Трехактная структура
сценария
Трехактная структура сценария
Три акта - самая древняя структура со времен Аристотеля, с тех пор она используется как классический принцип построения истории.
Разбираемся, как устроена главная структура всех текстов, в том числе сценариев, и почему она действительно важна и существует абсолютно в каждой хорошей истории.
Зачем нужна структура сценария?
Есть мнение, что структура ограничивает творчество, но по факту, все наоборот, структура только помогает ему:
- Структура делит историю на три части
- Придает истории логику и последовательность
Структура не загоняет историю в какие-либо рамки или шаблоны, ее главная задача в том, чтобы сделать восприятие истории для зрителя комфортным и понятным. Благодаря структуре ваша история приобретает последовательность, зритель может без труда разобраться, что за чем следует и как развиваются события. Ему становится проще следить за повествованием, так как оно логично.
Когда Аристотель писал свою работу "Поэтика", он отметил, что в каждой истории есть начало, середина и концовка и это три ее обязательных элемента.
Со временем их стали называть актами, а их последовательность и соединение - структурой.
Первый акт
Первый акт - начало истории, действия, здесь происходит завязка.
- Задача первого акта рассказать:
- Кто главный герой
- Каким образом он действует
- Где происходят события
- Какой перед нами жанр
В первом акте нужно дать зрителю всю необходимую информацию для восприятия истории. Никаких лишних деталей и больших объемов информации быть не должно, иначе зритель запутается.
Первым актом сценарист вовлекает человека в историю, чтобы зритель заинтересовался ей и захотел посмотреть.
После знакомства с героем и тем, что его окружает, в первом акте происходит завязка действия.
Она запускает сюжет и начинает развивать главный конфликт истории. Это может быть конфликт протагониста с антагонистом или антагонистическими силами.
Из первого акта зритель должен узнать, какая расстановка сил противостоящих сторон и как герой будет пытаться разрешить конфликт.
На этом моменте возникает главный драматический вопрос - связующее звено всего действия, а также тот вопрос, которым будет задаваться зритель, когда увидит вашу завязку.
После возникновения главного драматического вопроса мы переходим ко второму акту.
Второй акт
Второй акт - самый длинный. Если делить историю на четверти, то второй акт - это две четвертых всей истории.
В этой части сценария происходят основные действия, развиваются те события, которые приводят героя из пункта А в пункт Б, т.е. из пункта, в котором мы обозначили цель героя, в пункт, где герой достиг этой цели или проиграл.
При этом, второй акт делится на две части, так как в его середине возникает центральный поворотный пункт. Он разрезает историю пополам так, чтобы история поменяла свое направление, а зрителю было интересно ее смотреть.
В этой точке для героя поднимаются ставки или меняется место действия, жанр: может быть антагонист становится другом, а врагом, мешающим достичь цели, оказывается кто-то другой.
Это пункт, в котором все переворачивается с ног на голову, и герой, и зритель, обнаруживают, что история, которая развивалась своим чередом, - совсем не то, чем казалась.
Ситуация героя усложняется, и через стремление героя побороть все сложности и добиться своей цели, мы подходим к третьему акту.
Третий акт
Третий акт - последствия того, что происходило во втором акте. Это кульминация - момент, когда битва за свою цель становится неизбежной. И битва эта - финальная, здесь растет напряжение, ускоряется темп, все идет к тому, что конфликт вот-вот разрешится. Его можно разыграть по-разному.
Главное - чтобы история пришла к логическому концу, а также, чтобы вы смогли показать свою главную мысль, что именно вы хотели сказать своей историей.
И помните, что без конфликта истории не получится, любое произведение строится именно вокруг него.
Подробнее о понятии акта в сценарии читайте в материале, что такое акт в сценарии >>>>
4 плоскости истории
Четыре плоскости истории - это те пути в истории, развитие которых нужно показать:
- Линия действия
Она рассказывает, как герой попал в ту или иную ситуацию и, что предпринимает, чтобы из нее выбраться. Это основная плоскость, которая покажет, о чем ваша история в целом.
- История протагониста
Ее нужно прописывать отдельно от линии действия, потому что на развитие героя могут влиять второстепенные факторы и герои. Эта линия - более детальный взгляд на героя.
- История антагониста
Рассказывает путь антагониста, то есть, когда он появляется и как действует. Иногда зрителю не обязательно видеть всю историю антагонистических сил или антагониста, достаточно показать результаты их действий и как они воздействуют на главного героя. Но этот путь - третья плоскость истории, третья точка взгляда на повествование.
- Конфликт антагониста и протагониста
Как развивается конфликт, с чего начался и чем он закончился.
В каждой из этих четырех плоскостей должно быть три акта - начало, середина и конец. Это не единственные линии и плоскости, которые могут быть в вашем сценарии, но это основополагающие элементы, на которых держится история.
Важно помнить, что трехактная структура - это основа, с помощью которой вы выстраиваете причинно-следственную связь, логику действия.
Но для того, чтобы история получилось интересной и нашла отклик у аудитории, одной структуры недостаточно. Нарастающее напряжение, активные действия героев, которые цепляются друг за друга, вырастают друг из друга, необходимы для развития конфликта.
При этом, когда вы создаете историю, не нужно концентрироваться сразу на поворотных пунктах истории и элементах структуры. Они лишь должны помочь вам правильно подать и рассказать историю, сделать её более комфортной для восприятия.
Главное же - это путь, который проходит герой, это его изменения, действия, переживания и то, что вы хотите этим сказать, ваша идея.
Вы сначала создаете историю, а уже потом проверяете и адаптируете ее под структуру, чтобы убедиться в том, что действительно ведете зрителя по нужному пути.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим семинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь