Путь художника,
Джулия Кэмерон -
конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Путь художника, Джулия Кэмерон - конспект
«Если вы думаете или верите, что на что-то способны, начните делать это. В действии – волшебство, добродетель и сила». – Гетте
Сценарист - творческая работа. Каждый из нас к творчеству, к своему пути, к поиску баланса в жизни относится по-разному. Книга "Путь художника" Джулии Кэмерон как раз исследует то, как преодолеть внутренние сомнения, смятения, критику и утвердить любовь к себе и выбранном пути. Публикуем конспект книги.
Эта книга – возможность пересмотреть свое отношение к творческому процессу, понять, от чего надо избавиться в процессе работы, а что, наоборот, усилить и поменять в лучшую сторону. Она весьма необычна, и для кого-то методики и подход к искусству, описанный в ней может оказаться пробуждающей, потому что эта книга про Творческое возрождение.
По мнению автора творческое возрождение основано на двух основных методах – это утренние страницы и творческие свидания. О том что это и как преодолевать трудности на своем пути и пойдет речь в конспекте.
Введение
Как и всем художникам, переживающим период творческого застоя, нам свойственно безжалостно себя критиковать. Даже если весь мир думает, что мы вполне состоятельны творчески, мы все равно считаем, что создаем недостаточно, да и это никуда не годится.
В каждом из нас есть Цензор. Так вот, никогда не слушайте те гадости, что он нам твердит, просто продолжайте работать. Именно для этого и нужны утренние страницы. Потому что существует заблуждение, что для того, чтобы писать, нужно определенное настроение или вдохновение. Но на самом деле, часто, отличные проекты и произведения искусства появляются тогда, когда их автор считает, что он занимается полной фигней.
Утренние страницы это то, что поможет вам преодолеть вечное осуждение своих трудов и позволит просто писать и быть в процессе. Поставьте себе за правило каждое утро писать по три страницы текста. И не важно, что вы пишите, в каком вы настроении, просто пишите что угодно, пока не заполните все три страницы. Так вы начнете подкармливать своего внутреннего художника – ребенка, внутри вас, который требует действий. Утренние страницы – это его пища и ваша задача удовлетворить этот запрос. А вот еще 17 советов сценаристу от Стивена Кинга >>>>>
При этом, если вы ненавидите эти утренние страницы и не хотите за них браться – это не значит, что все плохо. Негативные эмоции, мысли о том, зачем это нужно, говорят о том, что вы отчаялись. Так выплесните это наружу – все свои страхи и сомнения и злость. Так вы заполните три страницы.
Теперь пару слов о творческом свидании. Это те пару часов в неделю, которые вы потратите на заботу о своем внутреннем художнике и творческом мышлении. Для кого-то это может быть поход в театр, в музей, в кино, уединение с природой. Пообещайте хотя бы раз в неделю устраивать себе такое свидание, не берите на него никого другого.
Проведите время наедине с тем, что вас интересует, волнует, дает вам наслаждение. Научитесь противостоять любым возможным вторжением, никаких отговорок, подумайте о своем внутреннем ребенке и художнике. Пару часов в неделю вы точно сможете ему уделить.
Идите дальше – анализируйте каждое свидание. Какие эмоции оно вам дает и что это может значить для вашего творческого «я»?
Прислушайтесь! Он говорит вам, что в вашем искусстве не хватает легкомыслия и игры. Немного веселья продвинет вас далеко вперед, делая работу похожей на забаву. Мы забываем, что в основе любой хорошей работы игра воображения. Усилить наши способности к творческому труду и есть задача этой книги.
Контракт
Я, нижеподписавшийся, осознаю, что мне предстоят напряженные, управляемые свыше встречи с моим творческим началом. Я посвящаю себя этому на двенадцать недель курса. Я, ______________, беру на себя обязательства по еженедельному чтению, ежедневным утренним страницам, еженедельным творческим свиданиям и выполнению заданий каждой недели.
Я, ________________, также осознаю, что данный курс выявит некоторые проблемы и чувства, с которыми мне придется справляться. Я,________________, обещаю поддерживать хорошую форму, отводить время на полноценный сон, заботиться о сбалансированном питании и делать физические упражнения в течение всего курса.
__________ (подпись)
__________ (дата)
Клише и как с ними бороться
Каждому важна поддержка. Но многие из нас не получили ее в детстве и поэтому даже не догадываются, что способны творить, потому что в своей жизни часто сталкивались с самыми разными негативными клише.
Я не смогу быть успешным, плодовитым, творчески настроенным художником, потому что:
- Все меня возненавидят.
- Я заставлю страдать свою семью и друзей.
- Я сойду с ума.
- Я брошу своих друзей и семью.
- Я даже не умею грамотно писать.
- У меня мало интересных идей.
- Я расстрою маму и/или папу.
- Мне придется остаться в одиночестве.
- Обнаружится, что я гомосексуалист(ка) (если гетеро-).
- Меня поразит то, что я гетеросексуален(льна) (если гомо-).
- У меня будет плохо получаться, и я даже не смогу узнать о том, что выгляжу как дура(к).
- Я буду постоянно злиться.
- Мне всегда будет не хватать денег.
- Я начну разрушать себя, и алкоголь, наркотики или секс меня погубят.
- Я заболею раком, СПИДом, заработаю сердечный приступ, заражусь чумой.
- Мой любимый(ая) бросит меня.
- Я умру.
- Я буду чувствовать себя ужасно, потому что не заслуживаю успеха.
- Я способен только на одно хорошее произведение.
- Уже поздно.Если я до сих пор не начал творить, то уже никогда и не начну.
Эти негативные убеждения похожи друг на друга: нам нужно заменить одну сокровенную мечту другой. Иными словами, если вам кажется, что стать художником слишком хорошо, чтобы в это можно было поверить, вы сами назначаете за свою мечту такую цену, которая будет для вас слишком высока. И останетесь в тупике.
Но есть и хорошие новости, позитивные мысли в противовес списку выше:
- Я лишь передатчик Божественного творчества, и моя работа приносит добро.
- Мои мечты от Бога, и Бог в силах их исполнить.
- Созидая и прислушиваясь, я буду ведом.
- Творчество — это воля Творца, направленная через меня.
- Мое творчество исцеляет и меня, и других.
- Мне позволено заботиться о своем внутреннем художнике.
- Пользуясь несколькими простыми средствами, я добьюсь того, что буду творить блестяще.
- Пользуясь данной мне способностью творить, я служу Богу.
- Творчество всегда приводит меня к истине и любви.
- Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника. Идя им навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе.
- Я — часть священного благого замысла.
- Мое творчество — часть священного благого замысла.
- Прислушиваясь к своему внутреннему художнику, я ведом.
- Прислушиваясь к своему творческому началу, я ведом к своему Творцу.
- Я хочу творить.
- Я хочу научиться позволять себе творить.
- Я хочу помочь Богу творить через меня.
- Я хочу служить своим творчеством.
- Я хочу испытать на деле свою творческую энергию.
- Я хочу пользоваться своими художественными талантами.
Как же поступить с обеими из этих списков?
Начните доверять своей творческой составляющей. Даже если вам кажется, что все ваши идеи – это чудачество, подумайте, что вообще значит быть чудаком и быть в своем уме, освободитесь от того, что вас угнетает. Помочь может и материал из энциклопедии про творческий кризис >>>>>
Например, от людей, которые дают вам только негативные, ядовитые ощущения. Потому что часто такие друзья это те, кто сам не видит выхода из какой-то ситуации и это их пугает и раздражает, что такой выход пытаетесь или уже нашли вы. Когда чувствуете, что кто-то или что-то на вас давит и влияет отрицательно, спросите себя, от чего вы бы хотели отказаться в своем творчестве, чтобы уделить время этому человеку. Если вы хотите это сделать только потому, что якобы что-то должны или в чем-то виноваты, не тратьте время на этого человека.
Помимо других людей, влиять на наше негативное отношение к себе и своему делу могут и внутренние ощущения, например, внутренний скептицизм и сомнения.
Творческое возрождение – это в первую очередь упражнение на восприимчивость. Приоткрывая дверь в собственный разум, вы достигаете широты взглядов. Начиная с этой недели, регулярно практикуйте такую «умственную растяжку».
Чувство стыда и критика
Одно из самых главных чувств, которое мешает нам двигаться дальше – это стыд. Как только начинаете испытывать это чувство, немедленно обращайтесь к себе и к тому, за что вы себя любите. Любовь к себе – главное, что поможет избавиться от чувства стыда, которое лишь мешает нам, но никак не развивает.
Поможет в избавлении от этого чувства умение отличать полезную критику от любой другой. Вот несколько правил, применимых к любой критики, с которой вы сталкиваетесь:
- Примите критику полностью и забудьте о ней.
- Запишите, какие именно фразы и аргументы больше всего не дают вам покоя.
- Запишите доводы и фразы, которые кажутся вам разумными.
- Позаботьтесь о себе: перечитайте старый положительный отзыв или вспомните полученную когда-либо похвалу.
- Помните, что даже если вы и впрямь изваяли нечто ужасное, скорее всего, это была совершенно необходимая ступенька к следующей работе. Искусство развивается не плавно – оно нуждается в стадии «гадкого утенка».
- Снова вникните в адресованную вам критику. Не напоминает ли она вам чего-то из далекого прошлого? Не вызывает ли смутной ассоциации с чувством стыда, испытанным в детстве? Осознайте, что нынешние критические стрелы бередят давнюю рану.
- Напишите письмо критику (скорее всего, отправлять его не понадобится). Защитите свое произведение и при этом отметьте, что именно в его отзыве оказалось вам полезным.
- Теперь опускайте весла обратно в воду! Немедленно пообещайте себе написать что-нибудь ещё.
- Выполняйте обещание. Творчество – единственное лекарство от критики.
Вернемся ненадолго к утренним страницам. Трудясь над ними мы постепенно учимся отличать свои собственные чувства по поводу своей работы. Отличать реальное от того, что мы демонстрируем в обществе, они – утренние страницы, дают возможность заглянуть глубже и понять, что вы испытываете на самом деле, когда говорите остальным, что вы «в порядке».
«Я доверяю своему восприятию, – ещё одно полезное утверждение для периода глубоких личностных сдвигов. – Во мне проявляется все более сильная и яркая индивидуальность» .
Учитесь не прятаться от самого себя в этих утренних страницах, так вы поймете что вас по-настоящему волнует и завораживает и то, над чем вы правда хотите сами работать.
Если же ваш творческий застой продолжается, отличное средство – воздержание от чтения. То есть в течение недели не читайте совсем. Ничего. Такой вот детокс поможет собрать разбегающиеся мысли и полюбить свое дело еще сильнее.
Многие не переносят критику, потому что вынашивают в себе такую характеристику как перфекционизм. Тилли Ольсен правильно назвала его «ножом искусственного совершенствования». Вы можете именовать это качество и по-другому.
Проблема этого качества в том что перфекционизм – это отказ двигаться вперед и творить. Вместо него вы позволяете каким-то неудачным шагам запустить замкнутый круг, из которого сложно выбраться.
«Не бойтесь ошибок, – говорил Майлс Дэвис. – Их не бывает».
Мы похожи на детей, но все же не глупы. «Ага!» – часто восклицаем мы, услышав уместную и точную критику. Художник думает: «Да! Я вижу! Конечно! Я могу это подправить!». – цитатой
Другое дело, токсичная критика, которая приносит вред человеку лишена зерна истины.
Творческий застой и время
Когда ты в тупике и не знаешь что делать – кажется, теряешь очень много времени,
Год кажется вечностью. Но на самом деле, все это связано с самолюбием, оно не позволяет нам совершить творческие странствия, а сосредотачивает внимание на скорости достижения результата. Но по факту же, творческий процесс никогда не подходит к концу, и процесс гораздо более долговечен и интересен чем сам результат. Это не значит что проделанная работа ничего не стоит, напротив, это залог того, что мы идем к более совершенной работе в будущем.
И конечно, в этом плане здорово в чем-то быть новичком, он открыт и скромен, а это те качества которые и ведут к пониманию, а значит и к достижениям
«Я слишком стара, чтобы поступать на режиссерский факультет», – говорила я себе в тридцать пять. Когда я на него поступила, то обнаружила, что и правда старше своих однокурсников на пятнадцать лет. А ещё я обнаружила, что у меня было намного больше жажды творчества, больше жизненного опыта и выше скорость обучения. Теперь, когда мне представилась возможность самой преподавать на таком же факультете, я вижу, что часто моими лучшими студентами становятся те, кто начал довольно поздно.
Начинать новое страшно, почему-то у некоторых людей есть убеждение, что начать новый путь они таким образом прервут прошлый. Например:
«Я не могу быть писателем и оставаться замужем за этим человеком».
«Я не могу рисовать и оставаться на этой скучной и бессмысленной работе».
«Я не могу посвятить себя театру и продолжать жить в этом городе».
Вместо того чтобы писать положенные три страницы сценария в день, мы предпочитаем ломать голову над тем, что придется переезжать в Голливуд, если наше творение купят. Чего в любом случае не произойдет, потому что, переживая о том, как продать сценарий, мы так его и не написали.
Вместо того чтобы разгрести кухню, балкон и поставить там мольберт мы жалуемся, что отсутствие мастерской не дает нам заняться творчеством, и так далее.
Такие мысли – путь в никуда, сосредоточтесь на пути, на регулярности, вспомните, что в детстве никто из нас ничего не достигал моментально, ребенок не бежит сразу наперегонки с козой едва встав на ноги.
От чего же вы думаете, что вам надо сразу сделать огромный рывок, вместо того чтобы спокойно и регулярно практиковаться?
Многие из нас не желают чего-либо делать, если вместо этого можно о чем-нибудь поволноваться. И часто нам больше всего по душе беспокоиться о всякой всячине, о сущих пустяках.
Быть в творческом тупике и лениться – это разные вещи. Вы тратите все силы на сомнение в себе, ненависть, сожаление, страх. Неспособность начать – это не лень, это страх. Страх провала, успеха, одиночества, идущий из детства из отношений с родителями, в школе.
Чтобы пойти наперекор ценностям родителей, нужно непременно хорошо знать, на что идешь. Ты не можешь быть просто творческим человеком. Ты обязан быть гением, раз уж решился причинить своим родителям такие страдания…
Но ведь чтобы стать великим художником, для начала нужно стать художником вообще и если вам так сложно начать, это не значит, что закончить будет так же сложно. Дайте себе разрешение продвигаться семимильными шагами и награждать себя за это, потому что единственное лекарство от страха – это любовь.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь