С чего начать
учиться на
сценариста
С чего начать учиться на сценариста
Если еще каких-то 10 лет назад информации по сценарному мастерству и обучающих материалов и учебников было не очень много, а то что существовало редко переводилось на русский язык, то сейчас ситуация обратная.
Информации огромное количество, так же как курсов и мастер-классов. Это облегчило путь тем, кто решил заниматься самостоятельно, но в то же время новичкам стало сложно ориентироваться в пространстве.
Из-за избытка материалов начинающие сценаристы часто совершают много лишних движений, принимаясь за работу. В этой статье расскажем с чего стоит начать.

Поиск идеи
Когда приступаете к поиску идеи не начинайте с анализа того, насколько идея будет актуальна и востребована у студий и зрителей.
- Поройтесь в голове
Начинайте с поиска вокруг себя и выписывания всего, что есть у вас в голове. Фиксируйте на бумаге любую мысль, воспоминания, то чем с вами делились друзья и родственники и то, чем делились вы с ними. Любой материал сейчас важен. Вытаскивая из памяти значительные и не очень вещи вы разомнетесь и сможете нащупать что- то интересное.
- Вернитесь к списку идей на следующий день
Теперь подумайте, что из этого интересно вам самим, а что было бы интересно другим людям.
- Проанализируйте жанры кино
Поразмышляйте, в каком из них было бы интересно посмотреть вашу идею. Когда придумали жанр, примерьте и другие, противоположные, вдруг это усилит вашу идею и сделает ее только ярче.
Главное не зацикливаться на одном решении, потому что какого-то идеала не существует, только перебирая варианты, можно будет подобрать классную комбинацию идеи, жанра, ситуации, которые вместе образуют вашу историю.
- Поищите информацию извне
Если совсем ничего не приходит в голову, или единая история не складывается, чего-то не хватает, попробуйте почитать новости, посмотреть, что сейчас происходит в мире. Во-первых это может натолкнуть вас на какую-то идею, а во-вторых вы поймете, какая информация сейчас актуальна.
И помните, что у каждого из нас есть истории, опыт, что показать миру. Если вы хотите учиться на сценариста, главное - уделить время тому, чтобы эту историю найти.

Что закладывает идея
Начать учиться на сценариста - это как распутывать клубок, важно сразу постараться не запутаться и двигаться медленно и постепенно, чтобы потом не пришлось возвращаться назад.
После того как разобрались с тем, из чего ваша идея может состоять, надо понять, чем вы ее будете наполнять.
Отталкивайтесь от своего зрительского опыта, подумайте, что именно вам нравится, какие жанры и направления интересны, почему именно они.
Вам потом жить с этим проектом полгода, год или даже больше, поэтому важна ваша личная любовь и заинтересованность в том, про что вы собираетесь писать.
Идея и сценарий строятся вокруг главного героя и его действий.
- Главный герой
Главный герой - это тот кто двигает действие и преодолевает какую-либо проблему. Определите его или ансамбль персонажей в самом начале работы над сценарием.
- Конфликт
Он бывает внешним и внутренним. В Мимино, например, конфликт внутренний: у героя возникает внутренняя потребность перемен, это желание - его проблема. В фильме "Три билборда на границе Эббинга и Миссури" тоже внутренний конфликт: героиня недовольна тем как ведется расследование и ее чувства формируют проблему.
В фильме "Робинзон Крузо" внешний конфликт: герой терпит кораблекрушение и оказывается один на необитаемом острове, проблему создают внешние обстоятельства.
- Решение проблемы
Что предпримет главный герой чтобы решить свою проблему? Героиня фильма "Три билборда на границе Эббинга и Миссури" публично обращается к шерифу, Робинзон Крузо обустраивает свой быт на острове, Мимино пытается идти к мечте.
Зрителю интересно то, как именно герой будет решать ту или иную проблему и выходить из положения. Поэтому, развивая идею, подумайте, что может предпринять герой.
- Антагонист
Драматургия часто строится на борьбе маленького человека с большой проблемой - с антагонистом или антагонистическими силами. Следующий шаг, понять чему именно противостоит герой: природе, закону, конкретному человеку, сопернику и так далее.
За счет этого противостояния и формируется конфликт.

С конфликтом и его основными составляющими определились, осталось понять, ответ на какой вопрос будет искать зритель по ходу просмотра фильма и развития действия.
- Главный драматический вопрос
Главный драматический вопрос можно сформулировать так: сможет ли герой достичь цели и решить свою проблему?
Сможет ли Робинзон Крузо выбраться с острова ,а Мимино стать пилотом гражданской авиации и обрести счастье?
- Ставка героя
Ставка героя может быть разной, если в Робинзоне ставкой является сама жизнь, то в Мимино счастье героя, а в комедии она и вовсе может быть понижена: позор героя, если кто-то заметит дырку у него на носке.
- Локация
Последнее, что нужно продумать при анализе своей идеи - место действия. При этом, если оно не важно для развития конфликта, не стоит тратить время и творческую энергию на его описание, вернетесь к этому позже. Если же место важно, зафиксируйте основы мира, который создаете и особенности этой вселенной.
Приступая к работе
Есть вещи, которые здорово усвоить сразу, как только вы задумаетесь о том, чтобы пойти учиться на сценариста. Зарабатывать профессией в первую очередь вы сможете создавая коммерческие сценарии, а значит, востребованные. Поэтому учиться понимать как устроена индустрия, кто смотрит телевизор, ходит в кино или сидит в онлайн-кинотеатрах - важно.
Вот основные направления, которые стоит проанализировать.
- Целевая аудитория
Если вы не понимаете для кого и для чего садитесь писать сценарий, остановитесь и подумайте. Важно найти золотую середину между тем, что нравится лично вам и тем, что понравится другим.
- Телеканалы
Когда определились с аудиторией подумайте, какой канал она будет смотреть и как вам адаптировать вашу идею под этот телеканал. Например изменить возраст, пол героев или их цель. То же самое касается специфики той аудитории, которая ходит в кинотеатры в РФ.
Если об этом не задумаетесь сразу вы, об этом задумаются редакторы и продюсеры каналов, так что лучше самому провести исследование их аудитории, чтобы меньше пришлось работать потом.
- Референсы
Когда вы сформулировали идею, поищите, что из уже вышедшего на экранах и на ТВ есть, на каких каналах идет, какие у проектов рейтинги, сборы, востребованность и популярность. То же самое с жанрами, анализируйте что и кому сейчас интересно. Сборы в прокате, например, должны быть больше 300-400 миллионов рублей, чтобы проект можно было считать окупившимся и удачным, а рейтинги на ТВ можно посмотреть на сайте mediascope.net
Кстати, у нас есть библиотека сценариев >>>>>, наверняка вы найдете там что-то, что может стать точкой опоры для вашей дальнейшей работы.

В общем, начать учиться на сценариста стоит с изучения индустрии кино и поисков адаптации своих интересов под запросы кино. Когда вам станет ясна общая картина приступайте к поиску идеи, а потом ее написанию для ситуации под названием "современный кинематограф".
наши Ближайшие курсы
Вводный курс в сценарное мастерcтво онлайн
Бесплатный вводный курс
3-дневный тренинг для начинающих сценаристов - Я хочу стать сценаристом, что дальше?
3-месячный онлайн-курс сценаристов
Базовый курс сценаристов
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Флагманский курс в формате онлайн
Курс сценаристов комедии
Обучение сценаристов комедийных сериалов и полнометражных фильмов в течение трех месяцев
Лекционный курс, избавляющий от страхов и сомнений
Авторское право
Необходимый курс для начинающих сценаристов, режисеров и продюсеров, который защитит от многих проблем
Базовый курс режиссеров-фильммейкеров
Курс режиссер-фильммейкер
Практический курс для тех, кто хочет сам снимать свое кино, несмотря на отсутствие бюджета и ресурсов
Новая программа киношколы
Сценарная мастерская
Основательная программа для сценаристов с подробной проработкой каждого элемента сценарного мастерства
Популярные статьи в блоге

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
ООО "Снегири Медиа"
ИНН 7722858464
КПП 772401001
ОГРН 5147746209606
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь