Референсы сценария.
Что это и зачем
Референсы сценария.
Что это и зачем
Что такое референс сценария фильма или сериала?
Референс — это очень близкий пример фильма/сериала в целом или его составных элементов, например, сеттинга, арки героя, аттракциона и иных. Когда общая концепция, сюжет, персонажи, конфликты, аттракционы и место действия копируются полностью, это называется адаптация. Адаптация кинокартины с разрешения правообладателя является допустимым опытом в сфере киноиндустрии.
В Советском Союзе некоторые фильмы делались без лицензии, потому что в те времена еще не было такого опыта. Когда в 90-е телевидение переходило от советских форматов к российским, обнаружилось, что в России прежде не было индустрии ежедневных сериалов. Транслировались лишь различные телефильмы и фильмы.
Телевизионную сетку требовалось быстро заполнять актуальными форматами. Сначала представители отечественной киноиндустрии увидели, как это может работать и в каких объемах способно собирать аудиторию на примере зарубежных, бразильских и мексиканских сериалов. Постепенно мы начали что-то адаптировать, учиться, ошибаться и набираться опыта, затем постепенно вышли на неплохой уровень, хотя нам все еще есть к чему стремиться.
Референс — это не адаптация, а похожесть сюжета в чем-то. Определенный сюжет может и существовать, однако он исполнен совершенно по-другому. Например, сюжет Ромео и Джульетты, где описывается история двух влюбленных из двух семей, которые конфликтуют между собой, встречается очень часто. Причем не только в мелодрамах, но и в других проектах. При этом референсом Ромео и Джульетта могут быть всегда. Можно найти множество подобных сюжетов и опираться на них в своем сериале или фильме.
Зачем нужны референсы в заявке и презентации проекта?
В заявках и презентациях самое главное — дать хотя бы точку опоры, на которую можно опереться тем, кому вы рассказываете свою идею. Один и тот же сюжет можно рассказывать по-разному. Сколько фильмов существует на тему катастрофы в Чернобыле?
Например, фильм «Чернобыль» — немного остросюжетный фильм, близкий к боевику, экшен с «подводными трюками», где есть риск и максимальное напряжение. Здесь будут референсы про спецназовцев, которые проводили операцию под водой или что-то похожее. Сериал «Чернобыль» будет совсем о другом. Референсами в этом случае могут выступать детективные сериалы, потому что мы вместе с авторами пытаемся докопаться до истины. В сериале акцент, проект, сцены и проблемы героев совершенно иные.
Референс помогает донести то, что именно главное в вашей идее и как она будет работать на экране.
Он может быть как сюжетом, настроением, атмосферой, так и какими-то деталями. Например, один конфликт дочери и матери может быть похож на конфликт дочери и матери в другом проекте. Вы можете сказать: «Арка героя в моем фильме или сериале, как у Уолтера Уайта в сериале «Во все тяжкие». Сначала мы видим забитого неудачника, но постепенно он находит темную сторону себя. Через перипетии, события и развитие его истории он становится все хуже и хуже. Таких арок достаточно много. Например, референс арки, как у «Мажора» — не очень хорошего парня или девушки. Она оказывается в таких обстоятельствах, в которых постепенно становится «нормальным» человеком. Ваш референс должен в общих чертах показать, какая арка будет у вас.
Референс может проявляться и в тональности. Например, в сериале «Чернобыль» повествование более спокойное, в фильме же больше экшена. Это тоже имеет значение. Когда к нам пришли скандинавские детективы с серым небом, мрачностью и заторможенностью, начали появляться российские детективы такого плана. Детектив, как был, так и остался детективом, но его тональность изменилась.
Если вы задумали особенную тональность, то можете сослаться на какой-то проект. Один и тот же детектив, комедию или драму можно показать по-разному.
Зачем еще нужен референс?
Когда зритель любит триллеры, то, скорее всего, он уже посмотрел множество подобных картин. Если вы просто перескажете ему какой-то удачный пример, это будет скучно.
Автору лучше посмотреть несколько примеров, чтобы не повторяться и увидеть сильные и слабые стороны выбранного жанра, сюжета, конфликта или аттракциона. Это позволит понять, что является повторяющимся клише, а чего еще не было, чего авторы не использовали, чего вы не увидели за время просмотров. Бывает, что вы смотрите что-то похожее по сюжету, но вас это не напрягает. Это как раз тот случай, когда авторы хорошо поработали.
Как не сделать свой сценарий клишированным, используя референсы?
Если вы не ставите перед собой задачу скопировать, этого и не произойдет. Если вы опираетесь не на один референс, а на тенденции, жанры или истории какого-то типа, то полное копирование не случится.
Если вы возьмете известный сюжет и внесете небольшие косметические исправления, то это как раз будет повторением различных клише. Это путь в никуда. Нужно находить много референсов и работать с ними.
- Где и как подбирать референсы для работы над сценарием?
Сегодня подбор референсов очень упрощен благодаря разделу «Похожее» на таких сайтах, как «Кинопоиск», IMDb, онлайн-кинотеатрах, работающих по тем же алгоритмам, и пиратских сайтах, а также существующим подборкам похожих фильмов.
С актерами чуть сложнее. Если вы не смотрите российское кино, актеров подбирать очень сложно. Старайтесь смотреть все значимые российские премьеры, поскольку подбирать удачных актеров по фотографиям очень сложно.
Если вы делаете презентацию или заявку, обязательно используйте именно российских артистов. Отечественные артисты выглядят в кадре иначе, чем иностранные. То же касается и советских артистов. Не нужно приводить их в Dream Cast.
Существует такое понятие, как "Dream Cast", — это кастинг мечты, подбор идеальных актеров. Это то, что мы можем использовать в заявке и презентации, когда в описание персонажей ставим фото каких-то артистов.
Кино и сериалы эволюционировали: производство, восприятие проектов изменились. Для презентации своего проекта подбирать артистов нужно по проектам, которые выходили в последние 5-10 лет и выбирать артистов в актуальном возрасте.
Единственное допущение, где можно обозначать примерно, — это дети. Например, главный герой из «Хорошего мальчика» очень быстро повзрослел. Вы только посмотрели фильм и указываете его в Dream Cast. Пока пройдет 2-3 года, ему будет уже не 15, а 18. Это уже совершенно другой человек в кадре. По детям допустимо указывать типаж на момент его возраста. По взрослым надо подбирать актуальный возраст.
Если хотите посмотреть, как реализованы идеи в сценариях — мы собрали сценарии интересных российских и зарубежных работ в библиотеке сценариев >>>>, заглядывайте!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь