Пилот. Как начать
сценарий сериала
Пилот. Как начать
сценарий сериала
Почему тема актуальна?
Потому что именно сейчас очень высока активность онлайн-площадок. Они конкурируют друг с другом, пытаясь уже на старте собрать как можно больше аудитории, которая подпишется и будет оплачивать абонентскую плату.
Те площадки, которые показаны на экране, — это даже не полный список, ведь есть еще и Netflix, Megogo, Смотри и другие площадки. Телеканалы тоже активно сражаются за аудиторию, поскольку понимают: всё, что они сейчас делают, потом можно будет показывать и в онлайн-формате. Именно сейчас — активная золотая эра, рассвет онлайн-кинотеатров, поэтому всё время идёт поиск авторов и проектов. Ничего подобного не было последние 10 лет.
Не только онлайн-площадки являются заказчиками сериалов. И некими малыми силами можно снимать, создавать собственный контент — веб-сериалы, которые потом вполне могут стать интересны онлайн-площадкам. Тот же "Непосредственно Каха" стал полным метром в прокате, неожиданно сработав очень даже неплохо. Вряд ли его создатели думали, что они смогут столько заработать и собрать столь обширную аудиторию. В регионах сейчас тоже достаточно высокая активность в сфере веб-сериалов.
Итак. Давайте разбираться, что такое пилотная серия и в чём её особенности.
- Что такое пилот?
Пилот — это самая первая серия сериала, тестовая серия. Пилот изначально может быть эфирным, например, когда заказчик — канал либо онлайн-платформа уверены в качестве сценария, в режиссёре, в студии, которая занимается съемками, то бюджет может выделяться сразу, как на эфирную серию с расчётом, что она не будет пересниматься и в таком виде пойдёт в эфир.
А бывает так, что пилотная серия снимается на каких-то особых договорённостях с артистами.
Например, о том, что сейчас они снимаются бесплатно (те, кто может/кто хочет), но если проект будет подписан, то именно этих актёров пригласят на съемки полноценного проекта. Точно также договариваются с режиссёром, с оператором. Единственное — свет, звук и другие службы, конечно же, требуют оплаты. Также есть вероятность, что зайдут в декорации какого-то другого проекта просто для съемок пилота.
Если пилот не эфирный — артисты могут поменяться (проходят смотры у заказчиков, в самой студии). Некоторые заказчики и каналы проводят фокус-группы, социологические исследования среди разных групп зрителей, и смотрят, какие персонажи, артисты понравились, какие — нет. Ситуации с заменами — норма, но не в эфирной версии сериала.
Что происходит в пилоте?
Именно в пилоте происходит завязка всего сериала.
По сути, пилот имеет ту же структуру истории: экспозиция, завязка, все поворотные пункты, кульминация. Если смотреть на весь сезон, как на отдельную историю, то первая пилотная серия — это и есть самая первая часть, где заложена экспозиция.
За время пилота мы должны увидеть:
сеттинг (мир произведения— где и когда происходят события). Это могут быть наши дни где-нибудь на окраине города 100-тысячника. Это может быть Питер, Сочи. Это может быть космическая станция — да что угодно. Самое главное — мы должны понять, где и когда мы находимся (сегодня/вчера/в будущем/много лет назад).
правила мира и истории. Если это коллектив/сообщество — мы должны понять, кто какую роль занимает, по крайней мере, из тех героев, которые активно действуют и создают друг другу проблемы, которые вступают в конфликты. Но не стоит уже в пилоте заявлять весь мир.
главных героев. Если есть ярко выраженный главный герой, то мы должны узнать о нём ключевые сведения.
главный выбор, перед которым становится герой.
У героя возникает проблема. Как именно он будет решать эту проблему? Его первый выбор — это само принятие решение начать решать эту проблему. Ведь если герой сдаётся, то история заканчивается, наблюдать не за чем. Вполне может быть несколько ключевых выборов в истории. Каждый главный выбор — это точка невозврата, когда назад пути нет.
главный конфликт (кто кому или чему противостоит). Речь идет именно о ключевом конфликте, за которым мы будем наблюдать в течение, как минимум, всего сезона. Раньше бывало, что главный конфликт мог возникнуть только в конце пилотной серии, а в самой пилотной серии была заложена долгая экспозиция, но сейчас таких сериалов практически не осталось. Ведь подобные ходы прощаются только очень-очень большим уважаемым мастерам.
Уже в пилотной серии важно задать франшизу. Франшиза, по сути, есть всё то, о чём было сказано в предыдущих пунктах. Но тем не менее франшиза — это понимание того, что зрители будут видеть из серии в серию, то есть какого типа и формата будут последующие серии.
Примеры:
В "Докторе Хаусе"(вертикальный сериал) каждую серию появляется новый больной, врачи расследуют причину его болезни для того, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Из серии в серию мы видим историю этого формата.
Если рассмотреть горизонтальный сериал (вроде «Во все тяжкие»), где нет такого точного повторения франшизы, мы видим, как в каждой серии Уолтер Уайт преодолевает внутренние барьеры и находит свою тёмную сторону, либо он решает внешние проблемы на пути к своему могуществу в криминальном мире.
В пилоте важно задать только самое важное для того, чтобы заинтересовать зрителя в просмотре следующих серий.
Обязательно подвесить главный драматический вопрос. Что это значит? У зрителя должен возникнуть вопрос, ответ на который он будет ждать в течение сериала, если сериал горизонтальный. Если же сериал вертикальный, то этот вопрос зачастую немного размыт, но он всё равно присутствует.
В том же "Докторе Хаусе" всё равно транслируется неявный вопрос: обнаружат ли его наркотическую зависимость или то, что он ворует лекарства, сможет ли он продолжить делать то, что он делает. Этот вопрос всё равно существует, но в вертикальных сериалах в каждой серии он свой, хотя тоже можно периодически (раз в несколько серий) поддерживать горизонтальный вопрос.
Формат и концепция сериала
Как выбрать формат и концепцию сериала?
Мы уже проговорили, что сериал может быть горизонтальным или вертикальным. Однако нужно оценить еще и идею.
Если сериал строится вокруг ключевых локаций (офис/аптека/супермаркет/отделение полиции/больница), в которых есть коллектив/семья, то он, скорее всего, будет вертикальным.
Если сериал о том, как у главного героя возникает проблема и он её решает, чаще всего это — горизонтальный сериал. Могут быть и исключения.
Нельзя сказать, что если присутствует коллектив, то перед нами именно вертикальный сериал, а если герой — одиночка, то сериал всегда будет горизонтальным. Тем не менее, подобные закономерности и тенденции прослеживаются.
Какой у вас жанр?
Лучше сразу определитесь: у вашего проекта чистый жанр либо присутствует пересечение жанров?
Всё зависит от того, для кого вы пишете: если для конкретного канала — в обязательном порядке стоит посмотреть склонности канала к определенным жанрам, если для онлайн-платформы — смотрите, какие там есть жанры либо пересечение жанров. Читаете интервью представителей кинотеатров/каналов. Они периодически сообщают, что ищут, это можно отследить по конкурсам, которые ими проводятся.
Как сделать пилот интересным и при этом не перегрузить информацией?
Первое, что нужно задать в пилотной серии, — это экспозиция. Экспозиция — это когда мы показываем мир, героев, как они живут, чем занимаются, что любят. В сериалах с экспозицией работать нужно очень аккуратно, даже ювелирно. Многие авторы сериалов стараются сделать так, чтобы завязка происходила в 1-2, максимум в 3-4 сцене. Тот же "Breaking Bad" начинается постепенно: утро, главного героя (Мистера Уайта) поздравляют с днём рождения, мы видим, что он — бедный, замученный жизнью учитель и т. д. Но перед этим зрителю всё же показали флэшфорвард, в котором мы увидели, что герой за рулём фургона едет в одних трусах, в противогазе, в фургоне лежат тела… Мистер Уайт останавливается, слышит сирены, записывает предсмертное видеообращение к семье. В этой сцене мы понимаем, что дальше наверняка произойдёт что-то очень интересное, и лишь потом мы видим обычного семьянина, у которого очень бытовые, обыденные проблемы, изначально совсем непонятно, как он придёт к той ситуации, что мы видели в первых сценах. В этом и вопрос.
Всегда старайтесь сделать завязку как можно быстрее. Нужно стараться увлечь зрителя своей историей с самого начала. Раньше, когда у нас было только телевидение, сценаристам часто говорилось, что зритель — это тиран с пультом в руках, которому если что-то не нравится в течение пары первых экранных минут — он нажимает на кнопочку пульта и переключает на другой канал. Соответственно, если экспозиция будет затянутой, если на экране долго не будет ничего происходить — у зрителя будет высокий соблазн нажать пресловутую кнопочку. Поэтому его лучше сразу увлечь, показать, какая возникнет проблема, как герой будет пытаться её решить, и потом уже постепенно рассказать о самом герое.
Важно сделать акцент именно на главном герое или на главных героях, если их несколько, нужно показать тех, кто действует. Часто можно увидеть ошибку начинающих авторов в том, что они пытаются заселить как можно больше разных персонажей в свою историю в надежде, что чем больше героев, тем интереснее:
"Вот у меня есть и такая идея, и вот такая. Вот этот герой смешно разговаривает, а этот герой ещё…". Задумайтесь. Возможно, такие персонажи вообще не нужны вашей истории?
Кто-то думает: "Я хочу, чтобы этот герой тянул на себе второй сезон, поэтому нужно уже в пилоте его заявить". Не стоит думать про третью серию, про второй сезон или что будет дальше. Если у вас получился неинтересный пилот, если вы перегрузили его информацией, никто не узнает, что вы запланировали на второй сезон. Никто не узнает, насколько у вас интересные герои, как интересно они потом по вашему плану раскроются.
Особенность пилота в том, что нужно сделать интересно здесь и сейчас.
Периодически в пилотах персонажи ведут себя отвязно и совершают поступки, которые потом в течение сезона они больше не повторяют. Почему? Потому что авторы очень уж стараются чем-то привлечь и зацепить зрителя. Только со временем они понимают, что подобные крайности были не нужны, но на всякий случай эти моменты были показаны. Отслеживайте, в своих сценариях, не пытаетесь ли вы сделать что-то, чтобы просто было поярче. Возможно, это не нужно. В пилоте всегда действует принцип "здесь и сейчас".
О главном герое мы должны знать только самое главное. Тех, кто на фоне — мы показываем по-минимуму. Если они не влияют на историю, не помогают раскрыть героя, если они не нужны здесь и сейчас — мы стараемся не вводить.
О главном герое мы должны знать: зачем он действует, куда он хочет прийти, почему он хочет это сделать, какая у него цель, какая у него мотивация.
Важно!
Мы не должны рассказывать всю биографию и родословную героя. В этом нет никакого смысла. Кто-то продумывает, какой университет он закончил, в какую школу, хотя это никак не работает в истории. Конечно, на этапе пилота автор знает о герое гораздо больше, чем те, кто его читает, и потом те, кто его будут смотреть. Тем не менее, всё это не нужно вываливать сразу же в пилоте, в сценарии, пытаясь показать, какой объём работы вы проделали при подготовке. Особенно это касается экспозиции. Естественно, после завязки можно копнуть глубже во внутренний мир главного героя, но до завязки мы стараемся избегать подобных моментов и быстрее перейти к действию, ведь выбор контента у зрителя очень большой.
Сколько может быть сюжетных
линий и как их пересекать?
Всё зависит от истории, от количества главных героев. Может быть один главный герой, может быть шесть или десять главных героев.
Если вы начинающий автор — не стоит увлекаться большим количеством героев и сюжетных линий. Есть большие мастера, которые какими-то мазками, штрихами могут показать героев, и у них будет понятно, что, как и зачем… Но подобное умение — признак мастерства.
Пилоты вообще склонны к одной сюжетной линии, потому что в ней нужно завить героя, показать, как всё работает, и, может быть, показать главный конфликт.
В "Ходе королевы" есть основная линия и линия из прошлого. Основная линия рассказывается классическим способом, постепенно: начало, середина, концовка. А моменты из прошлого (флешбэки), что произошли перед аварией, мы видим уже нелинейно, то есть отдельными сценами. Эта линия будет продолжаться в течение всего сезона, то есть нам необязательно знать всё сразу. Это не главный драматический вопрос, но один из вопросов, которые идут на протяжении всего сериала: "Почему такое решение приняла мать этой девочки? Что там произошло с ДТП?" В "Ходе королевы" работают две линии.
- Линия — это проблема.
Есть герой (либо группа героев) и есть проблема, которую они решают в течение серии, то есть имеется конкретная проблема, которую не решить звонком, взяткой или чем-то ещё. По крайней мере, даже если можно сделать звонок — его не получается сделать в течение серии.
Нужно не просто гнаться за статистикой и математикой: "Сколько у меня будет линий? Сколько героев?". Важно, чтобы зрители вовлеклись в историю.
В сериале "You" герой не располагает к тому, чтобы мы ему сопереживали. То, что он делает… Пусть нам это не нравится, мы бы не хотели столкнуться с чем-то подобным в своей жизни, но ведь нам любопытно за этим наблюдать? Герой сам по себе интересен. Для большинства из нас его поступки неприемлемы и неприятны, и тем не менее у него есть положительные моменты для нас, как для зрителей: и хорошие поступки, и способности мыслить, делать умозаключения. Нам становится любопытно, к чему всё это приведёт. Как декларирует сам герой, он делает это всё из лучших побуждений. Прав он или нет? Он считает, что прав. Мы, как зрители, можем в этом сомневаться.
Герой необязательно цепляет тем, что мы должны начать ему сопереживать: "Вот бы у него всё получилось. Хоть бы он победил/кого-то встретил/женился". Нет. Нам может быть любопытно наблюдать за героем, у которого есть некая подмена ценностей, в чём-то он явно заблуждается, но нам всё равно интересно, что из этого выйдет, потому что мы понимаем и боимся, что и сами с этим можем столкнуться. Нам любопытно понаблюдать за этим в "безопасном" состоянии, когда мы просто смотрим за этим на экране. Помните: чем больше героев, тем сложнее их заявлять, тем тоньше их нужно заявлять. Тем понятнее и убедительнее должны быть те инструменты, которые вы сценарно используете.
Как заложить фундамент для всего сезона?
Есть такое понятие, как "трамплин". Это понятие пришло к нам из-за рубежа. Это некая ситуация, проблема, обстоятельства или конфликты, которые могут стать последовательностью истории.
Есть главная проблема: например, с помощью наркотиков Уолтер Уайт собирается зарабатывать деньги. Он решил оставить значительную сумму своей семье на образование, на существование, на медицинские страховки и так далее. Это основная линия — наркомир и всё с этим связанное.
Что такое трамплины?
Это источники для дополнительных историй. Например, трамплином является то, что родственник мистера Уайта, Хэнк работает в полиции и занимается тем, что ловит тех, кто занимается наркотиками. Это трамплин.
Пока мы это просто увидели, получили информацию. Кажется, что в пилоте это не работает, хотя, на самом деле, ЭТО УЖЕ СРАБОТАЛО. С помощью Хэнка герой узнал, что таким образом можно заработать очень много денег. Мы понимаем, что из этого могут возникать новые и новые поводы для продолжения и развития истории.
Трамплином можно считать и то, что мистер Уайт ворует из своей школы колбы, препараты. Мы понимаем, что в какой-то момент в школе могут обнаружить пропажу колб, и он тоже окажется в опасности, его могут раскрыть. На самом деле, даже незнание его семьи того, что он всем этим занимается, — это тоже трамплин. Это сразу становится источником для развития истории. Каким-то образом герой должен скрывать: куда, зачем он уезжает, откуда у него появляются деньги, ссадины и т.д.
Когда кроме главной проблемы, основной сюжетной линии, у вас ещё заданы сразу несколько трамплинов, вытекающих из главной линии — и вам, и продюсерам будет понятно, над чем можно еще работать в сезоне. Поэтому нужно не забывать закладывать трамплины.
Нужно ли расписывать весь сезон?
Если из пилота уже понятно, в чём могут быть поводы для истории, основные проблемы героев — достаточно обозначить их в синопсисе. Так бывает, что пилот вроде бы интересный, но история заканчивается, и дальше непонятно, чем ее можно продолжить. Это значит, что трамплины не были расставлены. Во второй серии нужно заново изобретать всю историю и перезапускать формат.
- Нужна ли библия на этапе пилота?
Часто можно увидеть ситуацию, когда автор расписывает бесконечное количество прилагательных про героя: хороший, добрый, где учился, какой цвет любит, какие марки автомобилей предпочитает. Всё это вам не нужно. В принципе, вы можете пофантазировать, представить своего героя, но не стоит всё это выносить в заявку, в описании проекта. Оптимально — чтобы характер вашего героя считывался уже в заявке, чтобы мы понимали, что за герой перед нами, как он действует, что нам в нём интересно. Если для этого не нужно описание его биографии, тем лучше.
Библия оправдана только тогда, когда из пилота не до конца понятно, что дальше будет делать герой. Тогда можно задать дополнительные описания. Но часто не нужно даже этого.
Проще написать краткий синопсис сезона, из которого всё станет ясно. Как автор вы имеете полное право чего-то не знать о своём герое, особенно о герое сериала.
Абсолютно нормально, когда авторы в процессе работы с героями, могут узнать что-то очень важное из предыстории только во втором сезоне, и даже осознать некую новую мотивацию для героя, вернуться и объяснить зрителю, что он видел на самом деле. Бывает и так, поэтому не увлекайтесь расписываниями. Не забываем, что сценарий — это не просто "я нафантазировал все, что захотел". Это очень конкретные инструкции для съёмки: сценарий — документ, и он нужен для того, чтобы этот документ мог прочитать режиссёр, артисты и все службы, которые занимаются производством. Все они должны понять эти инструкции одинаково. Не должно быть невнятных путанных объяснений, которые можно интерпретировать по-разному. В сценарии пишем только всё по делу. Если же мы начинаем расписывать библию персонажей — ее мы тоже пишем только по делу.
Не пишем: "Хороший герой" или "Злопамятный".
Лучше описать конкретную ситуацию, характеризующую персонажа.
Например, при поступлении на работу героя кто-то подставил перед начальником, и он хочет отомстить или уже отомстил, сделав что-то конкретное. Вот это будет намного ценнее, чем просто ничего незначащее прилагательное. Поэтому, если и берётесь писать библию — давайте описания конкретно.
В сериале "You" написать про героя "добрый" — это ничего не сказать. А вот если написать, что он опекает соседского мальчика, родители которого всё время то занимаются сексом, то дерутся, то ругаются, то могут его избить, — это всё сразу конкретизирует героя, и мы понимаем, что именно мы, и зрители, и актеры, редакторы, режиссеры увидим сначала в сценарии, а затем в кадре.
Что такое "хороший" в кадре? Непонятно.
Если есть конкретное действие героя, конкретная сцена — тут же отпадают все вопросы. Все производственные службы смогут одинаково увидеть историю и никому не придется ничего домысливать. Поэтому ни в коем случае не увлекаемся прилагательными в своих заявках и презентациях. Только те самые трамплины, конфликты, проблемы и обстоятельства, что становятся источниками для истории. В заявке важны именно они.
Клиффхэнгеры и крючки
Давайте поговорим про крючок.
Часто можно встретить заблуждение:
для того, чтобы зрителю было интересно смотреть дальше — финальную сцену сериала нужно оборвать на чем-то интересном.
Например, герой или героиня входит в комнату, видит нечто, говорит что-то вроде: "Ах!" И всё. Сцена обрывается. Титры.
Либо герой что-то увидел; либо мы что-то увидели, а герой это не увидел, и сцена тоже обрывается; либо возникает вопрос; либо герой начинает говорить: "Сейчас я тебе расскажу, кто на самом деле отец ребёнка…". И снова — титры. Всё это мексиканские крючки, и это на самом деле, не очень круто. Конечно, так может быть, если это некий стёб или совсем ничего не придумалось. Лучше так, чем никак. Но иногда даже лучше никак, чем так.
Клиффхэ́нгер ( англ. cliffhanger или cliffhangerending) — художественный приём в создании сюжетной линии, в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.
Например, в течение сезона герой решал проблему с автомобилем. Для ремонта машины ему была нужна дорогая или редкая деталь. Он ее находит, но в конце оказывается, что для того, чтобы установить ее, нужно обратиться к конкретному механику, с которым у него давний конфликт. Это крючок. Герой очень долго решал проблему по поиску чего-то, а когда нашёл, история вроде бы закончилась, но оказалось, что теперь ему нужно решать ещё более сложную проблему. Это очень общий пример. Суть в том, что герой всю серию решал проблему, а когда вроде бы нашёл решение, обнаружилось, что теперь ему нужно совершать ещё что-то более глобальное. В любом случае, драматургия всегда про то, что проблемы героев всё время нарастают. У героя всё больше и больше проблем, ему всё сложнее, ставки всё выше. При этом важно не спешить, потому что можно сразу же выложить все возможные варианты и выдохнуться к 4-5 серии. Повышаем ставки, но постепенно, с умом.
Мастерски выполненный крючок — не явный.
Тот же мистер Уайт из «Во все тяжкие». Пилот и конкретная история заканчивается сексом с женой, но мы прекрасно понимаем, что нам интересно, что будет происходить дальше… «Ружья на стенах по-чеховски развешены» и точно когда-нибудь потом выстрелят. Трамплины заложены.
Мы понимаем, насколько много усилий мистеру Уайту пришлось приложить, чтобы избавиться от первой проблемы (от человека, который пришёл его убивать, и которого он потом отравил и вывез в доме на колёсах). Насколько всё это было сложно и неподъёмно для героя, да и Джейси — не лучший вариант партнёра... Но мы также понимаем, что назад пути нет, что герой будет увязать во всем этом дальше, дальше, дальше.
Вроде бы серия закончилась, но нам ведь интересно, что будет дальше?
- Итоги:
Пилотная серия — это самая сложная серия в сезоне. В ней не просто нужно суметь рассказать историю, а нужно заложить все необходимые механизмы, чтобы зрители поняли: как, с кем и где всё будет происходить. При этом нужно проработать не только основной конфликт, но и заложить трамплины. Ведь, когда ваш сериал попадёт на стол редактора или продюсера, его будут оценивать не только по пилоту. Будет недостаточно того, что пилот хорош и интересен. Важно будет понимать, что дальше, каков потенциал продолжения истории, будет ли интересно смотреть его из серии в серию.
Из онлайн-платформ сейчас отходит формат длинных/бесконечных сериалов. В них уже нет смысла. Этот формат очень хорошо подходит телевидению (когда в одно и то же время вечером ты включаешь хорошо знакомую историю и смотришь фоном). Это норма. Поскольку сейчас контента довольно много, люди более осознанно подходят к выбору, и не будут слишком долго смотреть подряд сериал, потому что появляются новые интересные проекты. Сейчас на первый план выходят проекты в стиле "Чернобыль", "Ход королевы", которые имеют финал в самом сериале (то есть история конечная, она может длиться 6,10,12 серий). Дальше продолжение не подразумевается. В советское время это был телефильм, который мог состоять из двух или четырёх серий. Сейчас сериалы становятся телефильмами, разрезанными на определенное количество серий — на 6 или на 8. Важно, чтобы вашей истории хватало хотя бы на этот хронометраж. Если же у вас проект телевизионный или, это комедия — может быть 20-40 серий.
Опять же, нет универсальных правил для всех, как и нет какого-то конкретного направления, куда всем срочно нужно отправиться, поэтому корректируйте все полученные знания под себя.
Хотите написать пилот собственного сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь