Восемь
комедийных
персонажей
8 комедийных персонажей
Наверное, многим знакома книга Скотта Седиты "8 комедийных характеров: руководство для сценаристов и актеров". В ней автор рассуждает о разных аспектах создания комедии, а также о типологии героев, которые там должны встречаться. По его теории, при столкновении и взаимодействии этих характеров и рождается конфликт. Рассказываем, что думаем по поводу этой теории, и что такое комедийный персонаж.
О чем говорится в книге
Автор выделяет восемь типажей героев, вокруг которых в комедии строится сюжет и развивается конфликт. Не обязательно должно быть восемь героев истории, некоторые типажи могут сочетаться в одном герое.
Скотт Седита выделяет следующие характеры:
- Логичный умник
- Обаятельный неудачник
- Невротик
- Дуралей
- Язва или хам
- Меркантильный тип
- Ловелас или сердцеедка
- Чудак
Если внимательно посмотреть на этот список станет понятно, что перед нами не характеры, а функции героев. И в этом главная проблема этой книги - персонажей автор описывает с помощью прилагательных и каждый характер у него - просто перечисление характеристик.
Но если вы возьмете и выпишите из этой книги характеристики и на их основе будете создавать героя, он выйдет механическим и не будет работать на развитие истории.Скрытые инструменты комедии >>>>>
Есть и другие примеры с похожими типажами героев, книги, в которых автор пытается превратить разработку сценария в схему, которую достаточно заполнить определениями и глаголами.
Проблема этой книги в том числе в том, что писал ее не сценарист, а агент, который занимается поиском актеров и консультирует авторов. Соответственно, основываясь на своих наблюдениях относительно того, кого ищут на комедийные роли, он и написал книгу.
Получается, по факту этот человек не так много знает о том как сделать, чтобы зритель увидел героя таким, каким его задумал автор. А в этом и есть главная задача сценариста. И задачу эту освоить можно только опытным путем, постоянно практикуясь в написании сценариев.
Почему это не работает
- Схематичность
Люди смотрят кино и сериалы, потому что хотят получить какие-то эмоции. А в схематичности и шаблонах ничего по-настоящему эмоционального нет.
- Рабочий процесс
Авторы действительно часто выписывают персонажей, особенно если их много или они работают над сериалом, создавая список с двумя-тремя основными характеристиками, которые о персонаже дадут какое-то представление. Называется такой список - библия персонажей.
Но делает это автор для себя, чтобы ему самому легче было двигаться дальше и развивать ту или иную линию. А зритель никогда доступа к этому списку иметь не будет, ведь в процессе работы каждый из персонажей будет усложняться, прорабатываться и дописываться.
Такое описание может быть отправной точкой для сценариста, чтобы не запутаться в героях, но не более.
- Событийность
Схема Скотта Седиты не сработает, потому, что герой развивается через действия и поступки, а не через описания. Зритель хочет сам видеть как, что, почему, герой делает и на основе увиденного судить о его характере, а не из описания персонажа.
Что можно почерпнуть из теории Седита и подобных
Во-первых, любая книга, особенно посвященная сценарной профессии, запускает творческий процесс, а значит, может натолкнуть вас на новую мысль, идею. Такая книга - отличный инструмент чтобы выйти из ступора, по-другому посмотреть на свою историю и двигаться вперед.
Что действительно полезно в книге Седиты, так это то, как описаны черты характера человека с точки зрения психологии. Отличное упражнение которое советуют как сценаристам так и актерам - наблюдать, как ведут себя другие люди и выделять определенные черты поведения, которые потом можно переложить на персонажей. И в этом книга может стать хорошим помощником.
Любая книга по сценарному мастерству, плохая или хорошая, это попытка найти ту структуру истории, которая удержит интерес зрителя. Книга Седиты - не исключение, возможно она поможет вам пройти свою историю глазами зрителя и переосмыслить выборы, поступки и поведение героев.
Типы комедии и архетипы
А теперь к делу. Есть комедия характеров и комедия положений. В этом материале сосредоточимся на комедии положений, поскольку в ней больше архетипов.
- Комедия положений
В комедии положений более условные персонажи, и у каждого из них есть какая-то черта, которая гиперболизируется, благодаря чему создается история.
Но куда важнее в истории не комедийные характеры, а архетипы. Архетип - это совокупность образов и идеалов, которая создает мир человека. Например, бывший бандит, отчаявшийся гопник, маленький человек, светская львица и так далее. Архетип становится основой для автора, а уже из него он развивает личность.
Например, в сериале Физрук главный герой - бандит из 90-х. Это образ, знакомый многим, но история главного героя уникальна и это делает его настоящим персонажем. Из этого же архетипа можно развить разные формы - один такой бандит будет продолжать жить по старым принципам, другой заведет семью и поселится на ферме и так далее. По такому же принципу сделан комедийный фильм “Горько”, там есть отсидевший молодой гопник, бывший ВДВшник и другие архетипы, знакомые нам.
Но главное - это не только то, кто этот человек, какой архетип, а как он развивается в индивидуальность. Зритель ведь приходит смотреть именно на это развитие, хочет понять героя, становится ближе к нему, вовлекается, благодаря тому как действует и меняется герой.
Архетип помогает задать мотивацию героя: он является одним, а хочет стать другим. Благодаря архетипам зритель примерно представляет как развивалась судьба героя до того, как он с ним встретился и ему интересно что же получится из нового, выбранного героем пути. А благодаря конфликтным ситуациям и периодическим пересечениям с архетипичностью рождается комедия.
Персонажи
Важно чтобы каждый из героев истории шел к своей цели сам и максимально коротким для него путем, потому что в жизни мы все поступаем именно так. Не нужно заставлять героя совершать лишние действия, чтобы было веселее и интереснее, это будет выглядеть натянуто.
Начинать нужно с главного героя. Если вы не будете выстраивать ансамбль вокруг главного героя, может возникнуть множество проблем: персонажи могут получится похожими по своим характеристикам, и в результате решать проблемы одинаковым способом. А когда герои действуют одинаково не возникает конфликта, история не растет и не развивается.
Так, в ансамбле должен быть антагонист, тот кому противостоит герой, а так же конфидент, тот с кем герой будет делиться ощущениями и реакциями. Здорово, когда в комедии еще есть персонаж, который является отражением героя и показывает зрителю крайние его состояния. Например, человек с тем же архетипом, судьба которого пошла так, как бы развилась судьба главного героя, если бы он не решился действовать. Это добавит контраста и глубины истории.
Но не нужно добавлять героев просто для количества. Возможно это создаст 5-10 смешных ситуаций, но если они никак не раскроют главного героя, зачем они вам?
Каждый персонаж ансамбля должен помогать раскрывать зрителю главного героя, а также двигать его вперед. Не тратьте время на создание героя, который ни на что в истории не повлияет.
8 комедийных характеров неплохой старт для изучения персонажа. Но как и любые схемы, описанные в книге способы построения не дадут вашему сценарию индивидуальности, оригинальности и не покажут то, как вы умеете мыслить и работать с актуальными, интересными темами. А ведь индивидуальный голос - то, за что зритель так ценит кино, а продюсер хватается за возможность вложиться в ваш проект. Ко всему нужно подходить осознанно и с умом. Сценарное мастерство - не исключение.
У нас в киношколе есть курс комедии, на котором мы изучаем особенности жанра и актуальные примеры юмора в современном кино. Узнать больше о курсе комедии >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь