Как продать
сценарий
Netflix
До завершения осталось
Как продать сценарий Netflix
Директор по управлению талантами и девелопмента международных оригинальных проектов Netflix Кристофер Мак рассказал, как попасть на стриминг-сервис. А также о том, какие герои им интересны. Как структурировать питчдоки, которые могли бы заинтересовать их компанию, что стоит указывать в них. Как планировать сезоны, какая структура должна быть у пилотного эпизода, как расписать эмоциональную арку героя и так далее.
Специально для вас собрали материал с основными моментами трехчасового выступления человека, который покупает международные сериалы для крупнейшего мирового стриминга. А также перевели на русский язык PDF-презентацию с основными схемами, структурами и советами. Ее можно скачать бесплатно в нижней части этой статьи.
Готовы?
Что сейчас ищет Netflix?
Бизнес-модель Netflix очень проста — создание контента, который понравится людям: о котором будут говорить, который привлечет новых зрителей, и в конечном итоге, все это превращается в огромный водоворот контента.
Но мы заметили, что…
Нам остро не хватает авторов!
Не хватает штата, для того, чтобы генерировать столь большой объем контента. Именно чтобы исправить эту проблему мы проводим подобные встречи. Наш воркшоп учит правильной подаче, правильному сторителлингу для писателей, сценаристов и продюсеров.
Мы хотим, чтобы к нам попадали реальные сюжеты, а не зачатки идей и персонажей. К сожалению, чаще всего так и происходит. Мы поделимся лучшими правилами структуры, которая могла бы быть нам интересна. Важно понимать, что это не жесткий догмат, от которого нельзя отступить. Используйте то, что работает. Отбрасывайте то, что не работает. Старайтесь не подстраивать свои работы под наше видение. Мы ждем, что вы встроите эти советы в свою историю, вот и все.
- Выбор идеи
В моменты брэйншторма (brainstorm — английский аналог выражения "мозговой штурм"):
1) Подумайте об актуальных, горячих темах в вашей стране, которые еще не были подняты в теле- и кинофильмах.
2) Проанализируйте, чего хотят люди из того, что обычные каналы лишь задевают по касательной (подростковый секс, семейные ссоры и т.д., мы называем это "острые темы").
3) Какие проверенные жанры и сюжеты могли бы быть переосмыслены (как, например, южнокорейский сериал Kingdom, использующий жанр зомби-ужасов, переложенный на реалии феодальной Кореи, и ставший успешным не только в Корее, но также в Европе и Америке).
4) Достаточно ли широка аудитория у вашего сериала? Если сериал нишевый, если это инди, то скорее всего нам он не подойдет. Конечно, есть исключения, например, сериал Ethos, безусловно независимый и нишевый. Но все-таки мы склонны браться за большие многообещающие проекты, о которых заговорят люди и о которых они захотят рассказать друзьям и близким.
5) Обдумайте, каких актеров аудитория захочет увидеть на экране? Мы верим, что именно они притягивают зрителей.
6) Есть ли книги, статьи, биографии или другая интеллектуальная собственность, которую можно использовать. Французское сериал Люпен — одно из лучших шоу платформы, и оно как раз-таки было вдохновленно интеллектуальной собственностью. Чернокожий играет роль традиционно белого персонажа, и он всеми принимается, это говорит о сегодняшнем желании аудитории видеть многонациональный контент.
7) Уникальность. Что такого особенного в ваших идеях, чего раньше не было на привычных каналах? Если ваша работа подходит для местных бродкастеров (broadcast, англ. — широковещание), то она, скорее всего, не подойдет нам.
Люди из других стран часто спрашивают: должен ли их проект быть успешным в Штатах? Ответ — нет, не должен.
Мы работаем с местными талантами, местными сценаристами, местными продюсерами, местными командами, чтобы создать оригинальный, коммерчески успешный контент, сопряженный с вашей культурой. Со временем мы поняли, что верный своей культуре контент приживается в Америке лучше, чем тот, который изо всех сил стараются американизировать. Возможно, в некоторой степени это связано с пандемией, и тем, что сейчас это единственный способ “путешествовать”.
Что бы то ни было, оставайтесь верными своей культуре. Фантастика, боевик, лавстори — говорите об этом голосом вашей страны.
Мы не учим вас тому, КАК ПИСАТЬ, мы хотим напомнить о том, как ВАЖНО ЗАДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КОГДА ВЫ ПРОДУМЫВАЕТЕ СВОЙ СЕРИАЛ. Мы предоставим формат, который позволит вам ёмко и точно выразить свои идеи покупателю. Ведь вам не нужно, чтобы он утонул в ваших разъяснениях, что существенно снизит ваши шансы. Далее я предложу особый процесс конструирования истории, который заставит вас смотреть на вещи глазами ваших персонажей.
- Конструируем историю для Netflix
Аристотель, широко известный как отец трехактной структуры повествования, верил, что сюжет, персонаж и мысль (под мыслью он имел в виду тему) являются ключевыми составляющими повествования. Он верил, что сюжет важнее персонажа. В Netflix мы пришли к тому, что ПЕРСОНАЖ ВСЕ ЖЕ ВАЖНЕЕ СЮЖЕТА. Сериалы, ведомые персонажами, чаще становятся запойными (термин binge-watching англ. запой, выпивка — просмотр трех и более серий за один заход). Мы часто задаемся вопросом, что было бы если бы у Аристотеля был Нетфликс? Изменил бы он свое мнение или нет?
Теперь давайте поподробнее разберем, что же такое движимый персонажем сериал.
В зрителях развиваются связи с персонажами, а не с сюжетом. Вовлеченность зрителя зависит от ощущения схожести и понимания мотиваций.
Представьте свой пилот или даже фильм, как некую иллюзию, в которую зрители погружаются на время просмотра. В тот самый момент, когда они начинают задаваться вопросами (”А что этот персонаж, собственно, делает? и “Почему это происходит?”) — они выпадают из этого погружения. Если это произошло — ты провалился как рассказчик.
Убедитесь, что правильно раскрыли своего персонажа: его прошлое, его предысторию. Чтобы было понятно, чем он руководствуется при принятии решений в настоящее время. Если зритель не находит персонажа интересным, то ему наплевать, достигнет ли персонаж задуманного. Слово интересный очень важно здесь, потому что ваша задача заключается не в том, чтобы сделать персонажа привлекательным. Ваша задача — вовлечь зрителя в то, что с ним происходит. В последствии он нам понравится, и мы станем волноваться: достигнет ли он своих целей.
Заинтригуйте зрителя с самого начала
По нашей статистике, аудитория подсознательно решает продолжит ли смотреть это шоу или нет В ПЕРВЫЕ ПЯТЬ СЕКУНД.
Предположим, вы познакомились с кем-то в тиндере. Вы заходите в бар, видите его или ее и уже в первые секунды понимаете нужно ли вам это. Из вежливости вы подходите, завязываете разговор, и кто знает, возможно, вы почувствуете связь, найдете нечто общее, например, любовь к велосипедам. Но снимая сериал, просто необходимо привлечь внимание с первых секунд, убедить зрителя остаться.
Хороший тизер дает аудитории возможность уловить: КТО ЭТОТ ПЕРСОНАЖ, В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ И КАКОВ ЭТОТ МИР. Каждый эпизод после пилотного должен иметь такой тизер, не считая тех эпизодов, где нужно начинать точно с того, чем закончился предыдущий. Обычно такое происходит посреди драматичных плот твистов (поворот сюжета, который зритель не предвидел).
Мощный повествовательный драйв. Это не означает, что шоу должно иметь быструю подачу. Во все тяжкие, если разобраться, достаточно медленное шоу. Таким оно и было задумано, ведь у них были ограничения по бюджету. Большинство сцен — два человека, сидящих в комнате.
Альфред Хичкок говорил, что двое человек сидящих в комнате за столом — это скучно до тех пор, пока ты не покажешь тикающую под этим столом бомбу.
В сериале Во все тяжкие такой бомбой был метамфетамин. Герои должны быть проактивными в достижении своих целей.
РЕАКТИВНЫЙ ГЕРОЙ СКУЧЕН.
Слишком большое количество сцен, в которых он лишь реагирует на происходящее делают сериал скучным. Так что не перебарщивайте с ними. ПОЗВОЛЬТЕ ПЕРСОНАЖУ САМОМУ ДВИГАТЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ ВПЕРЕД. Каждая сцена должна продвигать героя по эмоциональной арке (термин emotional arc — те внутренние перемены, через которые проходит персонаж) и/или сюжетно. Зрители хотят получать новую информацию из каждой сцены.
Оставляйте зрителей в предвкушении. Это то, что провоцирует запойный просмотр.
Случается, что ты слышишь о каком-нибудь сериале, Ход королевы, например, и ты говоришь себе “ладно, вечером гляну одну серию, и пойду спать, завтра рано на работу”. А потом ты понимаешь, что уже 3 часа ночи, и тебе хочется досмотреть его до конца. Мы называем это клиффхэнгерами.
Есть два типа клиффхэнгеров:
▪ Сюжетный — обычно является драматическим событием или плот твистом.
▪Эмоциональный клиффхэнгер — является герою в виде эмоционального открытия, влияющего на его эмоциональную арку.
В некоторых клиффхэнгерах мы получаем информацию, а герой остается в неведении. Например, герой уезжает куда-то, а нас переносят обратно в его дом, где происходит похищение его дочери. Хочется перейти к следующему эпизоду, чтобы узнать, чем все закончится. Верно?
- Как «расколоть историю» по Netflix
Бывало ли с вами такое, что садясь за новый сценарий вы, вместо того чтобы начать делать наброски, сразу переходили к интерьеру или экстерьеру? Думаю, со всеми это случалось. Сразу появляется желание просто взять и начать прописывать режиссуру, диалоги и все остальное. Обычно ни к чему хорошему это не приводит. Все время будут возникать появляться новые идеи, придется возвращаться назад и выправлять все, или в конце окажется, что сценарий вышел слабым, и читающие его не до конца понимают, что ты имел в виду. И ты думаешь: “Эх, если бы только я сразу обдумал что это за персонажи и что это за история — скорее всего, получилось бы лучше”.
Мнение эксперта
Роберт МакКи:
“Общий объем креативных усилий в готовой работе на 75% состоит из писательского труда, вложенного в создание истории. Кто эти персонажи? Чего они хотят? Почему они этого хотят? Как они этого достигнут? Что их может остановить? Какими будут последствия? Поиск ответов на эти заглавные вопросы и преобразование их в историю — это и есть наша титаническая креативная задача”. Это и есть первый пункт того, что мы называем питч документом.
Как создавать питч документ:
1. Вопросы по истории
Найдите ответы на основные вопросы:
— Кто эти персонажи?
— Чего они хотят?
— Почему они этого хотят?
— Как они этого достигнут?
— Каковы основные конфликты?
— Каковы риски?
Ответы на эти вопросы помогут нам понять — нужно ли нам это шоу. Я бы посоветовал не пытаться написать что-то, что подходит всем, потому что это — выстрел в молоко, просто напишите то, что хотите, и предоставьте нам достойные внимания, креативные ответы на эти вопросы.
Главное, всегда быть верным своей истории, нельзя исходить из того, что хочет аудитория.
Используем сериал Во все тяжкие как предмет рассмотрения
(и далее везде)
а) Кто такой Уолтер Уайт?
Переживающий не лучшие времена учитель химии в старшей школе, которому диагностировали рак.
b) Чего он хочет?
Внешне — Денег / Духовно — Пробудиться
Он слишком долго прозябал, он забыл, как жить.
Вам НУЖНО СОЗДАВАТЬ МНОГОСЛОЙНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, С ВНУТРЕННИМИ И ВНЕШНИМИ ЦЕЛЯМИ.
Внешние цели даются быстрее, в первом же акте. К его внутренним, духовным целям мы приходим вместе с персонажем, он и сам изначально не знает, чего он хочет. Зачастую герой не достигает материальных целей, но его и нас удовлетворяет достижение целей внутренних.
c) Почему он этого хочет?
Внешне — обеспечить семью / Духовно — наверстать упущенное время.
В прошлом он совершал ошибки, которые привели его к состоянию прозябания, но он больше не хочет наступать на те же грабли. Так он и переходит черту.
d) Как он этого достигнет?
Будет готовить и продавать самый чистый мет в Нью Мехико.
e) Каковы основные конфликты?
Семья. Наркоторговцы. Закон.
f) Каковы риски?
Потеря семьи. Смерть. Тюрьма.
Основные конфликты порождают сюжеты. Если присмотреться — все сюжеты в этом сериале рождаются из сферы конфликтов. Сценарист в такой ситуации чувствует себя отлично. Он может развивать один, два или три сюжета в одном отдельно взятом эпизоде, причем риски по-настоящему велики в каждом из них. В сериале с такими рисками и конфликтами сцены с двумя людьми, сидящими в одной комнате, выходят на новый уровень. Зритель постоянно слышит тиканье бомбы. Что если герой погибнет, что, если жена все узнает, что, если шурин его посадит, что если…
ВАЖНО
ПОВТОРИТЕ ЭТУ РУТИНУ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ СВОИХ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Если все сделать правильно, вы увидите, что желания и потребности персонажей зачастую диаметрально противоположны, это и породит конфликты, конфликты же породят сюжеты. Сцены буквально начнут писать себя сами.
Темы — это центральные идеи, которые автор пытается передать зрителю.
Если представить историю в виде пути, то тема будет картой. Все решения, принимаемые вашими персонажами, должны быть движимы темами. Если вы точно знаете какую тему вы будете развивать, и если вы будете знать, что вы хотите сказать по поводу этой темы, то все это должно отражаться в персонажах и их действиях. Один сценарист из Индии однажды сказал мне: “Вы вынуждаете нас отказаться от креативности. Если мы будем знать слишком много — не будет никаких творческих открытий”.
Но если вы пишите сценарий для телесериала и отправляетесь в дебри, не имея при себе карты, не понимая в каком направлении двигаться — вы заблудитесь. Вам нужна идея, тема, нужно понимание — карта, в которую вы обернете любой из сюжетов.
Так что, если вдруг окажетесь перед продюсером, и нужно будет рассказать о своем проекте, не объясняя сюжета, попробуйте начать со слов:
“ Мой сериал/фильм о... + Ваши главные темы”.
Вот как я вижу главную тему сериала Во все тяжкие:
Это сериал о том, как жадность и власть могут развратить душу человека.
Ответьте на эти вопросы. Пусть это займет недели. Первые ответы, скорее всего, не будут самыми лучшими, так что озадачьте себя, как следует. Наша авторская комната называет это “Расколоть историю”, потому что мы всегда идем до конца в поисках лучших ответов.
Здесь надо обратить внимание вот на что:
2. Общий обзор
Нужно сделать небольшое вступление, которое бы состояло из:
а) Краткого синопсиса
Синопсис включает в себя ответы на вопросы:
· КТО эти герои и чего они хотят?
· ПОЧЕМУ сейчас и что произойдет, если они этого не получат?
· В ЧЕМ основной конфликт?
Вы обнаружите контуры вашего синопсиса в ответах на эти вопросы. Чувствуете, как одно наслаивается на другое?
Вот мое видение синопсиса сериала Во все тяжкие:
Во все тяжкие — это семейная драма о переживающем не лучшие времена преподавателе химии в старшей школе, которому приходится заняться варкой мета, чтобы обеспечить семью после того, как ему был диагностирован рак. Вооруженный своим интеллектом и лучшим метамфетамином на рынке, он перехитрит враждебных наркобаронов и отдел по борьбе с наркотиками, чтобы стать самым значимым и авторитетным драгдиллером в Нью-Мехико. Единственное что пугает его больше, чем перспектива быть убитым или попасть за решетку — это возможность того, что его беременная жена и сын подросток узнают о его темных делах. В сериале будут рассмотрены темы семьи, жадности и власти.
Первое предложение синопсиса содержит в себе те самые КТО, ЧТО и ПОЧЕМУ вашего сериала? Из них читающий сразу понимает, что за персонаж двинет эту историю вперед. Кроме того, заметьте, что жанр сериала обозначен в первой же строчке.
К сказанному можно добавить «криминальная семейная драма», но по-моему, ключевое здесь — семейная. Также в синопсисе есть основные конфликты (перехитрит враждебных наркобаронов и отдел по борьбе с наркотиками/беременная жена и сын подросток), риски (перспектива быть убитым или попасть за решетку, возможность того, что его беременная жена и сын подросток узнают о его темных делах) и темы (семьи, жадности и власти).
- Питчинг в лифте
Сделайте синопсис коротким. Боритесь с искушением напичкать синопсис лишней информацией. У нас есть такое выражение “Питчинг в лифте”. Представьте, что вы встретили меня в лифте. Вполне вероятно, больше никогда в жизни такого шанса вам не представится.
Вам нужно успеть рассказать самое важное, самое необходимое до того, как лифт окажется на нужном этаже. Если вы успели меня заинтересовать — вы выходите на моем этаже, на этаже Нетфликс, и мы продолжаем разговор. Здесь не должно быть ни предыстории, ни динамики персонажа. Только один абзац. Люди удивляются — только один? А что, если я пришел с сериалом Друзья? Не нужно рассматривать каждого персонажа в отдельности, вы можете написать группа друзей из Нью-Йорка проходят через любовь, дружбу и безработицу. И затем перейти к рискам и всему прочему.
Итак. Почему именно этот сериал:
· Что делает историю свежей?
· Подняты ли в ней горячие актуальные проблемы?
· Ваше сочинение? Или основано на интеллектуальной собственности?
· Расскажите нам побольше о темах.
3. Мир (сеттинг)
· Где находится ваш мир?
Выберете место, которое поможет раскрыть вашу историю. Не нужно помещать историю о приключениях арктического военно-морского флота в Африку. Локация должна стать еще одним персонажем. Думайте о том, какие трудности и задачи она может поставить перед героями, какие конфликты она может привнести в историю. Проведите исследования. Если вы никогда не были в месте о котором рассказываете, сначала соберите как можно больше информации.
· Время
Помните, что прошлое, будущее и фэнтези в фильмах связанны с большими затратами.
Ответ на вопрос “Когда” должен логически согласовываться с вашей историей, чтобы оправдать продюсирование такого киномира.
Если это стандартная история любви, то для чего помещать ее в футуристическое будущее с роботами? Если это история любви пары, которая обнаруживает, что они роботы, это оправдано. Если события происходят в прошлом — вносите историческую перспективу. Воссоздание историчности не может быть возложено на нескольких персонажей. Найдите конкретное историческое событие, которое запустит нарратив. Пара человек расхаживающие в кадре в попытках воссоздать 1920-е, при том, что в фильме нет ничего из 1920-ых, что можно было бы приплюсовать к упомянутой нами лавстори — нам это не подходит, слишком дорого. Создавайте мифологию мира, если ваш сериал — фэнтези или научная фантастика, — потратьте время на то, чтобы прописать законы, по которым существует эта вселенная, потому что эти законы раскроют конфликты и риски. Ведьмак — отличная иллюстрация того, как это работает.
· Профессия персонажа
То, чем ваш герой зарабатывает на жизнь, станет частью киномира.
Аутентичность = Погружению
Например, Ход Королевы. Кто мог знать, что шахматы могут быть столь драматичны? Но авторы провели необходимые исследования, наняли целую группу консультантов, чтобы добиться аутентичности, а значит и погружения.
- 4. Тон
- Задайте тон, как можно раньше. Кто-то спрашивает, зачем это нужно?
Для Нетфликс — это возможность разобраться, какое количество сериалов определенного типа нам нужно купить. Мы хотим быть хорошо информированными перед тем, как совершим все покупки.
Что значит задать тон?
· Ощущения и атмосфера, которые вы хотите передать аудитории
· Говорите о своих намерениях
· Темы (например, "от темного к светлому")
Темы обычно сами задают тон. Так, месть, обычно, темна. Но случается, что все переворачивается с ног на голову. Месть может предстать в виде черной комедии. Это может заинтересовать нас, только не делайте это через силу. Тон должен соответствовать писательскому голосу.
· Камера и Стиль съемки
Если вы режиссер-сценарист — не стесняйтесь описать стилистику съемки, это поможет нам приобщиться к нарративу. Но если вы не режиссер — не беспокойтесь, это не так важно.
· Референс
Приведите кино-, теле- или иллюстрационный референс.
Это, вероятно, самый простой и действенный совет, который я вам сегодня даю. Дайте нам отсылку. Зайдите в интернет и найдите интересные кадры из фильмов, или откуда-то еще, которые помогут прояснить тон картины.
Приведу примеры в разрезе “темное/светлое”:
— Сорвиголова: суровый, в тенях, чрезвычайно жестокий, слабое освещение, обилие экшена
— Сериал Дождь: апокалиптический, в зеленых тонах, пророческий, выживание
— Ты (You): насыщенные тона, сюрреалистичный, сексуальный. Откровенно говоря, просмотр этого сериала принес мне одни из самых странных и спутанных ощущений в моем опыте. Главный герой чокнутый, но нас вовлекают в его внутренний диалог, так чтобы мы увидели мир его глазами
— Во Все Тяжкие: черная комедия, жесткий, нео-вестерн, концептуальность цветовых схем. Синий, например, означает чистоту. Очевидно, самый чистый мет синего цвета, но и Скайлар в ранних сезонах, перед тем как стать соучастницей, носит много синих вещей. Зритель может и не заметить таких вещей, но для творца, как говорится, дьявол в деталях, верно?
- 5. Описание персонажей
Правильно расскажите о своих персонажах
Что мы под этим понимаем?
· Предыстория
· Черты
· Арки
Рекомендуем делать описания всех главных персонажей.
Мнение эксперта
Фиби Уолтер-Бридж (сценарист):
“Я не думаю, что задача состоит в том, чтобы заставить зрителя полюбить персонажа. Это скорее приглашение попробовать понять его. Нужно просто сделать это путешествие увлекательным, стОящим потраченного времени. Это самый обычный прием, но он человечен и позволяет персонажам набрать глубину.”
Это о чем я уже говорил — делайте персонажа интересным, а не привлекательным.
Мы провели опрос на тему того, что заставляет нас болеть за персонажа:
1) Зритель хочет знать откуда появился герой. Есть ли у него катализатор (конкретная искра, которая зажгла и направила персонажа).
Например, личная трагедия: детская травма, смерть близкого человека. Или же катализатором может выступить так называемый “призыв к действию”: исполнение предназначения, стремление к успеху и т.д. Катализатор должен быть понятен, близок или эмоционально заряжен.
2) Зрителю необходим некий моральный компас. Это код, свод правил, который персонаж себе задает и из которого следуют его действия. Моральный компас не должен быть черно-белым, в нем может быть много оттенков, это сделает персонажа интереснее. Мораль не обязана соответствовать моральным представлениям нашего мира, главнее, чтобы она соответствовала морали сеттинга.
3) Трансформация. Зрителю не нужны идеальные персонажи, он хочет их роста и изменений.
Трансформация может быть позитивной или негативной. Необходимо, чтобы трансформация была последовательна по отношению к моральному компасу.
Например, Этси из шоу Неортодоксальная.
Первое, что говорит нам Этси: “Я другая”.
Она выросла в еврейском ортодоксальном обществе, к которому — она это чувствует — она не принадлежит. Она лишняя в своем собственном комьюнити.
Катализатор: она беременеет, но ее муж просит о разводе, до того, как у нее появляется возможность рассказать ему об этом. Так у нее появляется цель — бежать в Берлин и найти новую жизнь. Риски велики: смерть, потеря свободы, денег, любви, идентичности. Я много думал, почему этот сериал срезонировал с людьми по всему миру. Я верю, что дело в том, что все мы знаем, что такое быть аутсайдерами. Ты ведешь детей в школу или садик и надеешься, что они найдут друзей, что не станут изгоями. Это очень близко людям, именно эти ощущения и олицетворяет Этси.
МОРАЛЬНЫЙ КОМПАС:
Сурвивалист (англ. survivalist, букв. выживальщик) с нравственностью. Сделает все, что от нее зависит, чтобы выжить. Но не ценой своей совести. Может вломиться в музыкальную школу, дабы найти убежище, но не будет никого убивать. Интересны ее взаимоотношения с религией, и то, как развивается эта арка. Сначала она лишь убегает, сериал очень темповый и насыщенный, он сразу вовлекает в историю. У нее за плечом сумка с вещами, она готова бежать, но видит снятый эрув. Позволяет разрешить во время шаббата некоторые действия, в частности переносить вещи, которые иначе, без эрува, были бы запрещены. Возвращается домой, чтобы выложить все кроме документов. Ей предстоит отправиться в неизвестность, но она оставляет даже телефон — настолько сильна ее связь с религией.
Перемены происходят благодаря конфликтам. Чем сильнее и грознее конфликт, тем лучше. Внешний конфликт, в случае Этси, включает в себя ее комьюнити, ее мужа и его брата, а также внешний мир. Эти три конфликта рождают сюжеты, которые подаются флэшбэками. Внутренний конфликт. Иногда герои становятся своими худшими врагами. Гордость, идеализм, любовь. В случае Этси — сомнения.
ТРАНСФОРМАЦИЯ
Как мы уже отметили:
внешний конфликт + внутренний конфликт = многослойный персонаж.
Долгое время в Голливуде говорили так: “Да это крепкий орешек в автобусе” или “Это крепкий орешек на лыжном курорте”. Таким был весь этот жанр. Так вот, мы посмотрели его, и знаете — он проходит проверку временем. Потому что у него отличная эмоциональная арка:
он коп, синий воротничок, который отправляется Лос-Анджелес, чтобы наладить отношения с женой, но делает только хуже, хочет извиниться, но тут все слетает с катушек. Теперь придется спасать ее, прежде чем извиниться. Это то, что им движет. Нам всем это близко и понятно. В конце фильма он прошел через ад: одежда изорвана, ботинок нет, ноги в битом стекле, он истекает кровью. Но с ним его жена. Это его трансформация.
В случае с Этси — внешней трансформацией является побег из Бруклина в Берлин, для того чтобы жить с матерью. Ее внутренняя трансформация — путь от человека без идентичности до обретения своего собственного голоса. Но не забывайте отражать внутренние перемены персонажа через их внешность. Этси излучает уверенность и идентичность. Небо и земля если сравнить с той прошлой Этси, которая была в начале пути. Одежда, прическа, осанка — все это может помочь.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Нам не нужна полная история их жизни. Только те части, которые помогут прояснить:
· Их потребности, желания и страхи
· Что мотивирует их
· Как они относятся к жизни
· Сделанные выборы, которые привели их в настоящий момент
ЧЕРТЫ
Хочу заострить свое внимание на чертах. Люди не предают нужного значения этому пункту. Они говорят: персонаж высокий, жизнерадостный, такой себе “стакан на половину полон” парень. Скажу вам вот что: как только дело касается персонажа — черты могут поднять ваш сторителлинг на новый уровень. Выбор правильных черт может стать ключом к отношениям между персонажами, их диалогам и ко всей истории.
Есть 3 вида черт:
· Моральные (ценности и убеждения)
Хороши тем, что в них можно отыскать эмоциональные арки (движение от честного к лживому, от сострадательного к бессердечному, от верного к предателю, от лидера к ведомому, от бескорыстного к жадному. И, конечно, в обратную сторону).
· Физические и эмоциональные
Помогают разрушать ожидания. У нас есть представление, что высокий, темноволосый красавец должен идти по жизни с уверенностью, но что, если это не так? Что если в нем очень много незащищенности. Это привлекает нас к размышлениям на тему того, а что же с ним не так? Что-то раскроется в его предыстории. Разрушайте ожидания с помощью физических и эмоциональных черт.
· Личностные
Личностные черты нужны, чтобы противопоставлять персонажей. Поместите в одну комнату дружелюбного, вечно радостного парня и пессимиста, чей стакан вечно на половину пуст, и они сдетонируют. Это сделает историю интереснее.
АРКИ
Нам очень важно понимать, насколько длинна ваша арка. Обычно Netflix больше привлекают длинные арки и арки, в которые сложнее “войти”.
Если мы возьмем ваш проект в разработку, то, конечно, впоследствии вы сможете подправить арки. Но, обычно, в хорошо написанном сценарии, арки остаются на своем месте, такими какими они и были изначально.
Динамика взаимоотношений
В случае Уолтера Уайта самыми важными являются его взаимоотношения с женой, сыном, Джесси и Хэнком. Его жена, например, прописана, как главная в семье — она доминирует. Они могли выбрать сотню других моделей взаимоотношений муж/жена, могли бы сделать из нее покладистую хозяюшку, но им необходим был этот акцент, чтобы рассказать историю сдавшегося, побитого жизнью парня.
Его сын-подросток постоянно бросает ему вызов, ставит под сомнение его мужественность. Например, претензии за отсутствие горячей воды, он зовет его трусом, когда Уолтер отказывается проходить химиотерапию. Практически тем же самым занимается Хэнк — тоже ставит под сомнение его мужественность. «Только настоящий мужчина знает, как обращаться с оружием», — говорит он Уолтеру. У всех этих персонажей одинаковая задача. Но есть еще Джесси. Их отношения начинаются со стадии Учитель/Ученик и постепенно переходят в стадию Отец/Сын. Забавно, что авторы хотели убить этого персонажа в первом сезоне. Но они сделали открытие — Джесси оказался моральным ориентиром всей истории, по которому можно было судить о том, насколько далеко заходит Уолтер, в то время, как Джесси все это время стоял на месте. Это одно из самых невероятных открытий в эпизодическом сторителлинге. Если у вас в сериале ансамбль персонажей — покажите, как они соперничают друг с другом. Что-то вроде динамики Офиса: кто с кем дружит, кто с кем конкурирует. Но будьте лаконичными, не вдавайтесь в подробности. У вас будет возможность сделать это на следующем этапе, если мы предложим сотрудничество.
- 6. Резюме сезона
Под резюме сезона обычно понимается пересказ пути персонажа от начала и до конца, используя ключевые эмоциональные места сюжета. Говоря профессиональным языком — широкие мазки. Мы предлагаем делать такое изложение для каждого главного персонажа. Если это сериал, наподобие Во Все Тяжкие, то можно остановиться на изложении одного сезона. Ведь мы, в основном, будем следить за одним персонажем. Просто вплетите несколько персонажей и их арок в его историю.
Если в сериале несколько персонажей с увесистыми историями, вы можете выводить их за пределы одного сезона, создавая для них отдельные линии изложения. Объем колеблется от страницы до полутора страниц.
Мое знакомство с кино началось с Крестного Отца. Мне было 6 лет, родители хотели посмотреть этот фильм, но не смогли найти няньку для нас с сестрой. Так что они надели на нас пижаму, посадили в фургончик Volkswagen, и поехали в автокинотеатр, в надежде, что мы уснем прямо там. Но шестилетний я не мог упустить возможность посмотреть фильм с рейтингом 18+, поэтому высунув голову из-под покрывала я наблюдал, как этот парень приходит на итальянскую свадьбу, на которой что только не происходит, как Джеймс Каан занимается сексом в туалете. Я был настолько увлечен, что уже не прятался. Помню, как отец повернулся, глянул на меня, и я был уверен, что он отправит меня спать, но он просто посмотрел на меня и повернулся обратно, давая мне этим добро на просмотр. Несмотря на то, что мне было всего 6, и я не понимал всех отсылок в силу возраста, я понял следующее — этот человек изменился. Потому что должен был, должен был ради своей семьи. Все его существование изменилось.
Внутренние и внешние перемены должны отражаться на экране. Это ведь визуальное повествование. К лучшему или худшему, но персонаж должен меняться.
Работая в NBC, ко мне попал сценарий сериала Клан Сопрано. Мой агент позвонил мне и сказал, что есть хороший сценарий про одного мафиози, и в этот сценарий вложено много сил. Я прочел его за выходные, закрыл и подумал, что никогда не читал ничего подобного. Мы обязаны купить его. В понедельник на собрании, как обычно, спрашивали, кто что прочел. Я взметнул вверх руку: “у меня кое-что интересное, это сериал Клан Сопрано, там один мафиози ходит к психотерапевту, а в семье все наперекосяк...”. “Что? Он мафиози?”. “Да, он гангстер, это же круто...”. Мне ответили: “Никто не захочет смотреть на гангстера по телевизору, он не вызовет симпатию”. Напоминаю, тогда я работал на широкое вещание, и это то, что нам говорили изо дня в день — нет, он недостаточно симпатичен для аудитории. NBC просто не могли купить это шоу. А HBO купили его, навсегда изменив курс, в котором двигалось телевидение самым непредсказуемым образом.
Если вы смотрите трехчасовой фильм в кино, приехав в кинотеатр и заплатив за него деньги, вы, скорее всего, будете досматривать его, даже если его оценка на всех онлайн-кинотеатрах равна 63. Совсем другое дело, если вы сидите дома перед телевизором, а кино отстойное или даже среднее — всегда можно переключить канал или пойти на улицу поиграть с мячом. Но все изменилось.
Когда появился Netflix все изменилось значительно сильнее. Теперь можно смотреть фильмы в любое удобное время. Можно даже посмотреть все эпизоды сериала за раз. Зрители обрели самостоятельность.
Возвращаясь к тому, что я сказал: если вы пишите что-то, что заставляет людей откладывать все дела, находить оправдания, чтобы посмотреть это дома, то, по-моему, это гораздо более знаково, чем просто снимать фильм для кинотеатра. Так что, если кто-то делает телешоу, которое смотрят, о котором говорят, то я отдаю ему должное. Я не умоляю заслуги киноделов, я знаю, как это сложно — делать кино. Но сложность создания эпизодического контента в том, что тебе приходится рассказывать историю на протяжении многих и многих часов, сезон за сезоном, в то время как средняя продолжительность фильма 1.5-2 часа. Как можно подпитывать историю так долго? Мне нравится цитата Тодда Кесслера, создавшего для нас сериал Родословная:
“Вместо того чтобы фокусироваться на отдельных эпизодах, подумайте о целом сезоне, как об многоуровневом трехактном сюжете”.
Посмотрите на эту схему:
Она создана для фильмов. Я уверен вы уже видели нечто подобное: завязка, кульминация, твист (сюжетный поворот), кризис, кульминация второго и третьего актов, внизу — эскалация, конфронтация, решение и тд. Но вот, что происходит если мы переносим ее на целый сезон.
Первые три эпизода — сет-ап, 4 и 5 эпизоды — эскалация, 6 и 7 —конфронтация, эпизод 8 — решение. Эта, казалось бы, простая вещь, позволит вам взять все в свои руки и понять, что и в какой серии подавать. Ну, и конечно у нас здесь добавляются: клифхэнгер в конце и тизер вначале.
Завязка (inciting incident) должна происходить настолько рано, насколько позволяет ваша история.
Аудитория хочет этого, хочет понимать через что придется пройти главным героям.
В каждом эпизоде напряжение должно падать и нарастать.
Теория трех “да”
По нашей статистике зритель тратит в среднем 10 минут на то, чтобы решить: смотреть ему дальше шоу или нет. Мне кажется 10 минут — это очень щедро, это выражение доверия нашей платформе. Если ваш тизер достаточно хорош — зритель досмотрит до завязки, которая (желательно) должна произойти в первые 20 минут. Вам нужно получить три “да” от зрителей, чтобы выстроить с ними долгосрочные отношения:
первое “да”, когда они решают посмотреть ваш сериал, второе — после того как видят завязку и третье — просмотр второго эпизода.
Все эти графики и схемы как будто не оставляют места творчеству. Но однажды я нашел, так называемый, “Сюжетный цикл” Бэна Хармона (Рик и Морти — его проект). Это открыло мне глаза на то, под каким углом нужно смотреть на сюжет. По сути, этот цикл является простой иллюстрацией движения персонажа и всего того, о чем писали Аристотель и другие древнегреческие философы по поводу создания сюжета.
1) ТЫ
Мы надеемся, что автор ассоциирует себя с протагонистом, поэтому используется местоимение — ТЫ.
2) Хочешь
Герой осознает, что ему что-то нужно.
3) Давай!
Входит в незнакомую ситуацию, меняется установленный порядок жизни.
4) Преодолевай
Герой адаптируется. Он в поиске новых целей и потребностей.
5) Найди
Герой получает то, что ему нужно.
6) Страдай
Герой платит за это очень высокую цену. К примеру, любящие могут наконец сойтись после преодоления многих препятствий, но одному из них приходится отправиться в Арктику и пр.
7) Восстанови
Герой приводит порядок в свою жизнь.
8) Изменись
Герой выходит из состояния страдания изменившимся, к лучшему или худшему.
Происходит возвращение в первую фазу, только это уже новый “ТЫ”.
От 1 и до 3 фазы — Старый порядок/АКТ 1
От 3 и до 7 — Хаос/АКТ 2
От 7 до 1 — Новый порядок/АКТ 3
Если вы подойдете к этому шаблону творчески — вы получите именно ту историю, которая нам и нужна, причем, не будучи заключены в жесткие рамки актов. Эта схема:
· Позволяет сюжету вытекать из эмоционального состояния героя
· Вынуждает героя постоянно действовать
· Фокусируется на базовых человеческих мотивациях, действиях и последствиях
Цикл сезона на примере
«ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ»
Фаза 1) Мы встречаем Уолтера Уайта во флешфорварде (это не начало истории). Иногда такой ход сразу прописывается в сценарии, иногда добавляется позже, когда приходит осознание, что начинать сериал с того, что главный герой встает с постели, завтракает, едет в школу, а потом в автомойку — не самая лучшая идея. Так что можно подрезать интересную сцену из “будущего”, а потом вернуться на три недели назад.
Но реальная история начинается с кровати, с его бессонницы, а за завтраком мы узнаем, что ему исполняется 50. Кризис среднего возраста. Потом становится ясно, что он — учитель, да еще какой! У него талант, но все впустую из-за учеников. Ко всему прочему, он работает на автомойке, чтобы свести концы с концами, и ему приходится мыть колеса ученику-мажору. И в конце дня жалкая секс-сцена. Все это представляет нам нашего персонажа в первые же 10 минут, мы уже точно знаем кто перед нами. Мы сочувствуем ему, он ведь выглядит, как хороший мужик, но жизнь все время пинает его.
Фаза 2) Уолтер узнает, что у него рак. Он не знает, что делать. Ему нужны деньги, причем срочно.
Фаза 3) В этот момент босс просит его сделать какое-то идиотское задание, и он говорит ему: “Да пошел ты”. Он уходит с работы. Все мы иногда мечтали об этом (сопереживание герою на пике!). Дальше Уолтер предлагает своему бывшему ученику варить и продавать мет.
Фаза 4) Он задается вопросом: как я буду справляться с наркоторговцами?
Это один и центральных конфликтов, помните? Я вообще считаю, что первые три эпизода очень убедительно разъясняют нам, что каждый из нас может сбиться со своего пути. Что должно произойти, чтобы человек никогда в жизни не нарушавший закона (учитель!), решился на убийство? Помните, герои вынуждены были запереть наркоторговца в подвале (это уже не было самозащитой). Совсем наоборот — им пришлось посмотреть жертве в лицо и совершить убийство. Уолтер проходит через долгие размышления, он даже составляет список "за" и "против". В нем есть один пункт: если отпустить его, он убьет семью Уолтера. И когда Уолтер доходит до этого пункта, то камера наезжает прямо на него… Помню, в этот момент я посмотрел на жену и подумал: черт, у него нет выбора. В этом вся соль сериала Во Все Тяжкие — герой делает ужасные вещи ради своей семьи, а ты прощаешь его.
В конце этой серии нам показывают флэшбэк, в котором юный Уолтер со своей будущей женой пытаются вычислить точный химический состав человека, но им не хватает доли процента, и тогда девушка говорит: “Может это и есть душа?”. И мы понимаем, что Уолтер только что потерял свою душу. Точка невозврата пройдена. Невероятный сторителлинг.
Семейный конфликт следующий — делать химеотерапию или нет. Уолтер химик, он точно знает, что его ждет если он решится на это, но его жена ждет ребенка и нужно, чтобы муж был рядом с ребенком, когда тот родится. Ему, предлагают деньги его богатые друзья, но он отказывается. Уолтер слишком горд. Помните, когда мы говорили о внутренних конфликтах, о том, что герой может оказаться своим самым главным врагом? Кто мог знать, но этот его внутренний конфликт, основанный на гордости, разыгрался в полную силу в финале сезона.
Конфликт с законом — это последний внешний конфликт, и он подается через Хэнка. Он становится еще более личным, когда оказывается, что убитый Уолтером наркоторговец был его информатором. И мы понимаем, что в какой-то момент Уолтер и Хэнк обязательно схлестнутся. Из-за того, что Хэнк даже за мужчину его не считает, он упускает его из виду, и все откладывается до последнего сезона. Здесь они дали нам понять: все, что между ними происходит, это долгая история. И авторы рассказали ее мастерски.
Фаза 5) Они находят то, что искали — успешно продают мет. Теперь есть деньги на химиотерапию.
Фаза 6) Денег с продажи мета на улице недостаточно. Так что он идет к безумному Туко, и страдание начинается с того, что Джесси попадает в больницу, а Туко ворует их наркотики.
Фаза 7) Уолтер возвращается за своими наркотиками. Он взрывает логово Туко с помощью особого взрывчатого кристалла, который сам сделал, тем самым убеждает Туко совершить сделку. Но, если Уолтер не сможет поставить нужное количество товара — он труп. Таким образом, риски остаются на должном уровне. Им приходиться выкрасть химикаты, чтобы сделать нужное количество наркотиков. Это нелегко, это отдельная история, но они справляются.
Фаза 8) Уолтер изменился. В том числе и физически. На нем ставшие знаменитыми очки и шляпа. Он теперь Хайзенберг. Не забывайте о ВИЗУАЛЬНОЙ МАНИФЕСТАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Сезон заканчивается клиффхэнгером — остается вопрос: придется ли им работать с этим безумным наркоторговцем? Интересно? Но узнаете об этом в следующем сезоне...
Подводя итог: от первой до восьмой фазы, от отсутствия денег до их наличия, от презрения до уважения, от бессилия до власти. Фазы 1,2,3 заключаются в пилотный эпизод, до отметки кульминация первого акта/ Фаза номер 4(преодолевай) в эпизоды 2,3,4 и кончается ровно в середине второго акта большим твистом/ Фазы поиска (5) и страдания (6) находятся во второй половине второго акта (5 и 6 эпизоды) и переходят в фазу восстановления (7), в которой происходят кульминации второго и третьего актов/ Далее в седьмом эпизоде происходит переход в 8 фазу).
Я советую вам делать емкие заметки на доске, буквально по одному предложению к каждой фазе. Начать с первой и последней. Например, Ты (герой в знакомой ему обстановке), Изменись (Желания + Потребности в этом сезоне), и только после этого соедините их в цепочку, заполнив все остальные фазы. Проделайте это для каждого из ваших героев, и у вас появятся ключевые эмоциональные точки сюжета, которые послужат контуром для сюжетных арок.
ПИЛОТ
Сто раз уже говорилось, что пилот — самый важный эпизод сериала. В нем нужно умудриться, не только, как можно быстрее завлечь зрителя, но и не потерять.
К концу пилотного эпизода зритель должен понимать:
— Кто такой главный герой
— Чего он хочет
— Его основной конфликт
— Динамику ключевых взаимоотношений
— Основные законы функционирования мира
— Жанр
Теперь давайте сделаем с пилотом то же самое, что мы делали для целого сезона. Это тот же самый цикл, только представленный в микро-размере:
1) Ты
Мужчина с кучей проблем и кризисом среднего возраста. Увлечен химией, но все его знания остаются невостребованными. Унижение на работе и отсутствие страсти в отношениях. Герой должен постоянно достигать мини-целей, чтобы дойти до основной. Запомните сцену равнодушного секса, где жена попутно покупает что-то в интернет аукционе.
2) Хочешь
Потребность та же: нужны деньги и нужно научиться жить.
3) Давай!
Уходит с работы, жизнь слишком коротка. Вынуждает бывшего ученика варить с ним мет.
4) Преодолевай.
Здесь начинаются отличия. Переломной становится сцена, в которой хулиганистый парень начинает задирать его сына. Семья не ждет от Уолтера ничего, но к их удивлению, он разбирается с ним. К концу сцены мы ясно видим — что-то происходит с Уолтером, он пробужден, искра жизни разгорелась в нем. Также преодолением является поиск способа безопасно варить и продавать мет. Его напарник — настоящая заноза. Он незрелый, глупый и Уолтеру не хочется работать с ним.
5) Найди
Но он все преодолевает. Первая партия мета готова. Джесси хвалит его, он пробует наркотик и говорит:”Мистер Уайт, вы настоящий художник”. Впервые на наших глазах Уолтеру отдают должное. Он нашел что-то, в чем он хорош.
6) Страдай
Прошлое Джесси настигает их. Наркоторговец требует научить его варить столь чистый мет, иначе грозит убить. Мы, конечно, предчувствуем, что он убьет их в любом случае.
7) Восстанови
Что же будет делать Уолтер?
Убьет плохих парней и тем самым восстановит порядок.
В этот момент нас возвращают в начальный флэшфорвард, мы слышим полицейские серены, Уолтер хочет покончить с собой, но по иронии судьбы — осечка, а затем становится ясно, что это были пожарные машины.
8) Меняйся
Уолтер получает материальную (внешнюю) потребность — деньги. Кроме этого, символически и образно нам показывают, что он возвращает и свою мужественность. Вместо жалкого и равнодушного секса мы получаем сцену, в которой он перехватывает контроль и занимается сексом в максимально доминантной позе.
Подводя итог, нас провели от первой до восьмой фазы: от отсутствия денег до их наличия, от выхолощенности до высокого либидо.
7. ВОЗМОЖНЫЕ ЭПИЗОДЫ
Этот этап представляет собой набор дополнительных вопросов, которые нужно задать:
· Какова главная цель героя на сезон (это уже известно из основных вопросов).
· Основываясь на том, что уже известно о персонаже:
1) Каковы его промежуточные цели на пути к успеху (чем больше — тем лучше).
2) Каковы возможные преграды на пути вашего персонажа к успеху (и снова, чем больше — тем лучше).
· Запишите, как можно больше идей, но оставьте для нас топ 10-из них.
· Используйте одно или два предложения, чтобы описать эти идеи.
Это полезная практика, потому что иногда мы просим подкинуть нам еще сюжетов, чтобы насытить сезон, а вы будете во всеоружии.
Пример:
Эпизод 1: Уолтер узнает, что у него рак и сходится с Джесси, чтобы варить мет.
Эпизод 2: Уолтер и Джесси должны выяснить, что делать с телами и впоследствии обнаружить, что один из убитых еще жив.
Эпизод 3: Уолтер должен решить — убить драгдиллера или отпустить и подвергнуть свою семью опасности.
Эпизод 4: Уолтер бросает варить мет. Джесси возвращается домой в надежде завязать, но берет на себя вину за найденный у младшего брата косяк и вновь оказывается выгнанным из дома.
Эпизод 5: Уолтер ссорится с семьей из-за химеотерапии. Он наконец соглашается, но страховка не покроет расходы.
Эпизод 6: Уолтеру не хватает денег. Он связывается с Туко, который крадет его наркотики и чуть не убивает Джесси.
Эпизод 7: Уолтер и Джесси должны украсть уйму химикатов, чтобы поставить оговоренное количество мета Туко. С этого момента Уолтер ведет дела с самым опасным наркоторговцем в Нью Мехико.
Каждый раз Уолтер, Уолтер, Уолтер... Что все это значит? Уолтер движет сюжет.
И что, спросите вы, это все?
Конечно, нет. Вам придется сесть и начать писать.
И отдавая должное всему процессу создания сериала и всем людям, задействованным в нем — это будет самая творческая стадия за все время работы этой киномашины.
Конечно, когда сценарий будет готов, он станет приглашением для огромного числа креативных людей внести свой творческий вклад. Придут актеры, которые произнесут реплики, звучавшие в вашей голове определенным образом, так как вы и представить себе не могли, и тем самым придадут им некие особые смыслы и интонации. Режиссер, наделенный собственным видением, вдохнет новые грани в вашу работу. Оператор отыщет невероятные ракурсы и кадры, которые вы никак не могли себе даже представить. В этом и есть красота того, чем мы занимаемся. Но начнется все с вас, с этого пустого листа.
Презентация
Мы перевели презентацию на русский язык, а также собрали основные моменты и схемы этого воркшопа в удобный файл, который вы можете скачать прямо сейчас. Укажите мэйл, на который вы хотите ее получить. Это бесплатно.
Итоги или Как продать сценарий Netflix:
1) Научиться писать сценарии. Сценарная запись, структура, сценарная зявка, тритмент, арки персонажей и т.д. Без этого никто не сможет в полной мере оценить потенциал вашей идеи. Мы поможем разобраться с этим и написать сценарий по всем стандартам киноиндустрии — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>
2) Подписаться на соцсети Netflix и отслеживать новости. Они периодически проводят конкурсы идей и питчинги. Вот, к примеру https://impaсt.net/netflix
3) Подать свой сценарий на конкурс или питчинг, защитить его, подписать договор. Или же постараться выйти на студию, ранее сотрудничавшую с Netflix, и вуаля! Ваш сценарий у Netflix.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
ilyatarcanu01@gmail.com
Ilya