Киносценарий,
Сид Филд -
конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Киносценарий, Сид Филд - конспект
Сид Филд - американский писатель, сценарист, преподаватель. Работал сценарным консультантом таких студий, как 20th Century Fox, Disney Studios, Universal Pictures и Tristar Pictures, а среди его учеников, например, Кармен Калвер ( “Поющие в терновнике”) и Анна Хэмилтон Фэлан ( “Маска”).
Его заслуженно считают “сценарным гуру”, а эту книгу - “Библией” для начинающих сценаристов. Именно поэтому, мы решили, что если вы о ней ничего не слышали, вы просто обязаны ее прочитать. Законспектировали самое главное из книги.
Что такое сценарий?
Принципы написания сценариев остаются прежними вне зависимости от того, в какую эпоху, в какое время и в каком месте создается сценарий.
Сид Филд довольно долго читал сценарии и не мог понять, а что именно он в них ищет, чем хороший сценарий отдичается от плохого. Лишь спустя некоторое время пришло понимание того, что
Сценарий - это история, которая рассказывается картинками.
Сценарий обозначает субъект и рассказывает о человеке или группе людей, которые что-то делают в каком-то месте. Чеговек или группа людей - это главный герой, а его\их дела - это действие.
Фильмы - это смесь искусства и научных достижений; технологическая революция изменила то, как мы видим фильмы, и, следовательно то, как мы пишем для них сценарии. Однако, несмотря на все изменения в подаче материала, природа киносценария осталась прежней: сценарий - это история, рассказанная в картинках с использованием диалогов и описаний, помещенная в контекст драматургической структуры.
Основа истории - это драматургический замысел ( то есть то, о чем история). Замысел нужно заполнить драматургическими обстоятельствами ( то, как развивается сюжет, при каких условиях), придумать персонажей и создать для них препятствия, с которыми они будут бороться и преодолевать, и наконец, подвести дело к развязке.
Так, драматургическое предназначение Фродо в фильме “Властелин колец: Братство кольца” - отнести кольцо туда, где оно было создано, на Огненную гору, и там уничтожить его. История развивается вокруг его пути, как он добирается на гору и выполняет задание.
Завязка, конфликт и развязка - именно эти три пункта лежат в основе драматургии.
Я понял это, еще когда мальчишкой сидел в полумраке кинотеатра с попкорном в руках и с восторженным трепетом смотрел на двигающиеся картинки, которые мелькали в белой реке света на огромном экране.
В то время, когда Сид Филд рос, посещение кинотеатра было новым типом досуга и темой для разговоров, и, в первую очередь, местом развлечения. Молодежь собиралась большими компаниями и ходила вместе смотреть сериалы типа “Бак Роджерс”, “Флэш Гордон” и другие.
Автор учился у Жана Ренуара актерскому мастерству около года и надолго запомнил этот опыт, который только укрепил любовь автора к кино. “Qu’est-ce que le cinema?” (“Что есть фильм?”) - вопрос, который всегда задавал Ренуар своим ученикам перед тем, как они смотрели очередной фильм. Он говорил, что кино - это нечто большее, чем просто чередующиеся картинки на экране: “Фильмы - это вид искусства, который становится обширнее, чем жизнь”.
Ренуар учил искусству кино, искусству зрительного повествования, он учил умению, дару проникать в суть вещей, каким обладал и сам.
“Искусство, - подчеркивал Ренуар, - должно давать зрителю шанс слиться с творцом…”
Каждый хороший сценарий обладает некоторыми концептуальными компонентами, неизменными вне зависимости от вида сценария. Они могут быть выражены с помощью драматургических приемов в рамках структуры, у которой есть начало, середина и конец. Но они не обязательно должны следовать друг за другом по порядку.
Если начинающий писатель знает, что такое сценарий, как он выглядит, то этого уже достаточно для того, чтобы превратить замысел в нечто стоящее, отыскать нужную тропинку в лесу.
Структура и акты
- Первый акт
Занимает примерно 20-30 страниц текста и первая его функция, это обеспечить драматических отрезок, который называется завязкой действия. На это у автора есть примерно 10 минут или 10 страниц: читая первые несколько страниц редактор сразу должен понять, кто перед ним (главный герой), в каких обстоятельствах, и каков основной драматургический замысел сценария. Некоторые фильмы состаят всего из одного акта, рассказываем об этом в материале сценарий в один акт >>>>>
Так, в сценарии "Китайского квартала", уже на первой странице автор показывает, что главный герой - это частный детектив, ведущий скрытое наблюдение, а еще через парочку знакомимся с госпожой Малрэй, которая хочет нанять детектива, и узнаем драматический замысел фильма.
Драматический замысел - это суть киносценария, именно он будет продвигать сюжет к завершению.
- Второй акт
Занимает около 40-60 страниц и главная его задача - это развернуть драматический контекст, который называется конфликт. Задача героя - преодолевать, выигрывать и получать то, что поможет ему продвинуться к своей цели выполнить задачу.
Так, в "Китайском квартале" во втором акте зритель наблюдает, как детективу Джейку Гиттесу мешают в его попытках найти виновного в убийстве Холлиса Малрэя и узнать, кто скрывается за скандалом с водой. Именно препятствия обеспечивают развитие драматургического действия.
- Третий акт
Умещается примерно в 20-30 страниц, и задача его, в первую очередь, обеспечить логический финал драматургического действия ,то есть развязку.
Если сравнить драматургию и художественную литературу, можно увидеть ряд особенностей и отличий. Так, в романе драматургическое действие часто развивается в мыслях и воображении главного героя. Читатели вместе с ним следят за развитием истории, принимая или не принимая его точку зрения на происходящее. Герой делится с читателем своими мыслями, чувствами, эмоциями, словами, действиями, воспоминаниями, мечтами, надеждами, устремлениями, мнением и так далее. Задача писателя сделать так, чтобы персонаж вместе с читателем шли по сюжету, испытывали драматизм происходящих событий и поглощали те эмоции, которые эти события передают.
В процессе чтения адресат понимает образ действий, чувства, реакции персонажа и формирует определенные умозаключения и выводы. Повествование строится вокруг главного героя, его мыслей, действий и последствий этих действий.
В киносценариях и фильмах по-другому. Драматизм основной сюжетной линии выражается визуальными средствами - композицией кадра, цветом, символами. Нам показывают тикающие часы, удаляющуюся фигуру, распахивающееся окно, мы слышим собачий лай, крик ребенка, смех, телефонный звонок, и таким образом, создается картинка в голове зрителя.
Суть киносценария рассказывается в картинках, и если мы это признаем, то можем сказать, что киносценарий - история, рассказанная в картинках с использованием диалогов и описаний, помещенная в контекст драматургической структуры.
Сюжет и персонажи
В конце второго и первого акта в сценарии существуют сюжетные повороты.
Сюжетный поворот - это любое событие, эпизод или происшествие, внедренное в действие и коренным образом разворачивающее ход событий.
И такие повороты всегда связаны с главным героем, а еще именно они дают основной толчок развитию сюжета и связывают события в одно целое.
В написании сценариев есть два основных подхода. Можно взять идею и под нее подстроить персонажей. Так боксер из фильма “Рокки” получает шанс участвовать в боях за звание чемпиона мира в тяжелом весе, Сонни из фильма “Собачий полдень” “берет” банк, чтобы иметь деньги на операцию по смене пола, а попавший в плен наемник, озлобленный войной в “Последнем самурае” меняет свой образ жизни.
А можно сначала создать персонажа, а потом дать ему возможность действовать. Тогда сюжет строиться вокруг личности персонажа. Так, Джейн Фонда хотела рассказать о ветеране, вернувшемся из Вьетнама, и появился фильм “Возвращение домой”. София Коппола хотела написать сценарий об одиночестве, который вырос в фильм “ Трудности перевода”. Роман Полански хотел рассказать о человеке, пережившем Холокост и снял фильм “Пианист”. Для этого он нашел воспоминания человека, который этот опыт пережил, и вокруг него выстроил историю.
Вывод - создайте персонаж и получите историю.
Будьте готовы, что и в том, и в другом случае, без исследования не получится. Существуют так называемые текстовые исследования, когда вы идете в библиотеку и собираете информацию по книгам, газетам, журналам и другим документальным источникам. А существуют живые исследования, когда вы проводите интервью, беседуете с людьми и собираете информацию через общение с очевидцами или знатоками.
Принципиальным правилом для любого повествования служит подготовка: чем больше ты знаешь, тем большее количество сведений удастся выведать.
Ключевое в понимании создания персонажа - это знание, что персонаж раскрывается через события, точнее через то, как он на них реагирует.
Задача этих событий в том, чтобы показать зрителю всю правду о персонаже, чтобы он на основе своих переживаний убедился в ней и проникся к герою.
Возьмем фильм "Тельма и Луиза" в качестве примера. Это фильм, по сюжету которого, две женщины убивают мужчину и скрываются в Мексике, пытаясь избежать наказания. Они разные, но у них общая задача - спастись от тюрьмы любой ценой, даже расставшись с жизнью. Именно через их скитания на пути к спасению в другой стране мы многое узнаем о них и видим, как они друг друга дополняют, а также, проникаемся к ним и желаем им более счастливой судьбы.
Главный герой - это самый важный компонент в вашем сценарии, его краеугольный камень. Сердце, душа и нервная система вашего рассказа.
Именно поэтому, перед тем, как написать о нем, важно, как следует изучить из чего он состоит, ведь автор должен знать о своем персонаже все.
Фильм отражает поведение героя в картинках, поэтом если герои у вас выглядят не так конкретно и четко как вам хотелось бы, в первую очередь задумайтесь, влияют ли они на события и их ход. Больше о том как придумать и развить персонажа >>>>>
Нарисуйте внутреннюю и внешнюю линию жизни вашего персонажа с самого рождения и посмотрите, какие ее отрывки и углубления определяют то, что с ним по вашей задумке происходит. Чтобы было проще, можно разделить жизнь персонажа на три основных элемента: карьера, личная жизнь и свободное время. Именно они помогут понять, кто перед вами и как вам, автору, этого героя раскрывать.
Особое внимание уделите взаимодействиям персонажей.
Структура воды - молекулярная, а льда - кристаллическая. Но если кубик льда тает и превращается в воду, то как можно отделить молекулы льда от молекул воды?
Так и в сценарии, структура работает как сила притяжения, она - связующий элемент, который скрепляет сюжет в единое целое. Она - база, фундамент, хребет и скелет. Именно благодаря отношениям между частями и единым целым рождается сценарий.
Говоря о концовке сценария, единственное, что по-настоящему важно - это верность всей истории и характерам персонажей. А так, историю можно закончить любым удобным вам способом, при возможности позитивным и вдохновляющим аспектом.
С чего лучше всего начать сценарий? Вспомнить о развязке.
Это первое что вы должны знать и помнить. Не конкретный выстрел, сцена или последовательность действий, которыми заканчивается сценарий, а именно развязка.
Развязка - это то, как разрешается ваша история. Живой человек или мертвый? Вместе герои или расстались? Победил герой или проиграл? Ответ на один из этих вопросов и есть решение, развязка. Ваша история движется вперед и от начала до конца следует своим путем в соответствии с линией развития сюжета. Эта линия определяет направление пути, потому что в сценарии, как и в жизни, все взаимосвязано.
Билли Уайлдер как-то заметил, что если вы испытываете какие-то проблемы с концовкой, то ответ всегда нужно искать в самом начале. Таким образом, чтобы написать сильную открывающую сцену, вы должны знать, что будет в финале.
Это как в готовке. Прежде чем что-то приготовить, вы сначала придумываете, какое блюдо хотите, а уже задет идете за продуктами для этого блюда, а не наоборот.
При создании концовки помните, что окончание чего-то - это всегда начало другого. А сценарий - это путешествие по намеченному пути к известному пункту назначения.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь