Линейное и
нелинейное
повествование
в сюжете
Линейное и нелинейное повествование в сюжете
Что такое структура сценария и зачем она нужна?
Когда мы говорим про структуру сценария, то, в первую очередь, имеем в виду базовую трёхактную структуру.
Три акта — самая древняя структура со времен знаменитого трактата Аристотеля «Поэтика».
С тех пор она используется, как классический принцип построения истории.
Зачем нужна структура сценария?
- Структура делит историю на части, с которыми легче работать
- Придает истории логику и последовательность
Аристотель отметил, что в каждой истории есть начало, середина и концовка, и это три ее обязательных элемента.
Со временем их стали называть актами, а их последовательность и соединение — структурой.
Первый акт — начало истории, действия, здесь происходит завязка.
Второй акт — самый длинный. Если делить историю на четверти, то второй акт — это две четвертых всей истории.
В этой части сценария происходят основные действия, развиваются те события, которые приводят героя из пункта А в пункт Б, т.е. из пункта, в котором мы обозначили цель героя, в пункт, где герой достиг этой цели или проиграл.
При этом, второй акт делится на две части, так как в его середине возникает центральный поворотный пункт. Он разрезает историю пополам так, чтобы история поменяла свое направление, а зрителю было интересно ее смотреть.
В этой точке для героя поднимаются ставки или меняется место действия, жанр: может быть бывший союзник становится антагонистом — врагом, мешающим достичь цели.
Это пункт, в котором все переворачивается с ног на голову, и герой, и зритель, обнаруживают, что история, которая развивалась своим чередом, — совсем не то, чем казалась.
Ситуация героя усложняется, и через стремление героя побороть все сложности и добиться своей цели, мы подходим к третьему акту.
Третий акт — последствия того, что происходило во втором акте. Это кульминация и финал. Здесь растет напряжение, ускоряется темп, все идет к тому, что конфликт вот-вот разрешится.
Эту же структуру иногда могут называть четырёхактной, и даже пятиактной. Однако ключевые точки во всех структурах всё равно одни и те же, как бы их ни называли.
Кто-то завязку называет провоцирующим инцидентом, а мидпоинт (англ. midpoint — середина, центральный момент) — центральным поворотным пунктом, а в каких-то историях его вообще нет. Но, скорее всего, он всё равно будет присутствовать, только не ярко выраженный.
Если прочитать 10-20 книг по сценарному мастерству — можно легко запутаться в том, что же такое структура и почему все про неё рассказывают по-разному. На самом деле, сценарные мастера говорят про одно и то же, только разными словами. И смотрят на структуру сценария фильма под разными углами.
Мы не будем подробно говорить про каждую сюжетную точку, а лишь обозначим, что мы имеем в виду под классической структурой.
В ней, как было сказано выше, у любой истории есть начало, середина и концовка.
Начало — это экспозиция, в которой мы знакомимся с героем и миром, где происходит что-то, что и запускает историю. То есть, происходит завязка либо провоцирующий инцидент.
Дальше герой выбирает способ действий в сложившейся ситуации.
У него появляется план, и он начинает действовать.
Начало его действия, начало борьбы с тем, что произошло в завязке, и запускает второй акт (середину).
Некоторые авторы делят второй акт на два и, соответственно, мы получаем не трехактную, а четырехактную структуру. В процессе написания истории это никак не влияет на работу автора.
Для тех, кто считает, что акта четыре — концовка и начало следующего акта происходит после разворота. Те, кто работает в координатах трехактой структуры, считают, что в середине второго происходит точно такой же кардинальный разворот истории. Принципиально ничего не меняется, и суть в том же — в середине нам нужно сильно встряхнуть и героя, и зрителей для того, чтобы история пошла немного в другом направлении. Кто-то назовёт это концовкой второго акта и началом третьего, а кто-то — просто мидпоинтом. О том, что такое мидпоинт в сценарии читайте в нашем материале прошлой недели >>>>>
Третий акт — финальная битва, которая называется кульминацией. Она заканчивается развязкой.
Вот что такое базовая структура.
По сути, это и есть линейное повествование.
КОГДА МЫ ВИДИМ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ НАМ РАССКАЗЫВАЮТ ПО ПОРЯДКУ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА — ПЕРЕД НАМИ ЛИНЕЙНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Если в такой структуре появится флешбэк (англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад», «обратный кадр», — приём, необходимый для показа неких событий в прошлом) — это не будет означать, что фильм показан нелинейным повествованием.
Повествование будет линейным, но с 2-3 флешбэками. Ведь история всё равно будет восприниматься зрителем линейно и последовательно. Лишь отдельный пласт информации будет даваться с нарушением хронологии, чтобы прояснить мотивацию героя либо, наоборот, смотивировать его сделать что-то.
Иногда в фильмах можно встретить и флешфорварды (от англ. flash — вспышка, озарение; forward — вперёд, обращение к событиям будущего) — когда в самом начале нам показывают сцену из кульминационного момента или финала.
Яркий пример — пилот сериала "Во все тяжкие", в котором мы видим главного героя мистера Уайта в противогазе и трусах. Он едет по пустыне за рулем старого фургона-трейлера. Воют сирены. На полу фургона несколько тел «в отключке». Нам не понятно: это трупы? Или, возможно, эти люди все еще живы? Герой записывает прощальное видео для своей семьи. И только потом мы видим начало этой истории, в которой мистер Уайт — обычный семьянин, он — учитель в школе и подрабатывает на заправке. У него беременная жена и взрослый сын с церебральным параличом. То, что происходит в экспозиции этой серии, не сильно располагает к тому, что сериал — напряжённая криминальная история. Начав смотреть такой сериал без первого яркого флешфорварда — зрители через 2-3 минуты могли переключить канал, подумав, что перед ними депрессивная драма/мелодрама. Но флешфорвард в считанные минуты показал, о чём будет история, и потом на контрасте подвесил драматический вопрос: что же такого произошло с этим персонажем, раз он оказался в такой сложной ситуации?
На самом деле, сериал "Во все тяжкие" рассказывается достаточно линейно. Флешфорварды и флешбэки, добавленные в сюжет не меняют сути. Потом мы всё равно видим основную историю последовательно, а в финале пилотной серии снова возвращаемся в ту ситуацию, которую увидели в первых кадрах. Из-за того, что она «передвинулась», сюжет не пересобирался каким-то другим образом — значит, эта история линейная.
- Что такое СТРУКТУРА?
Структура — это результат наблюдений за повествованием.
Повествование, в упрощенном понимании этого слова, появилось достаточно давно: начиная от наскальных рисунков, когда люди фактически в виде комиксов рисовали то, как они охотились, жили, умирали.
Потом повествование перешло в некое художественное русло: становилось литературой и театральными постановками. Из литературы и театра/драматургии оно видоизмененно перекочевало в кино и сериалы.
В этом контексте, структура — это то общее, что присуще наиболее удачным историям, которые хорошо воспринимаются зрителем.
Хорошая, крепкая структура — это ТА СТРУКТУРА, КОТОРУЮ ЗРИТЕЛИ ПОНИМАЮТ. У них не остается осадка после просмотра или прочтения такой истории, лишь приятное послевкусие. Видя много фильмов и сериалов, мы привыкаем к стилистике рассказывания истории на экране точно так же, как раньше мы легко воспринимали их из книг.
Когда мы рассказываем историю в доступной форме, по понятным правилам — зритель легко её воспринимает.
Структура — это основные ключевые сюжетные точки всех успешных историй. Их не так много. Это опора сценариста для того, чтобы понимать, в какой точке истории он сейчас находится; чтобы уже в самом начале знать, какие вопросы себе задавать.
Для сценариста это возможность контролировать процесс работы, четко понимая, в каком месте истории он сейчас находится и какой шаг нужно будет делать дальше.
Можно сказать, структура — это карта или навигатор, который помогает вам построить маршрут и двигаться в нужном направлении, не заблудиться и не начать придумывать что-то совершенно не нужное на старте.
Как выглядит классическое линейное повествование в кино?
У каждой истории есть фабула — то, что происходило в хронологической последовательности; и есть сюжет — то, как мы рассказываем эту историю.
Например, в фильме "Один дома" (комедийный рождественский фильм Криса Коламбуса) хронологически история героя мальчика Кевина Маккаллистера начинается с того момента, когда он родился. Кевин — младший ребенок в большой семье: у него много братьев и сестер, все вместе они живут в большом, красивом доме. Мальчик рос, развивался, часто у него возникали конфликты со старшими братьями: кто-то съел его пиццу; ему не нравится, что он не может лечь спать на своё место и его отправляют ночевать на чердак, в котором он боится находиться.
Эти проблемы привели к тому, что у него возникло желание жить одному.
В начале фильма он так и говорит:
"ВОТ БЫ ПРОСНУТЬСЯ, А ВАС ВСЕХ НЕТ!"
То, что мы видим дальше, — это уже последствия того, что происходило в фабуле.
Взаимоотношения, которые существуют в фабуле, конечно, влияют на сюжет, на главного героя и на то, что происходит. Но конкретно для истории, которую мы хотим рассказать в формате фильма, это не так важно. Фабульные взаимоотношения семьи Маккаллистеров можно показать быстро штрихами через диалоги и микродействия. Например, в процессе сбора на каникулы или в самолете, пока они летят из Нью-Йорка во Францию.
Однако, наш главный сюжет в этой истории о том, что мальчика «забывают» дома, и он один противостоит двум грабителям.
То же самое можно сказать про грабителей.
Определенно, у них тоже есть предыстория: они родились, выросли, учились где-то и как-то пришли к тому, что стали грабить дома. Но здесь, в фильме сюжетная роль их довольно функциональна и антагонистична.
Конечно, фабула намного длиннее. Мы в сжатом виде добавляем в сюжет информацию о том, что ранее происходило с персонажами. Показываем её максимально лаконично, потому что у нас есть всего 1,5-2,5 часа, чтобы рассказать историю. Мы должны рассказать всё это как можно более сжато, при этом пытаясь создать ощущение, что мы наблюдаем за реальной жизнью, а не просто тезисно выдать всю скопившуюся информацию и сюжетные повороты.
ВАЖНО!
ДАЖЕ ЕСЛИ С ГЕРОЯМИ ПРОИСХОДЯТ И ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, В ФИЛЬМЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ГЛАВНОМУ КОНФЛИКТУ.
Как бы вам не хотелось запихнуть в сценарий все подряд — не делайте этого.
Главный конфликт фильма "Один дома" — это то, что мальчик остался один дома, и он противостоит двум грабителям, которые пытаются забраться в этот дом, чтобы вынести из него самое ценное. Это основной конфликт.
Наверняка, за то время, пока мальчик противостоял грабителям, он делал много чего ещё. Да, нам показали, как он умывался утром. Но ведь он умывался не один раз? Для сюжета было необходимо показать это первое умывание. Через него легко было показать, как мальчик радуется тому, что он остался дома один. Хоть ему и восемь лет — он не испугался. Наоборот, он очень ХОТЕЛ, чтобы это произошло. Ему не разрешали делать что и когда он хочет, а оставшись один, он обрадовался тому, что теперь он может делать дома всё что захочет. Авторам важно было показать его в состоянии эйфории. А зрителям было интересно наблюдать за этим. Дальше мы не видели, как он моется, ходит в туалет несколько раз в день. Мы не видели весь день в полной хронологии. Мы видели только те события, которые имеют отношения к сюжету.
Сюжет — по сути дела, это нарезка нужных сцен и эпизодов, которые выстраиваются в одну общую историю.
Фабула — это то, что происходило в целом. Сюжет — это то, что мы рассказали.
В ЧЁМ ЕЩЁ ОТЛИЧИЕ ФАБУЛЫ И СЮЖЕТА?
В том, что какие-то события мы можем показать не в хронологической последовательности.
Например, флешбэки и флешфорварды — это как раз нарушение хронологии. Конечно же, в фабуле нет никаких флешбэков.
То, что произошло когда-то давно, нужно показать одной сценой или фразой, отдельным эпизодом. Нам не нужно показывать всё, что произошло когда-то давно.
Мы показываем флешбэк в нужный момент истории, чтобы:
· либо раскрыть мотивацию героя
· либо герой, вспоминая что-то из прошлого, сможет принять для себя какое-то решение и действовать далее
В сюжете мы можем переставлять сцены и «сжимать» события.
Так, в сюжете фильма «Один дома» самолёт с семьей Кевина летит через океан из Нью-Йорка в Париж. Они летели долго, минимум полдня. Конечно, не нужно показывать все десять часов полета. Из них мы покажем только конкретные ключевые реплики, которые герои сказали друг другу, чтобы понять их состояние, эмоции и т.п.
По сути, мы просто убираем всё лишнее, перескакиваем между событиями и линиями, но всё равно видим историю в какой-то заданной последовательности.
ЧТО ТАКОЕ НЕЛИНЕЙНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ?
Нелинейное повествование — это сюжет, который не соответствует хронологии фабулы. То есть, вся история рассказывается непоследовательно.
Нужно учитывать: когда мы видим нелинейную историю, то у нас есть фабульный сюжет — хронологически последовательный. В фабульном сюжете имеется начало, заявка, первый, центральный и финальный поворотные пункты (кульминация и концовка). Но еще конструируется и вторая линия, именно она, часто, и излагается нелинейно.
Например, мы можем начать с концовки и сначала показать зрителю её. Потом завязку и второй акт, потом — какие-то отдельные сцены из развязки. Затем мы снова покажем что-нибудь из начала и, может быть, что-то из этого ещё и повторим.
Суть нелинейной истории в том, что она состоит из кусков фабульного сюжета, но при этом она тоже имеет своё начало, завязку, первый, центральный и финальные поворотные пункты.
Например, фильм "Джентльмены" (криминальная комедия режиссёра Гая Ричи).
Фабула этого сюжета такая:
У главного героя Микки Пирсона (Мэттью Макконахи) есть сеть конопляных плантаций, которые он разместил на территории родовых поместий обедневших английских аристократов. Микки собирается выйти из бизнеса, хочет продать эти плантации и делает предложение американскому миллиардеру Бергеру.
Предполагаемый покупатель заинтересовался, но намерен сбить цену. Для этого он отправляет на плантации боксёров, которые устраивают погром, снимают это на видео, чтобы привлечь внимание общественности и правоохранительных органов к конопляной ферме. Таким образом, ферма не в безопасности, а значит у Бергера появился повод начать торговаться. Также внезапно интерес к бизнесу Майкла проявляет китайский криминальный авторитет по прозвищу Сухой Глаз. По просьбе жены Майкл соглашается на встречу с ним, однако категорически пресекает все попытки Сухого Глаза начать переговоры на тему продажи своего дела китайцам. В этой истории поворотным пунктом будет то, что появляется журналист, который знает о наркотиках/убийствах, и хочет продать компромат.
Вот как выглядит сюжет в хронологической последовательности.
Но как это всё рассказано в фильме?
Фильм начинается со сцены, которую авторы «вычленили» откуда-то между развязкой и концовкой: в героя Мэттью Макконахи стреляют. Зрителю непонятно: остался ли он жив? Потом приходит журналист с компроматом. Далее показываются нарезки отдельных сцен. Суть всего, что произошло, мы, как зрители, понимаем только в финале. И завязку в этой нелинейной истории нам тоже показали лишь в финале.
Разница между линейной
и нелинейной структурами
У нас есть фабула — то, что происходило на самом деле. Есть сюжет — в нем мы рассказываем историю в сжатом виде. И у нас есть нелинейная история — мы рассказываем ее со всеми необходимыми поворотными точками, но они не совпадают с точками и поворотами в хронологическом понимании.
Через призму нелинейного повествования мы, по сути, рассказываем новую историю из тех кусочков, которые были заложены в базовой истории. Наблюдая за нелинейной историей, зритель будто бы пытается собрать пазл.
Зачем это делается?
По разным причинам:
· Иногда в этом есть жанровая необходимость. Например, часто имеет смысл рассказывать детектив нелинейно, потому что, как правило, в детективе всё начинается с убийства. Сначала зрители видят развязку: тело, место преступления. Дальше уже через сыщика и его расследование мы пытаемся восстановить ход событий, который и привел к убийству, показанному в начале. Фактически, история, которую видит зритель заканчивается тем, что ему показывают завязку фабульной истории. Поэтому, фильмы и сериалы, в которых присутствует расследование могут быть рассказаны нелинейно.
Криминальные фильмы, детективы, триллеры, или хоррор довольно часто рассказываются нелинейно.
· Нелинейная история — это возможность усилить сюжет, создав дополнительные сюжетные повороты.
· Нелинейное повествование поможет вовлечь аудиторию и создать интригу.
Нелинейное повествование необязательно должно сохраняться на протяжении всего фильма. Нелинейным повествованием может быть рассказана и всего одна сюжетная линия.
Обратите внимание на то, как это сделано в историческом сериале "Ход королевы" (англ. The Queen's Gambit, с англ. — «Фе́рзевый гамби́т»):
Основная линия главной героини идёт линейно.
Но мы пытаемся понять, восстановить для себя, почему же мать героини приняла решение въехать на машине во встречный автомобиль?
Эту историю мы как раз видим нелинейно.
Нам показали её набором флешбэков: разные ситуации, в которых оказывается героиня, ее взаимодействие с семьей и другими персонажами.
Только к концу сезона у нас всё складывается в одну общую картину, и мы понимаем, почему мать героини принимает такое решение.
Нелинейное повествование может быть как во всей истории, так и в отдельно взятой сюжетной линии.
тИПЫ НЕЛИНЕЙНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ
· Обратное повествование — когда мы «раскручиваем» историю от конца к началу.
Этот тренд задал фильм Кристофера Нолана "Помни" в 2000-х. Уникальность фильма в том, что сцены в нём следуют в обратном хронологическом порядке, от конца к началу, с перерывами на флешбэки, чтобы показать зрителю восприятие мира человеком с антероградной амнезией. Лента впервые была показана на Венецианском кинофестивале в 2000 году и сразу же восторженно принята критиками. «Помни» стабильно входит в число двухсот пятидесяти лучших фильмов в истории по версиям различных таблоидов.
По сюжету главный герой Леонард Шелби разыскивает убийцу любимой жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 5 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память.
После успешного проката «Помни» стало понятно, что зрители вполне могут воспринимать историю, рассказанную в обратном порядке. Более того: такая инвертированная композиция может помочь глубже раскрыть персонажа.
Сначала мы видим финал истории.
Потом то, что было в предыдущий день.
Потом — что было за день до этого и раньше.
Благодаря подобному способу подачи материала зритель начинает понимать, как воспринимает мир герой, у которого «сбой памяти» — он не помнит то, что было вчера. Мы входим в положение этого героя, проникаемся ситуацией. Видим, как он старается отомстить за смерть любимой женщины и найти убийцу. Чисто по-человечески нам становятся понятны и близки его эмоции, чувства, переживания.
· Следующий тип структуры — это "Расёмон". Это одна и та же история, которая рассказана с разных точек зрения. Есть один основной сюжет, и есть несколько персонажей, с точки зрения которых мы видим эту историю. Название «Расёмон» структура получила по наименованию фильма, с которого всё это и началось.
Действие картины «Расёмон» (драма/криминал, 1950) происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя.
Из киноновинок этой структуры, в качестве примера, можно привести также фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль», провалившийся в прокате.
В сценариях подобной структуры есть основная линия и линии героев. В каких-то моментах они могут немножко противоречить друг другу, потому что у каждого персонажа своя точка зрения на одну и ту же ситуацию. Герои вполне могут не знать всех деталей произошедшего, а на основе того, что знают делать неверные выводы. Зрители могут делать свои предположения и сами решать, что правда, а что нет.
Например, в сериале "Любовники" есть два главных героя: мужчина и женщина (сериал про семью и измены). На связь героев есть две точки зрения: одна с точки зрения мужчины, другая — с точки зрения женщины. В одной серии мы видим одну и ту же историю, но глазами сначала одного героя, а потом другого. Соответственно, они тоже видят одни и те же ситуации по-разному. ОНИ ПО-РАЗНОМУ ВИДЯТ СВОЮ РОЛЬ В ЭТИХ СИТУАЦИЯХ.
С точки зрения одного героя инициатива может быть у него, а с точки зрения другого героя всё будет ровно наоборот. Из-за непонимания мотивации одного персонажа, другой может толковать его действия превратно. Каждый из них верит, что он прав. История вроде бы одна, но каждый из героев видит её по-своему. Все это тоже выстраивается в общем сюжете нелинейно.
· Цикличная структура. Здесь упор сделан на хронологию. Часто герои перемещаются то в прошлое, то в будущее, то возвращаются в какую-то точку/ситуацию в настоящем для того, чтобы изменить ход событий. Допустим, чтобы предотвратить наступление армагеддона, смерть родителей и т.п.
Фабула таких историй непостоянна. Она меняется в зависимости от того, что делают герои в других точках времени. Яркие примеры — это фильмы "Назад в будущее" и "Интерстеллар".
· Структура сновидений. В историях, рассказанных в этом типе повествования, мы где-то видим сны, где-то фантазии, а где-то реальность. Всё это сюжетно переплетается.
Фабулой в данном случае будет являться то, что происходит с героем в реальности. Но всё перемешивается с тем, что он себе представляет, фантазирует, что ему может присниться или привидеться под действием галлюциногенных/лекарственных препаратов и т.п. Всё это пересекается и в какой-то момент мы теряемся:
"Что здесь реальность, а что нет?"
Пример:
«Бойцовский клуб» (триллер/драма)—американский кинофильм 1999 года режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика.
· Классическая (простая) нелинейная структура
Например, "Джентльмены" (криминальная комедия режиссёра Гая Ричи по собственному сценарию, 2019) и "Криминальное чтиво" (культовый кинофильм режиссёра Квентина Тарантино, 1994).
В классической нелинейной структуре часто есть основная история, которую мы рассказываем через кого-то из героев или, может быть, через позицию автора.
- КАКОЙ ВИД ПОВЕСТВОВАНИЯ ВЫБРАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ ИДЕИ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА?
В большинстве случаев, особенно в самом начале карьеры сценариста, если это ваш первый сценарий, если у вас нет явной идеи вокруг нелинейной структуры —
ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИНЕЙНУЮ СТРУКТУРУ, ЧТОБЫ ОТРАБОТАТЬ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТА.
Выбор нелинейной структуры может быть оправдан либо жанром, либо темой, либо идеей.
Если это детективная история, триллер или хоррор — мы держим интригу до самого финала, в котором и раскрываем то, что произошло на самом деле/мотивацию героя/ что или кто стоит за всеми событиями сюжета.
Выбирая нелинейную структуру — имейте в виду, что вам нужно будет создать минимум две истории. Причём, каждая история и сюжет обязаны быть по-своему интересны. Должны будут сработать не только разница во взглядах, но там, в целом, должно быть ещё нечто необычное и цепляющее за живое. Если мы просто будем показывать зрителю одну и ту же историю с позиции разных персонажей «один в один» — вряд ли получится интересно.
ВАЖНО!
Если вы, несмотря на все сложности, решитесь взяться за создание именно нелинейного сюжета — обязательно изучите референсы (примеры) фильмов и сериалов с похожей структурой.
Обратите внимание на то, что в этом виде структуры работает не только то, что мы видим одну и ту же историю по-разному. В каждой из историй обязательно присутствует еще и важная дополнительная информация. Основной же сюжет (главная сюжетная линия), с самого начала выстраивается со всеми необходимыми поворотными точками и структурой.
Когда мы рассказываем историю, которая состоит из фрагментов другой истории — в финале мы должны восстановить эту другую историю «в целостности». Если мы рассказываем несколько историй с нескольких точек зрения либо разным образом, то мы всё равно ходим вокруг основной истории и показываем, КАК ЕЁ ВИДЕЛИ РАЗНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.
Если же мы перемещаемся во времени (как в фильме "Назад в будущее" и похожих фильмах), где история может быть циклична, — у нас тоже присутствует переменная — время, из-за которого будущее может постоянно меняться.
Берясь за разработку подобной истории «с усложнениями» очень важно посмотреть, как это работало в других похожих фильмах/историях/структурах.
К сожалению, качественной теоретической информации по созданию нелинейных структур не так много. Будьте готовы к тому, что придется проделать большую самостоятельную работу.
Опять же, учитывайте: всё, что вы читаете в книгах по сценарному или писательскому мастерству, — это просто собранная автором информация и исследования тех историй, за которыми он наблюдал. Вам придётся проделать всю эту работу без книги и посмотреть, как, что и почему в ней работает.
- Итоги:
Во-первых, любая история всегда начинается с трёхактной структуры. Это не просто выдуманные кем-то правила. Это наблюдения, которые делали литераторы, драматурги, сценаристы на протяжении многих не то, что лет, а столетий.
Они выводили и каждый раз подтверждали, что в историях есть определённые важные точки, за которые стоит держаться. Поэтому перед тем, как заниматься нелинейной историей, как минимум один раз нужно попытаться написать обычную, классическую линейную. Ведь 97% ИСТОРИЙ РАССКАЗЫВАЮТСЯ ЛИНЕЙНО.
Чаще всего, заморачиваться нелинейной структурой действительно не стоит. Не во всех историях это будет оправдано (если только этого не требует, например, жанр/тема/идея).
Фабула — это то, что происходило в хронологической последовательности; те события, которые как бы «происходили в реальности».
Сюжет — это то, как мы рассказываем эту историю.
Нелинейное повествование — это сюжет, который не соответствует хронологии фабулы; когда мы составляем новый сюжет из отдельных фрагментов сцен и эпизодов фабулы. Этот сюжет рассказывается в совершенно другой последовательности. Фрагменты его сходятся в новую историю, через которую мы восстанавливаем ту основную историю, кусочки из которой мы использовали в нелинейном сюжете.
Если такая структура «с усложнением» оправдана жанром, темой или идеей — можно пробовать. Однако, новичкам лучше начинать писать сценарии с классической линейной структурой, чтобы разобраться в основах.
Хотите написать сценарий собственного фильма или пилот сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Если вы оказались на этой странице — вы классные, творческие люди! Пробуйте, творите, экспериментируйте и у вас обязательно все получится!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь