С чего начать
писать сценарий
С чего начать писать сценарий
Когда вы уже точно решили, что хотите написать сценарий и вас не остановить, первое, что нужно сделать, понять, как именно вы будете его писать. Об этом и поговорим.

Во-первых нужно для себя ответить на вопрос, зачем вам нужно написать сценарий?
- Кто-то понял, что хочет написать сценарий, но не понимает зачем, потому что находится в поиске себя и ему кажется, стать сценаристом - классная идея.
- Кто-то понимает, зачем ему это нужно, но не понимает как, и с чего начать.
Самое главное в самом начале пути - это не сдаваться при первых же трудностях. Отнеситесь к первому пробному сценарию, как к реальному рабочему проекту, у которого есть заказчик и потенциальный срок сдачи.
Ведь на деле, преодоление трудностей принесет вам, пожалуй, наибольшее удовлетворение.
Страхи, которые преследуют начинающих сценаристов
- Страх белого листа
Он встречается абсолютно у всех. И у тех людей, кто уже давно работает сценаристом, и тех, кто сел писать свою первую работу. Именно поэтому - страх белого листа - это совсем не страшно)
Побороть его достаточно просто - начните заполнять лист текстом, каким угодно, пишите что приходит в голову. Так вы сможете расписаться и поймать состояние потока. Только потом не забудьте удалить все ненужное.
- Неуверенность в своих силах
Вы знаете какие фильмы или сериалы вас вдохновляют, но когда садитесь писать, желая получить что-то аналогичное, оказывается, текст выходит слабым, похож на белиберду или набор стандартных шаблонов.
Нужно понять простую вещь:
Сценарий проявляется не при первом написании, а при постоянном переписывании.
Если погуглите интервью с создателями любимых фильмов и найдете сценарий, обнаружите, что они работают по полгода, по году, иногда больше над текстом в 60-120 страниц. Почему тогда у вас должно получаться гениально с первого раза?
- Синдром отличника
Есть люди, которым важна оценка других людей, их мнение и, главное, одобрение. Они считают, что просто обязаны сделать все идеально и требуют от себя какого-то невероятного качества. На самом деле, не обязательно писать сразу так, как вы бы хотели. Смиритесь с тем, что если хотите получить хороший результат, переписывать свою работу вам придется огромное количество раз. Таковы издержки профессии.

- Спешка
Некоторые хотят сесть и одним махом написать историю от начала до конца. Но спешка только мешает созданию истории. Процесс нужно разбить на этапы, и медленно, методично развивать идею, которая и приведет вас к готовому сценарию. Сразу учитывайте, что работа займет у вас несколько месяцев.
- Отсутствие проектного мышления
Некоторые бросают работу на середине, потому что им кажется, что все пошло не так и лучше начать сначала. Часто кажется, что новая идея фильма интереснее, чем та, над которой сейчас работает автор.
Но со второй идеей произойдет то же самое, как и с третьей. Относитесь к работе над сценарием как к проекту, который необходимо закончить во что бы то ни стало.
Пусть получится не так как вы хотели, но один законченный сценарий - это гораздо лучше чем пять незаконченных.
А дальше, в процессе переработки, кто знает, во что такой проект способен вырасти, и каким он будет обладать потенциалом. Не доведете до конца - не узнаете.
Сложности в начале пути
Когда автор решает начать писать есть три состояния:
- У меня нет идеи, но я бы хотел что-то написать
- У меня есть идея и я знаю, что хочу написать
- У меня куча идей, но не знаю какую выбрать

- Вариант №1 - когда нет идеи
Пытайтесь зацепить хоть что-то, какую-то мысль. Начните ее развивать, записывать и увидите, что идеи начнут появляться. Одна мысль натолкнет на другую, более интересную, и так далее. Ведь когда вы пишите, вы находитесь в состоянии поиска и разработки идей, развитии мыслей, а значит, открыты ко всему новому. Когда вы готовы и увидеть, и зафиксировать то, что приходит вам в голову, идеи появляются сами собой.
- Вариант №2 - есть идея и понимание, что писать
Отлично, осталось побороть остальные страхи и приступать к работе.
- Вариант №3 - идей много, сложно выбрать
Выбирайте любую идею и начинайте писать. Доведите ее до конца, только потом переходите к следующей.

Начальные этапы работы
Прежде чем приступать непосредственно к работе прописывайте не только сами этапы, но и дедлайны. Это будет мотивировать вас закончить работу.
- Поиск идеи
- Проведение исследования (сбор материала)
- Разработка концепции, синопсиса, библии персонажей до состояния заявки
- Написание поэпизодника и диалогов
- Доработка и правки

Исследование темы
Исследования - необходимый этап в работе, даже если вы все знаете по той теме, о которой хотите написать (скажем, вы пишите о шахтерах и сами работали им). Дополнительный ресерч и новая точка зрения помогут найти интересные решения сцен или развития темы.
Ориентируйтесь на то, что исследования на начальном этапе займут около месяца (в зависимости от вашей активности). Соберите достаточное количество материала, чтобы ваша история выглядела достоверно.
Задача исследований - раскрыть тему и избежать фактических, грубых ляпов, добиться достоверной передачи реальности. Читайте статьи, книги, смотрите документальные фильмы, общайтесь с представителя профессии или среды, которую хотите показать.

Пример из личного опыта
При работе над сериалом “Кухня” проводилось большое исследование: сценаристы отсматривали документальное кино по теме, читали специальную литературу, общались с поварами и владельцами ресторанов.
На площадке всегда находился профессиональный повар и кадры готовки крупным планом (в которых показываются только руки) снимались с его участием. Помимо этого, сценаристы проекта читали тематические паблики и форумы для поваров.
Если вы не работаете в жанре документального расследования - не забывайте, что люди, характеры, эмоции, конфликты гораздо важнее, чем правильно подобранная форма сковороды.

Не забывайте, что ваша задача, в том числе, дать новый опыт зрителю и этого не получится, если вы не будете разбираться в теме, лучше, чем он. Но не заходите слишком далеко в описании фактов, помните, что все истории в первую очередь про людей и конфликты.
Вам не стоит высчитывать количество пуговиц на пиджаке, но нужно понимать, какие нюансы профессии могли вызвать конфликт, в чем сложность одного или другого дела. Для этого, для внятной интересной истории и нужны исследования.
От логлайна до заявки
На этот этап тоже заложите около месяца. Самое главное - это регулярная работа. Если у вас есть возможность писать только по выходным, пишите каждые выходные, если каждый день, выделяйте по часу-два каждый день.
В остальное время фиксируйте идеи. Потому что если их не запишите, оперативная память не сможет заменить их на новые. А новые скорее всего появятся, так как в течение дня мы получаем огромное количество информации, а значит, опыта.
Когда вы доходите до этапа оформления заявки - оформите ее согласно правилам, так чтобы можно было сразу отправлять в студию. Это очень важный этап для внутренней уверенности и возможности продолжать. Тем самым вы пошлете мозгу сигнал, что большой шаг к цели уже сделан.

Диалоги
При работе с диалогами у многих часто возникают проблемы. Давайте своему мозгу подсказки - визуализируйте персонажей, представляйте реальных людей. Проведите собственный кастинг (мысленно), выберите актеров, которые на ваш взгляд идеально подходят на нужные роли. И пишите, держа в голове тембр их голоса и особенности речи.
Распечатайте их фотографии и подпишите каждого персонажа. Используйте образы российских актеров, а не Джонни Деппа, чтобы они были ближе к реальности, иначе можете только сбить себя с толку.
Если нужного актера не найти, распечатайте фото друга или случайного человека в интернете, который для вас является подходящим типажом.
Распечатайте фотографию локации, в которой будет разворачиваться история, если их несколько, распечатайте все.

Как и в любой работе, в сценарном деле регулярность и последовательность очень важны. Так же как и обратная связь.
Если у вас случается ступор, просто начинайте хоть кому-то рассказывать то, над чем вы работаете. Можно рассказывать историю с начала кому угодно, потому что когда вы вслух рассказываете свою историю и доходите до точки, где не знаете что делать, сможете на ходу понять и придумать, что там будет дальше.
А возможно ваш слушатель сам подхватит историю и сможет предложить варианты развития событий.
В шахматах есть такой термин - свежий дурак, это новичок который приходит к столу и свежим взглядом видит то, что не замечают замыленным глазом более опытные игроки. Так же и со сценарием - свежий взгляд слушателя истории может подсказать каким образом было бы интересно направить сюжет дальше.
Иногда ступор случается потому, что тема недостаточно исследована автором и явно не хватает еще какой-то информации. Проведите дополнительное исследование, там явно найдутся новые интересные идеи.

И помните, чтобы сценарий получился живым и интересным, вам нужно постоянно быть включенным в работу и проживать свою историю. Только тогда она не будет казаться скучной и механичной, когда вы вложите в нее личный опыт, часть себя. Никакие структуры и советы не помогут, если сценаристу искренне не интересна его работа.
наши Ближайшие курсы
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс режиссеров-фильммейкеров
Курс режиссер-фильммейкер
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отсутствие бюджета и ресурсов
Новая программа киношколы
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим семинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь