор - это тот, кто внес значительный вклад в работу. Если вы писали работу сами, но советовались, вычитывали, обсуждали ее с кем-то, этот человек может быть указан как редактор.
Соавторство писателя и сценариста
- Если у писателя есть произведение и он является его единоличным владельцем, необходимо получить разрешение писателя и браться сценарий.
Если писатель и сценарист решили работать вместе, это должна быть инициатива писателя. Так как если ему не понравится, что сделал сценарист, такой проект не сможет быть экранизирован.
- Писателям рекомендуем пройти курс по сценарному мастерству, чтобы было проще работать, даже если вы в паре со сценаристом. Тогда во время обсуждения вам не надо будет целиком на партнера полагаться. Вы сможете активнее включаться в процесс работы и аппелировать к своим знаниям о том, как что-то должно выглядеть на экране, а не к предположениям. В противном случае, соавтор может воспользоваться вашим незнанием и перетянуть на себя одеяло.
- Если вам, как сценаристу, приходит предложение что-то адаптировать, не вписывайтесь в то, что не нравится.
Надеяться, что вы сможете материал улучшить не стоит, степень свободы все равно определяет писатель, а затыки будут постоянно.
Комната сценаристов
- Сценарная комната - это инструмент, которым активно пользуются студии с большим объемом работы. Чаще всего так пишутся сценарии сериалов. Бывают сценаристы и режиссеры, у которых есть пара-тройка соавторов и они работают с ними на регулярной основе.
- Самое главное в таком формате работы, если комнату решили организовать вы сами, определить человека, за которым останется финальное решение. В противном случае начнутся конфликты и работа встанет. Это должен быть человек, авторитет которого все признают.
- Попасть в комнату сценаристов не так сложно. Нужно разведать, посмотреть по титрам, в каких проектах работает не один автор. А дальше пытаться в эту студию или на этот проект попасть. Комната собирается на проект или находится в штате студии.
Соавторство - это в первую очередь партнерские отношения. В них должны полностью вкладываться обе стороны. Работа же является результатом совместного мастерства, терпения и взаимоподдержки.
Примеров прочного и успешного соавторства много. Это и Вим Вендерс с Петером Хандке, которые вместе написали большую часть фильмов Вендерса, и Тед Эллиот и Терри Россио - авторы Шрека и Пиратов Карибского моря.
Перевод их интервью о совместной работе тоже есть на нашем сайте.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
решение. Но, это должен быть человек, которого ты хорошо знаешь. С кем будешь свободно высказывать свои идеи, даже бредовые, не боясь, что тебя сочтут за идиота. Соавтор должен быть прежде всего другом. Но это мое личное мнение.