стив каплан
Путь комического героя
- конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Стив каплан
Путь комического героя - конспект
Комедийный жанр занимает особое место в кинематографе. Несмотря на кажущуюся лёгкость восприятия, создание по-настоящему смешного сценария требует глубокого понимания структуры повествования, характера персонажей и механизмов юмора.
Одним из наиболее авторитетных источников по комедийному мастерству является книга Стива Каплана «Путь комического героя». В ней автор подробно рассматривает, как работает комедия, почему зрители смеются и какие принципы необходимо учитывать сценаристам, чтобы их произведение было успешным.
В данной статье рассмотрены ключевые идеи книги, а также практические рекомендации, которые помогут сценаристам в создании качественного комедийного сценария.

Друзья (сериал/1994-2004)
Кто такой Стив Каплан и почему его методики работают?
Стив Каплан — один из ведущих специалистов в области комедии. Он более 15 лет обучает сценаристов, режиссёров и продюсеров созданию комедийного контента. Каплан консультировал проекты таких студий, как HBO, Disney, DreamWorks, а также работал с авторами сериалов «Друзья», «Сайнфелд» и «Теория большого взрыва».
Опираясь на многолетний опыт, он систематизировал ключевые принципы комедийного жанра и изложил их в доступной форме в книге «Путь комического героя».
Основные идеи книги

Эйс Вентура: Розыск домашних животных (х-ф/1994)
Одним из главных тезисов Каплана является утверждение, что комедия не сводится к набору шуток:
"Успешный комедийный сценарий основан на жизненных ситуациях, которые вызывают у зрителей эмоциональный отклик и узнаваемость"
Комедийные персонажи не осознают своей нелепости — они воспринимают себя всерьёз и стремятся достичь своих целей. Однако именно их несовершенства, ошибки и заблуждения становятся источником комического эффекта. Читать статью 8 комедийных персонажей>>>>>>>>
Примеры:
Майкл Скотт («Офис») — уверен, что является выдающимся руководителем, но его методы управления хаотичны и неэффективны.
Мистер Бин — воспринимает окружающий мир по-своему, а его поступки, логичные с его точки зрения, выглядят комично для зрителей.
Таким образом, комедия возникает, когда персонаж серьёзно относится к происходящему, но со стороны его действия выглядят абсурдно.
Для удачной разработки комедии — нужен удачный логлайн.
О том, как написать логлайн, мы подготовили материал>>>>>>

Мистер Бин на отдыхе (х-ф/2007)
Концепция «Негероя»
Каплан вводит термин «Негерой», обозначающий типичного комедийного персонажа.
Это человек, который:
- не обладает выдающимися способностями,
- не всегда понимает, что делает,
- часто действует нелогично,
- но искренне стремится к своей цели.
Примеры:
Джим Керри в «Эйс Вентуре» — персонаж с эксцентричным поведением, которое в обычной жизни выглядело бы нелепо.
Джоуи из «Друзей» — актёр, который стремится к успеху, но его ограниченные интеллектуальные способности мешают ему.
Этот тип персонажа вызывает у зрителя сочувствие и симпатию, что делает его истории особенно привлекательными.
Подробнее об этом в материале сторителлинг: как вызвать эмоции >>>>>
Различие между драмой и комедией
В драматическом произведении герой развивается и изменяется, преодолевая препятствия. В комедии же персонаж остаётся тем же самым, несмотря на все испытания, через которые проходит.
Примеры:
В «Крепком орешке» Джон Макклейн эволюционирует как герой, учится работать в команде.
В «Тупом и ещё тупее» персонажи остаются такими же наивными и глупыми, как в начале фильма.
Комедия строится на столкновении человека с обстоятельствами, которые он не в силах изменить, но пытается сделать это не самым удачным способом.
Более подробно разобраться в том, как еще глубже проработать и развить персонажа, можно в материале путь героя >>>>>

теория большого взрыва (сериал/2007-2019)
Как построить комедийный сюжет?
Стив Каплан предлагает универсальную структуру комедии, которая помогает создавать увлекательные и динамичные сценарии:
- Введение – знакомство с героем, его особенностями и привычной жизнью.
- Конфликт – возникновение проблемы, с которой персонаж не умеет справляться.
- Попытки решения – герой пробует решить ситуацию, но его действия только усугубляют положение.
- Кульминация – проблема достигает пика, герой оказывается в хаотичных обстоятельствах.
- Развязка – всё возвращается на круги своя, но персонаж остаётся таким же.
Пример:
В «Один дома» Кевин сталкивается с проблемой – он остался один в доме. Он придумывает способы защиты, но его методы порой оказываются чрезмерными или нелепыми, что создаёт комический эффект.

день сурка (х-ф/1993)
Ключевые инструменты комедии
1. Разница между восприятием персонажа и реальностью
Комедия возникает, когда герой считает себя одним человеком, но окружающие видят его совершенно иначе.
Примеры:
Шерлок Холмс (BBC) – уверен в своём интеллекте, но его поведение часто воспринимается обществом как асоциальное.
Борат – искренне верит, что его поведение нормально, но окружающие приходят в ужас.
2. Логика персонажа, не соответствующая обстоятельствам
Если герой ведёт себя неадекватно, но в его сознании это абсолютно оправдано, зрителю это кажется смешным.
Пример:
В «Мистере Бине» главный герой уверен, что идеально справляется с поставленными задачами, но со стороны его действия выглядят нелепо.
3. Разрушение ожиданий
Когда персонаж ожидает одного результата, но сталкивается с противоположным эффектом, это создаёт комедийный момент.
Пример:
В «День сурка» главный герой уверен, что он особенный и может легко изменить свою судьбу, но реальность его постоянно возвращает к началу.

Один дома-2 (х-ф/1992)
Практические рекомендации для сценаристов
1. Создавайте персонажей с ярко выраженными чертами характера и слабостями. Их недостатки будут становиться источником комических ситуаций.
2. Избегайте слишком уж обыденных шуток. Вместо них сосредоточьтесь на создании ситуаций, которые сами по себе вызывают смех.
3. Используйте динамичное развитие событий. Пусть каждое новое действие персонажа лишь усложняет его ситуацию.
Вывод
Книга Стива Каплана «Путь комического героя» – это незаменимое руководство для сценаристов, работающих в жанре комедии. Она объясняет, как работают механизмы юмора, какие персонажи вызывают искренний смех у зрителей и как строить сценарии, которые действительно развлекают.
Применяя изложенные в книге принципы, сценаристы смогут создавать глубокие, увлекательные и действительно смешные истории, которые найдут отклик у аудитории.
В студии Снегири есть не только полезные материалы, но и курсы для сценаристов, например, курс сценаристов комедии, новый поток которого стартует совсем скоро, узнать подробности >>>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь