веб-сериал
Сегодня мы поговорим о том, что на сегодняшний день происходит в киноиндустрии в сфере веб-контента.
- Актуальность
Процесс потребления контента зрителем в последнее время очень сильно и быстро меняется. Всё перемешалось. Если раньше человек хотел получить эмоции — у него было буквально 3 варианта: смотреть телевизор, идти в кино или читать книги.
Сейчас центр сместился в пользу интернета. Конечно, пока всё ещё есть телевидение и кинотеатры. Но нельзя не заметить, что всё достаточно быстро смещается в «то, что имеет возможность подключиться к интернету»: мобильный телефон, планшет, компьютер/ноутбук, Smart TV (телевизор, который может ловить телеканалы и от обычной антенны, но суть таких телевизоров в том, что там есть приложения Netflix, Okko, Кинопоиск HD, Start и т.д.). По сути, на этом телевизоре мы смотрим так же, как на смартфоне, только на большом экране.
У зрителя сегодня следующие основные центры развлечений:
· телефон
· планшет
· компьютер/ноутбук
· Smart TV
Они захватывают всё внимание пользователей/зрителей, и когда человек хочет получить эмоцию — он с большой долей вероятности использует что-то из этого списка.
Дойти до телевизора и быстро получить ожидаемые эмоции сейчас сложнее, чем сделать это в телефоне или компьютере/ноутбуке. Даже не будем упоминать кинотеатр. Ведь в кинотеатр нужно идти к определенному времени. Это уже событие, некий ивент, который чуть больше, чем просто просмотр фильма, потому что на сеанс можно сходить с компанией, парой, просто сменить обстановку.
Когда центр развлечений смещается в сторону 1-2 точки, которые есть у человека — фильмы и сериалы начинают конкурировать не только между собой, как это было в эпоху тотального господства телевизора.
Сначала было 3 канала по телевизору, и люди смотрели примерно одно и то же. Разница была, но в целом все видели одни и те же фильмы и сериалы. Потом телеканалов стало больше, потом ещё больше. Потом их стало очень много — 100-200 каналов. Появилось всё больше и больше новых сегментов, но тем не менее то, что произошло на следующем шаге, когда появились телефоны, когда появился скоростной интернет, когда стало возможно просто находиться на улице/в общественном транспорте и смотреть фильм, который даже не надо скачивать заранее, — это глобальный прорыв. Качественный скачок вперед.
Что получается? В телевизоре между собой конкурировали фильмы и сериалы, в кинотеатре — только фильмы.
Одновременно идёт 3-10 фильмов, а ещё нужно смотреть, что тебе нравится больше, что подходит по времени. Конкуренция, конечно, есть, но она не такая жёсткая, как сегодня.
Сейчас же, когда мы открываем мобильный телефон — у нас есть выбор между сериалом, фильмом, сообщениями, блоггерами, соц.сетями, между какими-то отдельными роликами TikTok и т.д.
Когда человек хочет развлечься или просто «потупить в телефоне», вовсе необязательно, что он выберет для этого просмотр сериала. Сериал или фильм — лишь один из вариантов. В конкуренцию со всем этим многообразием как раз и вступает всё то, что мы видим в интернете.
Это нельзя не учитывать. Это нельзя игнорировать. Это новые реалии, которые к нам уже пришли. Современный автор должен иметь это в виду и держать в голове, думая над тем, в каком формате ему стоит реализовывать свои идеи.
- Года 3 назад продюсеры Netflix говорили, что их главный конкурент — это сон.
Человек может смотреть сериал после работы какое-то время до упора, пока он просто напросто не уснёт. Знакома ситуация, когда нужно выбирать: посмотреть ещё одну серию или всё же лечь спать, чтобы завтра нормально проснуться? Узнали себя? Но сейчас вместо сна человек точно так же может выбрать не просмотр сериала или фильма, а «залипнуть в интернете». Поэтому сериал или фильм по своим функциям, по тому, что они делают с вниманием человека, должны быть очень похожими на «залипание», на некий «сёрфинг в интернете».
Кто и зачем снимает веб-сериалы?
Заказчиками веб-сериала могут быть:
·Онлайн-платформы
·Студии
·YouTube
·Независимые продюсеры
·Продакшены федеральные/в регионах
·Фильммейкеры
·Коммерческие бренды
·Могут быть и другие варианты
Почему именно формат веб-сериала?
Во-первых, это возможность довольно быстро рассказать историю. Не нужно снимать что-то очень большое, глобальное, со сложными организационными и бюджетными заморочками. Часто это взаимодействие с более молодой аудиторией. Аудитория «постарше» больше привыкла к телевидению, которое идёт по антеннам, и, может быть, кино. Правда, согласно статистике в России старшая аудитория практически не ходит в кинотеатры. Поэтому аудитория школьники, студенты и молодежь до 30-35 лет наиболее интересна продюсерам. Это активная аудитория. Кто-то работает с ней на перспективу, потому что эта аудитория всё время взрослеет. Сегодня это школьник, завтра уже студент, а послезавтра сотрудник или тот, у кого уже есть финансовая возможность покупать то, что рекламируется.
Веб-сериал - это сравнительно небольшие риски.
Конечно, проекты бывают разные: и телевизионные, и те сериалы, которые снимаются для онлайн-платформ.
Веб-сериалы могут быть и дороже, и дешевле, но тем не менее веб-сериалы все же доступнее, чем среднестатистический телевизионный сериал. Значит риски гораздо ниже.
На запуск веб-сериала проще решиться. Потому что сумма, которая будет потеряна, и время, которое на всё это будет потрачено, не сопоставимы с полноценным серьёзным сериалом.
Веб-сериал может сниматься меньшей мобильной командой. Важно, чтобы не было попытки играть в полноценный сериал.
Веб-сериал — это возможность экспериментировать. С одной стороны, потому что бюджеты гораздо ниже. С другой стороны, в связи со сниженными бюджетами всегда что-то проще переснять, заменить и т.д.
Поскольку веб-сериал снимать проще организационно и по бюджету, и по мобильным командам — у съемочной команды есть возможность учитывать то, что люди пишут в комментариях.
На сегодняшний день у телевидения нет таких возможностей. Онлайн-платформы по флагманским проектам такой возможности уж точно не имеют. В веб-сериале в процессе выхода самого первого сезона есть возможность доработки, замен, пересъёмов и т.д.
Веб-сериалы, в какой-то степени, располагают к тому, чтобы снимать по-другому, чтобы по тому, как вы рассказываете историю, визуально отличаться от основных проектов, на которые онлайн-платформы делают ставку.
Какие есть плюсы веб-сериала для продюсеров?
Для продюсеров это возможность не делать проект на широкую аудиторию. На веб-сериалы тратится не столь большой бюджет, и из этого вытекает следующий плюс — не нужно пытаться угодить всем.
В чём проблема серьёзных проектов, сериалов и полных метров? Нужно попытаться заинтересовать как можно более широкую аудиторию: и тех, кто помладше, и средний возраст, и тех, кто постарше. Если сделать историю только для тех, кто постарше — аудитория снижается, вероятность окупить проект тоже резко снижается.
- Для тех, кто занимается коммерческими проектами, это постоянная головная боль: "Как найти достаточно большую аудиторию для проекта?"
Поскольку бюджет веб-сериала может быть меньше в 5-10 раз — широкую аудиторию можно не искать. Проекты, которые выходят на онлайн-платформах, уже сузились в плане аудитории по сравнению с телевидением. Если канал федеральный — доля участия государства у него выше, у него больше социальной ответственности перед зрителями, а значит ему жизненно необходимо собрать как можно более широкую аудиторию.
Поэтому на одном канале могут показывать молодёжные программы, мелодрамы, детективы, полнометражные голливудские фильмы, блокбастеры, передачи про здоровье, интеллектуальные игры.
Такую «кашу», которая есть на большом федеральном канале, не нужно собирать в веб-пространстве. В этом есть определённое преимущество. Плюс таких проектов еще и в том, что намного понятнее, как с ними работать в плане продвижения. Когда проект рассчитан на широкую аудиторию — рекламу нужно размещать вообще везде и так, чтобы были максимальные охваты, то есть максимальное количество контактов с потенциальными зрителями. Часто всё это очень похоже на «разбрасывание денег с вертолёта». Например, если вы делаете историю про футбольную команду, то продюсерами на телевидении был бы поставлен вопрос: "Какой аудитории может быть интересен футбол?".
Если вы снимаете веб-сериал — абсолютно понятно, где и как всё это можно продвигать в интернете: в спортивных сообществах, футбольных клубах, лигах. Проще адресно дотянуться до своей потенциальной аудитории. Это тоже снижает затраты на продвижение, ведь идёт уже не условное «разбрасывание денег», а целевое, более конкретное взаимодействие с потенциальными зрителями. Если вы планируете снимать веб-сериал — можно пробовать предлагать его онлайн-платформам. Если речь идёт о независимых студиях/продакшенах/независимых продюсерах, можно монетизироваться напрямую от рекламодателей. В России есть специализированный онлайн-кинотеатр веб-сериалов, который называется "Chill". Но, на самом деле, веб-сериалами интересуются все онлайн-платформы: Okko, Кинопоиск HD, Start и другие площадки, которые создают премиальный контент на максимальных бюджетах в виде сериалов. Также они интересуются и веб-сериалами. Примеры успешных веб-сериалов: "Внутри Лапенко", "Russian Hackers Life", "Миллионер из Балашихи", "Виталий Наливкин"и пр.
- В чём особенность сценария веб-сериала, и чем он принципиально отличается от телесериала?
Сериалы на онлайн-платформах отличаются от телесериалов тем, что не существует чёткой привязки к целевым аудиториям и к эфирной сетке: в одном и том же сериале серия может быть и 42 минуты, и 58 минут. В телевизионной сетке всё должно быть чётко стандартизировано по хронометражу: сетка «разрабатывается», программы идут друг за другом, рекламные слоты тоже идут в определённом количестве. Всё это нужно математически рассчитывать и иметь в виду при написании сценария.
При просмотре сериала в онлайн-кинотеатре подобных ограничений нет.
Во-первых, нет прерываний на рекламу. Например, в кинотеатре IVI сегодня можно смотреть фильмы условно бесплатно. На остальных платформах существует подписка. Соответственно, нет никаких разделений и графиков. Какая разница сколько идёт серия по хронометражу? Верно. Принципиальной разницы нет. Это абсолютно ни на что не влияет. Зрителю просто должно быть интересно смотреть дальше. Средний хронометраж веб-сериалов может быть любым.
Часто в веб-сериалах одна сюжетная линия. Хотя где-то можно найти и две.
В пилотной серии веб-сериала важно вовлечь зрителя с первых секунд. В этом формате у создателей нет никаких возможностей для долгих экспозиций и затяжного погружения в мир.
Конечно же, это не три единственных варианта арок, которые возможны.
Зрителю должно быть интересно сразу. С первых секунд должно быть доступно и внятно показано то, что задумано в этом формате сериала.
Веб-сериалы — не всегда горизонтальные истории. Это могут быть вертикальные скетчи, то есть сериал в таком случае заключается в том, что мы видим одного и того же персонажа, и этот персонаж оказывается в разных ситуациях (как в сериалах "Короче", "Виталий Наливкин" и пр.). По сути, у обычных вертикальных сериалов структура и устройство такие же. Тот же "Доктор Хаус" устроен так же, только решение медицинских проблем и задачек занимает больше времени.
Для веб-сериала не существует жанровых ограничений.
Это связано с тем, что вы не обязаны находить очень широкую аудиторию, а также с тем, что некоторые жанры в России пока «не раскачались». Например, "Майор Гром". Для российской киноиндустрии это новый формат. Понятное дело, что комиксы давно не новы в Америке. В России шли комиксы в виде блокбастеров, НО РОССИЙСКОГО КОМИКСА НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ ЕЩЁ НЕ БЫЛО.
Изначально была снята только сцена ограбления с майором Громом. У создателей была возможность посмотреть на реакцию аудитории: есть ли у такого формата и жанра потенциал? Опыт показал, — есть.
Такие проекты на данный момент пока снимаются на деньги частных инвесторов.
Не так просто привлечь внимание к новому жанру в российском исполнении, но как показывает практика — всё возможно. Ведь в формате веб-сериала это не так рискованно, как в формате полного метра в серьёзном прокате.
Пока в России в плане веб-сериалов чаще «срабатывает» комедия, а вот в зарубежных проектах кроме комедии можно встретить много драмы, "пугалок", хорроров и мистических историй.
- Что делать с готовым веб-сериалом?
Готовый пилот, сериал можно представить на фестивалях и питчингах. Существуют премия именно за интернет-проекты —"Realist Web Fest". Периодически онлайн-платформы и продакшены объявляют конкурсы веб-сериалов.
Веб-сериалы интересуют не только топ-продюсеров. Для всех продюсеров это возможность поэкспериментировать, найти новые форматы, выйти на онлайн-платформы, нарабатывать своё портфолио и кейсы.
Хотите написать сценарий веб-сериала — записывайтесь на курс >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь