Комната сценаристов
Если вы планируете стать сценаристом или уже начали работать — будьте готовы, что на телевизионных и онлайн-проектах, вероятно, вы будете работать не один, а в большой команде. Рассказываем, как устроена комната сценаристов.
На самом деле убеждение, что сценарист — это обязательно одиночка, независимый автор — ложно. Даже если автор сценария сам создал свой проект, как правило, прорабатывает он его уже вместе с редактором, продюсером, возможно и с режиссером. А уж если он устроился работать на канал или в штат студии, его точно ждет командная работа
Многим гораздо комфортнее работать вместе с соавтором. Соавторство помогает организовать свое время, потому что появляется ответственность перед другим человеком, а также проработать проект с человеком другого формата.
Например, часто в соавторстве встречается человек который лучше генерирует идеи и менеджерит процессы, а у другого лучше получается эти идеи развить и расписать. Часто на начальных этапах в группу собираются сценарист и режиссер, так можно сразу понять, как текст будет выглядеть на экране. В комнате сценаристов тоже, как правило, собирают такую команду, члены которой дополняют друг друга и у каждого из них разные функции и задачи.
Плюсы комнаты сценаристов
- Интенсивность
Как правило комнату сценаристов организуют для создания сериала. Поэтому, можно сказать, она работает по принципу фабрики, только вместо цельнометалических сборок производит сериалы. Такой формат дает возможность сдавать серии в сроки, ведь если кто-то заболел, работу подхватит другой. Каждый человек в комнате взаимозаменяем.
- Отсутствие творческого застоя
Плюс взаимозаменяемости в том, что если кто-то один не может разработать или докрутить идею, она найдется у другого члена коллектива. Так же, коллектив подталкивает автора и подпитывает, поэтому из творческого кризиса выходить легче, ведь внутреннее давление ощущается меньше в случае сложностей. К тому же, если кто-то поссорится и выйдет из группы, проект все равно будет продолжать жить. Без соавторства, например, проект в таком случае имеет больше шансов развалиться.
- Обратная связь
Авторская группа сразу становится еще и фокус группой: материал пишется, а потом обсуждается и оценивается внутри коллектива. Авторы сразу же получают обратную связь и вместе с другими ищут решения проблем и сложностей в сценарии. Таким образом не нужно тратить много времени на рефлексию и попытки оценить свою работу, авторы получают комментарии практически сразу.
- Здоровая конкуренция
Как правило, конкуренция только стимулирует рабочие процессы заставляя автора больше выкладываться и, соответственно, выдавать лучший результат. Внутри группы все смотрят, что у кого получается, какой прогресс, что хуже и лучше. Но иногда конкуренция и возможность наблюдать за тем, как работают другие могут стать токсичными. В таком случае, стоит подумать, что автору может принести опыт своих коллег, чему он может у них поучится, если чувствует, что где-то его опыт провисает.
Минусы комнаты сценаристов
- Статус сценариста
Специфика российской киноиндустрии в том, что не так много компаний нанимают сценаристов в штат. В американских реалиях комната сценаристов — это штат сценаристов, работающих над одним проектом или сразу несколькими. У нас же бюджеты киноиндустрии сильно меньше, а соответственно возможности держать человека в штате ограничены. То есть, найти такую работу будет сложнее, а иерархия внутри проекта может сильно отличаться от классической.
- Потенциал
Когда в группе 10 человек, потенциал этих людей используется не на 100%. Да, с одной стороны, они конечно друг друга подпитывают, а с другой все выкладываются меньше, так как рассчитывают друг на друга.
- Коммуникация
Придется находить язык со всеми и учитывать мнение каждого. А если иметь ввиду, что большинство сценаристов — интроверты, это может даться не просто. Но работая в кино, вы в любом случае должны будете научиться работать в команде. Поэтому коммуникации точно придется научиться.
Распределение ролей
Есть несколько типажей сценаристов и каждый получает свою роль в команде. Ниже описаны самые распространенные типажи. Сразу скажем, что один персонаж может совмещать несколько из них, это просто архетипы.
- Генератор идей
Человек из которого идеи буквально сыпятся, а остальные только и успевают их записывать. Такой член команды часто является двигателем процесса и стимулирует остальных.
- Систематизатор
Такой сценарист сможет приостановить поток идей, увидеть сложившуюся картину целиком и направлять других к общей цели.
- Человек-опыт
Тот, у кого было много всего в жизни разного и ему есть что рассказать и показать. Он носитель ценного материала и поможет развить тему, над которой вы работаете, а также обогатить ее.
- Огранизатор
Человек, который займется оформлением заявки, сценария, будет следить за сроками исполнения, вести библию персонажей и держать всех в хорошей рабочей форме и тех рамках, которых требует проект.
- Исполнитель
Человек, который умеет хорошо расписывать идеи, создавать качественные, грамотные тексты.
- Критик
Сценарист, который ставит под сомнения решения группы, отвергает идеи, ищет минусы в каждой из них.
- Стажер
Начинающий автор, который будет заниматься всей черновой работой: вести протокол обсуждений и так далее.
Таков примерный состав хорошей сценарной комнаты, потому что каждая роль важна и именно благодаря их соединению вырастает качественный и интересный проект. Повторимся, это лишь архетипы сценаристов и каждая из ролей может быть воплощена в одном человеке.
Иерархия
Помимо архетипов в группе как правило есть разделение по обязанностям.
- Главный по текстам
Это тот, кто принимает финальное решение и сдает проект. Часто ведущим сценаристом проекта, особенно, когда речь о России выступает креативный продюсер, иногда его называют хэдрайтер или шоуранер. Если в группе его нет, эту должность может занять автор идеи или наиболее опытный сценарист. Главное, в группе должен быть человек, за которым финальное слово, так значительно сокращается время, которое будет потрачено на споры.
- Сюжетчик
Как правило, это тоже креативные продюсеры, которые разрабатывают идеи или же сценаристы, которые умело генерируют идеи, они создают канву проекта.
- Диалогист
Люди, которые хорошо расписывают поэпизодники, те, кого мы обозначали как производители.
Подробнее о создании диалогов и правилах успешного сценариста читайте в блоге.
- Стафф райтер
Как правило они занимаются тем, что вычитывают сценарии, дописывают их, работают на подхвате.
Схемы работы в команде могут быть разные. Иногда, главный в команде раздает задачи внутри группы или делит ее на подгруппы и два-три человека работают над одним блоком. А бывает, что в группе сразу несколько креативных продюсеров и они сами придумывают идеи и пишут сюжеты и уже потом отдают их на расписывание и доработку авторам. Или курируют эти процессы внутри подгрупп.
Например, в Sony были группы по 6-8 человек, в каждой из которых был хэдрайтер, которому авторы отдавали сценарии на вычитку, а он уже решал надо что-то переписывать или нет. Если да, переписывание передавалось стафф райтерам.
Порой на проекте еще работает консультант, он следит чтобы соблюдался выбранный формат и та или иная специфика была передана правдиво.
Организация комнаты
Если вы решили самостоятельно организовать комнату сценаристов вот несколько советов:
- Совпадение целей и желаний
Во-первых нужно убедиться, что все участники процесса хотят одного и того же. Есть, например, авторы, у которых уже есть идея и им надо помочь ее развить или докрутить. А есть те, кто просто предпочитает работать в творческом союзе с кем-то. Также нужно сразу определиться с жанром, потому что если не все хотят работать над комедией, например, будет сложно, смысл такого объединения теряется.
- Структура работы
Вам нужен план, продумайте и обсудите этапы работы. Как правило работа начинается с поиска и развития идеи. Потом подключается разработка персонажей, а уже после все остальное.
Как именно вы будете делить работу над материалом по объему, функциям, своим предпочтениям — не важно. Главное, чтобы все были удовлетворены и увлечены процессом и соблюдали договоренности. Сразу определитесь кто главный, кто следит за процессами и за кем право последнего голоса. Если не можете выбрать одного, пусть, скажем, право голоса будет переходить по очереди от одного к другому. Главное продумать этот механизм и обговорить сразу.
- Доверие
То, чего совершенно точно не надо делать в комнате сценаристов, так это стесняться. Говорите все идеи вслух, может быть вам что-то кажется глупым, но другого человека это натолкнет на интересную идею. Ну и конечно нужно чувствовать доверие и уважение друг к другу, на этом строятся любые взаимоотношения.
- Договор
Важно не только определиться за кем последнее слово, какой у вас план и сроки, но еще и обговорить график работы и правила. Договоритесь по каким дням и во сколько у вас считается рабочее время, сколько раз в неделю вы собираетесь, а в конце каждой встречи проговаривайте план задач, которые будете выполнять до следующей. А так же сразу договоритесь что делать, если кто-то захочет выйти из работы.
Комната сценаристов — это отличный инструмент, который не только позволяет студиям работать в режиме высокой производительности и выпускать многосерийные проекты, но и подпитывает самих авторов, учит адаптироваться к разным ситуациям, работать в команде, трезво относиться к критике, анализировать как свою работу, так и работу коллег, учиться более конструктивному диалогу и отношению к собственному труду.
Хотите узнать еще больше нюансов о том, как работать в сценарной комнате? —Записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь