От идеи до злодея.
Учимся создавать
истории вместе с Pixar.
Дин Мовшовиц- конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar – Дин Мовшовиц
Законспектировали книгу о том, какими ключевыми драматургическими инструментами важно владеть сценаристу и какие из них активно использует студия Pixar.
Особенность книги в том, что практически каждый прием и инструмент разбирается на конкретном примере одного из проектов Pixar.
Идея
Идеи есть уникальные, как самородки, а есть те, что можно назвать золотой жилой – понятные и созвучные многим людям. Про уникальные можно почитать в материале 5 проверенных способов сгенерировать оригинальную идею >>>>>
Именно такие идеи Pixar и умеет распознать, а потом разработать в сильные и цепляющие истории, обладающие большим эмоциональным багажом. Все это и делает студию такой сильной, а истории, которые она разрабатывает, мощными и одновременно понятными, и привлекательными.
Как известно, большинство хороших историй строится вокруг переживаний персонажа, которого выдернули из зоны комфорта. Когда герой оказывается вне зоны комфорта, он может действовать активнее, потому что ему очень хочется вернуться к своей обычной жизни. Это желание, как правило, стимулирует героя, определяет его действия, решения и эмоции.
Еще лучше, если главному конфликту в вашей истории будет предшествовать какая-то проблема. Например, в Валл–И – это брошенная планета, которую завалили мусором, а в Корпорации Монстров - дети, которые больше не пугаются так сильно, как раньше.
Если вы пишете о крысе, которая пытается готовить в канализации, это может показаться милым, даже оригинальным, но не обязательно интересным или драматичным. Но если вы пишете о крысе, пытающейся стать поваром в ресторане высокой кухни, ваши повествовательные возможности мгновенно возрастают .
Что случится, если его кто-нибудь увидит? Что будет, если его стряпня окажется действительно вкусной? Все эти вопросы приводят к появлению сюжетных линий, которые можно исследовать и разрабатывать. И всё, что для этого требовалось, – поместить персонажа в самые сложные условия, в которые он только мог попасть.
Персонажи
Убедительный персонаж – это в первую очередь тот, который обладает уникальной индивидуальностью. Ведь история, события, о которых вы рассказываете, происходят с кем-то. Этот кто-то и есть главное звено и главный ключ к интересу зрителей. Персонаж должен быть интересен и его должно волновать то, что происходит вокруг него.
Pixar старается открывать новые миры, вселенные в своих фильмах, что приводит к тому, что появляются самые уникальные и разномастные персонажи. Они не просто интересны, они еще обладают особенностями, например, у Дори амнезия, а Валл–И одержим мюзиклом Hello, Dolly!».
Часто уникальные черты героев раскрываются через противопоставление, как правило, через разные точки зрения героев. Например, в мультфильме «Вверх» главный герой - Карл, оказывается между двух огней: с одной стороны, скаут Рассел, убежденный, что природу надо беречь и защищать. А с другой стороны – Мантц, который свято верит, что убийства оправданны, если помогут восстановить репутацию. Карл вынужден выбрать, на чьей он стороне и через этот выбор он раскрывается как персонаж.
Такие твердые убеждения героев связаны с их личным опытом, часто, болезненным. Ведь убеждения – это выводы, которые мы делаем на основе своего образования, личного опыта, своих ошибок, упущений, попыток. Это не значит, что вам нужно подробно описывать каждого персонажа, его прошлое, чтобы объяснить каждое его действие. Достаточно небольших отсылок, которые помогут зрителю понять персонажа и показать его глубину, условия, в которых сформировался герой. В Валли- И роль таких отсылок выполняют рекламные щиты, в Рататуе воспоминания Эго.
Порой, чтобы описать прошлое, герою достаточно одной реплики.
В «Суперсемейке» Хелен решительно выступает против попыток Боба возродить дни былой̆ славы. Она считает, что они должны притворяться обычными людьми и не демонстрировать свои супер способности. Во время спора она говорит: «Это очень плохо, Боб. Опять переезжать, потому что ты хочешь пережить миг былой славы».
Эта фраза дает понять, с какими трудностями герои столкнулись в прошлом, а так же, что побуждает Боба посещать остров Синдрома в секрете. И именно это его действие двигает сюжет вперед.
Три этих элемента – страсть, убеждения и прошлое – делают события вашей истории более значимыми и драматичными для персонажей и заодно для вашей аудитории.
Первый уровень симпатии – внешний. Но, вряд ли в конечном итоге вы своих друзей выбирали по внешности. Ваши друзья – это те люди, с которыми вам интересно и весело, которые дарят вам новый опыт, учат вас чему-то. Это те люди, с которыми вы обмениваетесь опытом и эмоциями, которые помогают вам расти. Чем больше вы узнаете о мире героев, тем они вам интереснее и тем больше привлекательных черт в человеке вы обнаруживаете. Это второй уровень.
И постепенно вы открываете для себя чужой, новый мир. Это третий уровень симпатии, когда вы погружаетесь в чей-то мир и сопереживаете тому, что в нем происходит.
То же самое должно происходить и в отношениях зрителя и персонажа:
Позволяя зрителям взглянуть на персонажа, как будто это их лучший друг, третий уровень выходит за рамки поверхностной привязанности первых двух. Зрители начинают идентифицировать себя с героем, понимать его страхи и надежды. Это называется эмпатией, и невероятно важно, чтобы ваши персонажи вызвали её у аудитории.
Эмпатия – это одна из главных отличительных черт человечества, эта способность принимать и понимать чувства и точку зрения другого человека, даже если она сильно отличается от нашей и делает нас гуманными. И самые сильные сцены, как правило, именно те, что вызывают сильные эмоции, про то как их проработать почитайте в материале как написать яркую сцену >>>>>
Для автора знать, что именно движет персонажами недостаточно, важно понимать, зачем персонажи двигаются к цели. Например, почему Реми из Рататуя так страстно желает готовить человеческую еду, хотя над ним смеются его друзья, отец, поджидают смертельные опасности и трудности? Потому что он родился изгоем, с особенным даром и ему важно осуществить свою мечту, чтобы найти место в жизни.
Всем понятно, что такое, желать чего-то. Когда автор наделяет героя целью и мотивацией, они формируют желание, и зритель начинает сопереживать герою, ведь ему знакомы его чувства.
Драма и конфликт
Конфликт – обязательная часть любого драматического произведения. В основе конфликта – проблема, трудность, с которой сталкивается герой. Самая большая из них – это борьба за свою жизнь, поэтому писатели часто ставят свои героев в состояние борьбы за жизнь, ведь смерть – единственное непреодолимое препятствие.
Но важно понимать, что ситуациях, в которых есть угроза жизни – это только отправная точка, ведь в то время, как смерть – это самое страшное препятствие, жизнь сама по себе как цель нам не интересна. Важно то, зачем нам эта жизнь важна. А на этот вопрос каждый отвечает по-своему. Развитие личных целей, основанных на взглядах и желаниях героев формируют интересного персонажа и оригинальную ситуацию. Pixar часто помещает своих героев в экстремальные ситуации, в которых постоянно повышаются ставки.
Еще одна особенность конфликтов в том, что они доставляют зрителю большое удовольствие. Здесь можно провести аналогию со спортом. Ведь с древних времен у людей был азарт к спортивным играм и мероприятиям, при этом, какой бы зрелищный вид спорта человек ни выбрал, он еще и выбирает, за кого болеть. Так же и зритель «болеет» за своего персонажа.
Персонажи должны быть в опасности уничтожения, но они также должны иметь шанс на «создание». У них должна быть возможность выжить перед угрозой, с которой они столкнутся, и выйти из борьбы сильнее и целее – возможно, разрешив конфликт, упомянутый ранее. Если злая сила побеждена, но главный герой остается восприимчивым к той же форме и силе атаки снова, то он не победил эту силу на самом деле. Кроме того, такой фильм будет поверхностным.
Очень важное значение в формировании историй играют изменения, происходящие с героем, ведь и в жизни, и в художественном мире они даются с трудом и приносят наибольшее удовольствие, а еще, возможность разобраться в себе. То есть, получается, что красота конфликта в том, что он не только что-то разрушает, но и создает что-то новое, ведь без него изменения были бы невозможны.
Качество конфликта в вашем сценарии измеряется правдоподобностью изменений, которые происходят с вашими персонажами. Изменение – это единица измерения конфликта.
Структура Pixar
Если вы не знаете, как устроена структура сценария, посмотрите интенсив, в котором мы подробно разбираем сюжет и структуру >>>>>.
Структура произведения выстраивается вокруг главного события, отвечающего на главный драматический вопрос и в ней бывает от трех до пяти основных действий. Чтобы придумать главное событие можно, например, ответить на три главных вопроса: что происходит, как происходит и почему происходит в истории. Так, в мультфильме «Вверх» Карл привязывает воздушные шарики к дому и улетает к Райскому водопаду – это его первое решение, а все что было до, рассказывает о том, как и почему он решил это сделать. И, конечно, именно эти решения в первую очередь развивают конфликт.
Еще Pixar активно развивает второстепенные и побочные линии сюжета, а также параллельные и внутренние, чтобы событий, которые играют важную роль было больше. Ни одна деталь не остается без внимания. Это удерживает внимание и интерес зрителей к истории.
Так же, у многих фильмов двойная кульминация, например, в фильме «Истории игрушек: большой побег»:
Во время ужасающего эпизода на мусоросжигательном заводе игрушки едва избежали смерти и избавились от Лотсо. Теперь они вольны делать всё, что им вздумается – вернуться домой к Энди или отправиться туда, где трава зеленее. К тому моменту, когда героям удается преодолеть все препятствия: сбежать из заключения, победить в схватке со злодеем, избежать сожжения, остается еще 15 минут до конца фильма. Далее всё повествование посвящено их внутренним переживаниям.
Не забывайте, что одно дело – проработать каждую линию и деталь, другое – перегрузить сценарий. Каждый элемент должен быть инструментом. Если он таковым не является, значит, он лишний. Например, если ваша история не предполагает добавления «связывающих событий» не нужно их вставлять. Механизмами, которые дает знание драматургии и понимание структуры следует пользоваться очень аккуратно, прежде чем вставить в свою историю новый элемент убедитесь, что он отвечает вашей первоначальной концепции. Лучше попытаться углубить и усилить те характеры, сюжеты и темы, которые у вас есть, чем добавлять новые.
В мультфильме «В поисках Немо» Немо застревает в аквариуме. Сценаристы могли и не развивать этот эпизод, но решили с юмором и смыслом использовать эту новую установку. Здесь каждый персонаж чётко прорисован и выделен каким-либо комическим поведением. Особенная роль отведена планирующему побег мавританскому идолу Жабру с поврежденным плавником. Он выступает антиподом Марлина. Жабр убеждает Немо испытать свои силы несмотря на то, что это рискованно. А поврежденный плавник Жарба создаёт между ними родственную связь и проводит параллель. Немо учили думать о себе как о хрупком инвалиде, но Жабр отказывается признавать любые трудности как для себя, так и для Немо. Благодаря иному отношению Жабра к их физическим недостаткам, Немо обретает уверенность в себе и мужество.
Тема
В хорошем кино тема вырастает из истории органически. Так, История игрушек превращается в трилогию про необратимый ход времени, потому что с этим сталкиваются герои. То есть, как только создатели мультфильма выбрали героев и стали работать с ними, появились эти важные темы, ведь мы все понимаем, какая участь ждет все игрушки, когда дети вырастают.
После того, как тема определена, стоит подумать, как вы можете ее обогатить, сделать уникальной и яркой.
Тема – это абстрактная и универсальная часть вашей истории. Это не часть сюжета. Это то, что вы хотите рассказать с помощью сюжета. Ваша тема должна органически вписаться в воображаемый мир, который вы выбрали для исследования. Как только вы найдёте тему, используйте сюжет, персонажей, локации, объекты и диалоги, чтобы как можно лучше реализовать её в своём сценарии.
Получается, ваша задача как сценариста развить темы, начиная от размышлений и прописывания атмосферы и заканчивая персонажами и событиями. Так, например, происходит в Корпорации монстров, где фильм рассказывает о том, что мы должны знать, отказываясь от мечты. Что, во-первых, сдаться можно только, если все варианты испробованы, а во-вторых, что порой провалы приводят нас к нашему истинному призванию, хоть оно и отличается от картинки в нашей голове. Усилия, которые мы во что-то вкладываем, не напрасны. Об этом, говорит линия Майка Вазовски.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь