Случайности и причинно-следственная связь в сценарии
Случайности и причинно-следственная связь в сценарии
Что такое случайное совпадение в сюжете?
Случайные совпадения в сюжете могут рассматриваться зрителями как положительно, так и отрицательно. При написании сценария важно – найти «тонкую грань», которая позволит создать увлекательное произведение, и при этом не перегрузит фильм ненужными деталями. Если между совпадениями в сюжете нет логического продолжения, то зритель быстро потеряет интерес к происходящему.
Как можно использовать случайности в сюжете?
Прежде чем писать сценарий, нужно чётко понимать, что значит причинно-следственная связь. А что такое случайность и как она будет использоваться в фильме.
Существует масса примеров, когда авторы притягивали итог или кульминацию исходя из нескольких невероятных совпадений. Такой фильм, с большей долей вероятности, станет неинтересен зрителю, его не будут пересматривать, рекомендовать своим близким и друзьям. Большого нагромождения случайностей подряд не происходит в жизни. Такого не бывает. Чтобы заинтересовать зрителя, нужна причинно-следственная связь, где действия главного героя плавно «вытекают» одно из другого. Но и от случайностей не стоит отказываться, главное – правильно их использовать в сюжете.

один дома (х-ф)
Изначальное совпадение
При работе над сценарием допустимо описывать случайные события, когда они повлияли на дальнейшие действия героя. Перевернули его жизнь, изменили судьбу или, например, позволили встретить друга или любимого человека. Это считается изначальным совпадением.
При использовании случайностей в сценарии главное – соблюдать меру и придерживаться правдоподобности, чтобы зритель поверил.

доктор хаус (сериал)
Несчастный случай
Такие совпадения нужно использовать в сюжете дозировано.
Несчастный случай, который происходит с противником главного героя, часто воспринимается зрителем с иронией. Например, полицейский гонится за преступником, но на его голову, случайно что-то падает (кирпич, цветочный горшок и т.п.) – и именно это и помогает главному герою поймать злоумышленника. Но если, несчастные случаи такого типа будут происходить на всём протяжении сюжета, то зритель быстро потеряет интерес к фильму.
Обратная ситуация, когда положительный герой пытается помешать случиться какому-то негативному событию, но вдруг у машины спускает колесо, идёт ремонт дороги или случается авария, которой ничего не предвещало. Если произойдет один из вариантов форс-мажорной ситуации – это считается допустимым. Однако, если случайных совпадений несколько – подобный вариант развития событий не выглядит достоверным и, скорее всего, вызовет недоумение у зрителя.
Фантастическое допущение
Случайное совпадение, которое «выпадает» из восприятия реального мира – это фэнтези или фантастика.
В фильме фантастического поджанра может произойти всё что угодно. Сюжет развивается не по правилам привычного мира, а главный герой мистически выживает в совершенно нереалистичных ситуациях.
Фантастическое допущение может использоваться в сценарии – это позволит заинтересовать зрителя и «держать» его внимание до кульминации или финала. Но такие ситуации очень редки в нашей жизни, поэтому их нужно использовать в меру. В одно допущение зритель поверит, а вот два совпадения будут восприниматься уже как фантастика.
Нереальная случайность
Худший вариант, который можно использовать в сюжете. Яркий пример нереальной случайности – это когда решением проблем главного героя в реальном мире занимается провидение. Зритель сразу потеряет интерес к фильму, если изначально все сложные ситуации в сюжете будут устраняться с помощью «волшебной палочки».
Реальные события с небольшими случайностями или совпадениями вполне допустимы. Но если использовать фантастические ситуации в сюжете, которые помогают главному герою достичь результата и прийти к намеченной цели, то Станиславский бы сказал «не верю».
Что такое причинно-следственная связь в сценарии и зачем она нужна
Важно научиться выстраивать причинно-следственную связь в сценарии, что поможет зрителю не терять «нить» повествования, которая поддерживает интерес к развязке фильма.
Если правильно выстроить цепочку событий в сюжете, то даже нереальная случайность или фантастическое допущение в сюжете будет восприниматься как должное.
Многие зрители любят обращать внимание на детали, и если всё в сценарии воспринимается как закономерность, то фильм заинтересует. При неправильно выстроенной цепочке причинно-следственной связи – это будет замечено, и можно с уверенностью сказать, что такой сюжет обречён на провал.
Так в сюжете фильма «Один дома» присутствует масса нереальных моментов, которые сложно реализовать в настоящей жизни. Как маленький мальчик смог справиться с двумя взрослыми преступниками с помощью подручных средств? Но все ситуации, которые показаны в сценарии, взаимосвязаны, каждый следующий кадр основан на предыдущем. Фильм интересен и познавателен, именно потому, что при написании сценария причинно-следственная связь каждой ситуации чётко прослеживается. Кевин не раздобыл вдруг ниоткуда пистолет или гранатомет, он не стал вдруг летать. Зритель даже может попытаться повторить некоторые моменты из фильма и действия Кевина у себя дома, и получить примерно тот же результат.

Как использовать в своей работе обратный поиск причинно-следственной связи
Обратный поиск причинно-следственной связи поможет убрать из сюжета «пустые» события. Если начать рассматривать сценарий с финала, то каждая ситуация в фильме должна вести к тому, с чего всё начиналось. Развитие сюжета может привести зрителя к логическому завершению или неожиданной кульминации, главное – соблюдать последовательность в действиях героев.

последний богатырь
Подводим итоги.
Фильм, без чётко продуманной линии причинно-следственной связи, скорее, приведёт зрителя к недоумению, нежели заинтересует. Даже фантастические сюжеты и фэнтези-проекты должны выстраиваться последовательно, и в таком случае, будут иметь больше шансов на зрительский успех.
Хотите написать сценарий фильма или сериала — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь