Искусство сериала, Дуглас Памела - конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Искусство сериала, Дуглас Памела - конспект
Памела Дуглас - сценарист и преподаватель, которая собрала в книгу "Искусство сериала" самое основное из того, что рассказывает на своих лекциях. Она писала сценарии для телевидения практически во всех драматических жанрах, так что она точно знает, о чем говорит.
Три отличительные черты телесериала
Самые главные отличия сериала от фильма это:
- открытая сюжетная линия
- «длинный нарратив»
- совместная работа команды над сценарием
Сериалы, которые выходят на телевидении, существуют в трех основных форматах:
- антология
- завершенные эпизоды
- «сериалы»
Нет, ничего из этого не является мини-фильмом, как некоторые говорят. Хотя конечно, с виду в них происходит то же самое, и работают те же люди, которые делают кино, различий довольно много.
Полнометражное кино выросло из совместного переживания – подумайте о полных залах любителей варьете. Телевидение не предлагает подобного опыта. Оно, похоже, произошло от радио.
К тому же, если раньше информацию получали из газет, сейчас телевидение и пришло им на смену, то есть это совсем другой формат получения информации, чем кино. Если вы понимаете разницу между большим экраном и «домашним», задайтесь вопросом, какого рода истории будут пользоваться популярностью в телевидении, в другом медиа, более масштабном, чем кино? По поводу масштабности, просто задумайтесь, сколько сотен миллионов светящихся экранов включено сейчас по всему миру.
Многие сценаристы не хотят, когда мечтают о своей профессии, работать на телевидении, потому что считают, что там много ограничений.
Да, на телевидении существуют ограничения, но вот мой совет: не стоит быть цензором самому себе, когда пишете первый сценарий. Пусть ваши персонажи разговаривают, как обычные люди. Не изменяйте правде жизни. Если слово или образ придется отредактировать, сделайте это потом, но старайтесь, чтобы ваши герои походили на живых людей, ибо это залог по‑настоящему сильного сценария.
А с остальным будут разбираться редакторы, юристы и отдел маркетинга, ваша задача, делать свою работу – писать. В энциклопедии, кстати, рассказываем с чего начать писать сценарии >>>>>
Правила создания телесериалов
- Дедлайны
Сериалы выходят раз в неделю по серии, и даже сейчас часто они монтируются прямо перед эфиром, такова специфика работы и сжатости сроков. Поэтому не может быть никаких послаблений, оправданий и страхов, которые отразятся на вашей работе. Важно уметь соблюдать ритм и четко придерживаться сроков. В противном случае продюсер подыщет вам замену.
Как только эпизод берут в работу, время начинает лететь стремительно, у вас остается неделя на аутлайн – общую событийную конву эпизода, пару дней на его доработку, две недели на первый драфт, потом еще одна - на второй. Получается, что от питча до второго варианта пройдет всего около 6 недель. Конечно, и во втором варианте могут быть доработки, но вряд ли вам дадут на него больше пары недель. И практически сразу же, пока вы пишите, вы видите сериал на экране.
Это подойдет не каждому, но согласитесь, звучит увлекательно.
- Акты
В отличие классического канона полнометражных фильмов (трехактная структура), сериалы делятся на четыре акта, а иногда на пять или шесть. Потому что каждые 15 минут происходит перерыв на рекламу. Соответственно, если сериал часовой, то получается 4 акта, и перерывы соответствуют логике сюжета, каждый акт заканчивается поворотным пунктом.
И сценаристы используют рекламные паузы в свою пользу, потому что благодаря прерыванию создается напряжение. Если разобраться в том, как это работает, обнаружится, что паузы не только не мешают, а наоборот помогают творить и дают возможность изобретать новые приемы внутри ритмической решетки, которую вы создаете.
На самом деле, даже в кинотеатре 15 минут - это примерно тот промежуток времени, когда внимание зрителя расфокусируется, и он начинает ерзать. Обратите на это внимание, когда в следующий раз будете в кинотеатре.
- История
В сериалах существуют классические каноны и форматы.
Жизнеспособность телевизионной драмы в XXI в. основана на переосмыслении классических форматов.
На самом деле форматы не ограничивают авторов, а лишь заставляют иногда выйти за рамки зоны комфорта, чтобы найти интересные новые трамплины и решения. Зато они успокаивают медиапланеров и продюсеров, ведь зритель любит классику. Тем более из одного замысла можно извлечь огромное количество историй.
Поэтому сразу, когда у вас появляется замысел той или иной истории, подумайте, какой из традиционных форматов (мы описывали их выше) процедуалл и тд и тп, подходит для вашего проекта больше всего?
Если вы отбросите устаревшие понятия о телевидении и из уважения к собственному таланту не позволите себе опускаться до упрощений, то сможете творить для самого мощного медиа в мире.
Основные особенности телевизионной драмы
- В развитии героев важно проникновение в их характеры и сближение зрителя с нимт, ведь за ними будут следить не два часа, а гораздо дольше.
- События развиваются медленно и постепенно, не стремясь к разрешению. Сюжетных линий сразу несколько и часть событий завершается к концу эпизода, а часть, наоборот, продолжает развиваться.
- В качестве трамплина к идее автора часто используются классические форматы с едином замыслом и перекладываются на сотни историй.
- Во многих сериалах встречаются параллельные непоследовательные сюжетные линии, и около трех из них есть в одном эпизоде. Каждая из этих линий завязана на том, что происходит с одним из главных героев.
- В акт помещается около пяти-семи сцен, поскольку длятся они около двух минут, получается, что в часовой серии их примерно 28. Если в сериале много диалогов, эпизодов в сцене может быть больше, а если много действия, наоборот, меньше.
- Часто в качестве пролога к серии используется тизер, в котором начинаются одна или две сюжетных линий.
- В качественных сериалах используются принципы драматической арки, не забывайте про них.
Сериал это путешествие на пару лет, в среднем, чтобы выпустить целый сезон требуется примерно два года. На картинке показан цикл разработки сериала
Как придумать крутую историю для сериала?
Продавая или покупая сценарий телевизионного сериала, вы продаете или покупаете не идеи, а возможности их воплощения.
Первое, о чем важно подумать, это выбор темы. Тема должна:
- соответствовать миру сериала, к которому вы подключаетесь.
- вносить в него новизну.
- быть экранной, то есть передаваться визуальной информацией.
- демонстрировать вашу уникальность, взгляд на ситуацию или опыт.
В том случае, когда вы подключаетесь к сериалу и приступаете к разработке новых серий или нового сезона, очень важно полное погружение. Пересматривайте его до тех пор, пока голоса персонажей не будут слышны у вас в голове. Пересматривая его снова и снова, вы поймете, что двигает сюжет вперед, почувствуете его темпо-ритм и стиль.
Не забывайте, что характер персонажа раскрывается в череде событий, а значит каждое действие должно иметь конкретную форму и история выстраивается вокруг событий, которые зритель видит на экране.
Помните, что одна из главных ваших целей как сценариста сериалов – это длительные взаимоотношения между персонажами, которые пройдут целый цикл или больше. Единственное, чего не стоит делать, если вы приходите в штат сериала и предлагаете новые идеи – это координальных изменений, потому что это уже прерогатива продюсера, захотеть убить кого-то или поменять человеку пол. Не нужно сильно менять направление сюжета или линию персонажа. Когда это понадобится, вас попросят, а пока, ваша задача двигать сюжет вперед.
Поиск идеи – отвратительное занятие. Приступая к работе, ты пытаешься найти новую идею. С утра до ночи неудачные идеи вертятся в голове, и начинает казаться, что внутри у тебя идет худший на свете фильм. Ужасные, ужасные идеи, которые ни к чему не приводят. Ты измочален собственной неадекватностью - Аарон Соркин
Если вы застряли и не можете найти новую идею, займитесь расследованием. Исследование тем и того, что сейчас происходит в мире, поможет вам найти то, что станет основой вашей идеи.
Чтобы идея стала яркой, сосредоточтесь на главных героях. Потому что нет такой хорошей истории, которая обошлась бы без главных героев. А значит, рассказывать ее должны они, а не, например, ваши второстепенные герои.
Когда начинаете разрабатывать историю, после поиска темы сформулируйте идею в логлайн. Сколько сюжетных линий планируется запустить в сериале, столько логлайнов и пишите.
После того, как у вас уже есть первый драфт или часть драфта, проверьте насколько ваш сценарий качественный, ответив на следующие вопросы:
- Убедительность:
Как обычные люди поступили бы в подобной ситуации? Вы продвигаете сюжет, придумывая невероятные события, которые снижают к нему доверие, или позволяете персонажам действовать под влиянием опасности или конфликта? Что честнее?
- Ключевой вопрос:
Вас волнует успех героев? Ставки достаточно честны и высоки, чтобы заставить аудиторию сопереживать вашему протагонисту? Сумеете ли вы эмоционально захватить зрителя?
Что внутри?
- Название эпизода
Резюмируйте тизер в нескольких предложениях, уделив больше времени описаниям и интонации, чем в последующих эпизодах. В сериале, где тизер укладывается в одну сцену, хватит одного предложения.
В сложных ансамблевых сериалах тизер может содержать несколько сюжетов, разбитых на отдельные блоки.
- Первый акт
1. Нат. Локация – время
Сцены аутлайна нумеруются от цифры 1 в каждом акте и начинаются со слаглайна, как в сценарии. Делайте их краткими, как логлайны для сцен.
2. Инт. Локация – время
Каждый шаг – это сцена с драматической структурой. В каждой сцене есть протагонист (главный двигатель сцены) и цель, а также антагонист или противодействие достижению цели, даже в сценах длиной в одну минуту, или если конфликт слабый.
3. Инт. Та же локация – позже
Это драматические сцены, определяемые содержанием, а не только локацией и временем. Если в той же локации возникает новый конфликт, начинайте следующую сцену аутлайна.
Если истории сошлись в одной точке и вы используете фрагмент другой сюжетной линии, возможно, будет проще продолжить, при условии если вы сделаете пометку после сцены.
4. Нат./Инт. Несколько локаций – с утра до вечера
Одна драматическая сцена может разворачиваться в нескольких локациях, начинаясь со встречи персонажей, продолжаясь, когда они садятся в машину или выходят из нее, завершаясь где‑то еще. В таком случае в слаглайне используйте период (с… до…), как показано выше.
5. Инт. Полицейский участок – день
Пример: входит Джейн, повторяя, как мантру, что она боится высоты, в то время как Салли соглашается примерить украденные туфли, если они встретятся со злоумышленницей на крыше прямо сейчас.
6, 7. Следите за тем, чтобы один акт поместился на одну страницу.
Аутлайн часовой серии занимает около четырех страниц. Тем не менее каждая сцена обладает собственным ритмом и интонацией.
Если вы будете использовать эту форму аутлайна, чтобы определиться с локациями и временем, она поможет вам ориентироваться в том, что происходит на экране. Вот пример неправильного эпизода серии.
Если вы пишете спек‑сценарий (не заказанный студией), пройдите все этапы: аутлайн, первый драфт, второй драфт и наведение красоты.
Аутлайн – перечень сцен в порядке, в котором они появляются в вашем сценарии. Это первая оплачиваемая ступень, которая создает основу для авторских отчислений, если вы работаете по контракту. Вы можете писать истории А, Б и В отдельно, а затем соединить их, обращая внимание, чтобы клиффхэнгеры приходились на фрагменты, предшествующие рекламной паузе.
- Все телепьесы пишутся в стандартном сценарном формате при помощи специального программного обеспечения.
- Переписать сценарий не значит отредактировать его, это подразумевает переосмысление структуры или персонажей.
- Наведение красоты – незначительная переделка, включающая полировку диалогов и сокращение сцен перед сдачей сценария.
- Собирайте отзывы на готовый сценарий и будьте готовы переписать его много раз перед тем, как отдать экземпляр продюсеру или агенту.
Но самое главное - это, конечно, писать. Книги - лишь способ делать это лучше и бодрее. Больше о создании сериалов в книге Памелы Дуглас и материалах блога, например вот в этом: как написать сценарий сериала: пилотная серия >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь