Открывающая
сцена в сценарии
ОТКРЫВАЮЩАЯ СЦЕНА в сценарии
Очевидно, что открывающая сцена – это начальная сцена фильма. Но когда дело доходит до деталей, все становится чуть сложнее. В этой статье мы охватили основные аспекты понятия “открывающая сцена”, чтобы составить о ней наиболее полное представление.
Для начала давайте рассмотрим определение “сцена” в целом, а потом уже перейдем к “открывающей сцене”. Итак:
Сцена – это часть фильма, объединенная временем, местом и действием.
В качестве примера давайте представим сцену полета в космос.
Начинается все с космонавта в скафандре, сидящего в ракете. Затем звездный корабль стартует и летит вокруг Земли, локация при этом меняется. Сначала мы видим космодром, затем межпланетное пространство; все описываемые события могут быть включены в одну сцену.
Подытожим: Мы увидели сам взлёт – стали свидетелями единства действия и времени. Место складывается из взлётной площадки, того, что показано внутри ракеты и полета по орбите Земли. По большому счету, все это необходимо для погружения в сеттинг – вселенную мира. Больше о сценарии пилотной серии >>>>>
Что же касается открывающей сцены, то ее можно охарактеризовать так:
Открывающая сцена – это самая первая сцена в сценарии, по которой будут складываться первые впечатления у редакторов, продюсеров и зрителей, а сначала у тех, кто будет читать сценарий.
В чем отличие открывающей сцены от обычной
Открывающая сцена отличается от других постановкой задачи. Специфика начальных кадров нацелена на демонстрацию, которая создает нужное настроение. К тому же, открывающая сцена задает жанр и тональность всему фильму.
Несмотря на то, что значение открывающей сцены велико, переоценивать ее не стоит, так как в некоторых фильмах она представляет собой панораму места или спокойно идущего куда-то героя. В такой ситуации зритель получает информацию только в процессе развития истории, но в итоге фильм все равно может стать успешным. Это значит, что открывающая сцена – далеко не панацея от плохого фильма. Все зависит от замысла, тематики, жанра, избранных художественных средств. Начинайте проработку сценария с поэпизодника и битшита. Больше о том, что такое битшит и как его делать, в материале каждый сценарий заслуживает хороших битов >>>>>
В большинстве сериалов и фильмов на телевидении завязку вводят в первую же сцену. Дополнительные же сведения о персонажах и сеттинге добавляют позже. Это называется “отложенной экспозицией“.
Отложенная экспозиция – метод, когда открывающая сцена начинается с завязки, а не с экспозиции. Такой метод не оказывает негативного влияния на общее впечатление от картины.
С чего начать сценарий фильма или сериала?
Сценарное мастерство – это творческое ремесло, поэтому общих правил в нем нет. Зато есть набор инструментов и элементов сюжета, помогающих рассказывать историю понятным для зрителя языком. Для одного произведения будут уместны одни сценарные инструменты, для другого – иные, а иногда понадобится их синтез. В этом плане сценариста можно сравнить с музыкантом: он использует инструменты словно ноты в необходимой последовательности.
Начинать сценарий фильма или сериала нужно с открывающей сцены. И первое из инструментов, который мы можем применить в экспозиции: обеспечить погружение.
- Метод №1 погружение
Данный метод широко используется в искусстве. Погружение может производиться в разных направлениях:
1. в определенную эпоху;
2. в какое-либо время;
3. в локации, сеттинг;
4. в тему.
1.Если действие происходит в XVII веке, то мы сразу можем показать замок или сражение, тем самым погружая присутствующих в соответствующую эпоху.
2.Когда мы говорим о погружении во времени, то должны учитывать нюансы.
Пример: история о клинике и лечении пациентов. Представим, что в сельской больнице без элементарных условий и невозможностью транспортировки больного до медцентра доктор пытается спасти жизнь человеку. В этом случае фильм можно начать с кадров операции, когда хирург использует в качестве инструментов то, что есть под рукой.
А вот та же самая операция в современном медицинском центре будет выглядеть иначе. Значит, и погружение будет иным: вот клиента на входе встречает швейцар, на ресепшене – регистратор и так далее.
3.В разные локации, сеттинги нельзя заходить одинаково. Необязательно погружаться в сеттинг полностью – иногда достаточно сосредоточиться на отдельном случае. Показывая криминальных личностей, с ножом отбирающих у героя кошелек, мы погружаем зрителей в конкретную ситуацию. Сразу понятно, о чем история и что может быть дальше.
4.При погружении в тему часто используют интро, когда звучит голос за кадром, а на экране идет действие. Яркий пример: заставка к художественной киноленте «Ирония судьбы, или С легким паром!», где под музыку ходят анимированные домики, а автор рассказывает о типовых улицах, корпусах. В данном случае погружение в тему начинается уже с титров. Хотя этот метод многими в киноиндустрии считается устаревшим.
- Метод № 2 Интрига
Интрига в открывающей сцене – во многом выигрышный вариант. При этом, интрига должна быть согласована с жанром.
Комедийный вариант: инспектор тормозит автомобиль, водитель подает документы; и вдруг полицейский спрашивает: «Подожди. А можно я на твоей машине проеду?»
Или возникает нестандартная ситуация: мчится машина, за рулём – подросток, а рядом – его рожающая мать.
- Метод № 3 Зрелище
Один из часто используемых сценаристами способов начать повествование – зрелище.
Отрицательный пример: несущийся фургон, полураздетый человек в противогазе выпрыгивает из него на ходу, а кругом – мертвые тела.
Нежелательно включать в начало повествования невероятное событие, которое впоследствии оказывается сном, – это клише. Если мы видим на экране, как один герой побеждает всех врагов, а потом просыпается, то, мы фактически потеряли время. Но это не означает, что сны как художественное средство неэффективны. Речь лишь идет о смысловой нагрузке и логичности. Сценарист может использовать любой инструмент, но с умом, а не ради самого использования.
А теперь ответим на один важный вопрос:
Кто должен появляться в кадре первым: главный герой или кто-то должен его представлять?
Спешим вас разочаровать: правильного ответа нет. Оба варианта возможны.
Чем отличается открывающая сцена от остальных?
По композиции открывающая сцена аналогична любой другой, поскольку также состоит из трех частей:
· начало
· середина
· концовка
Внутри должно быть не менее одного события, влияющего на весь процесс и соответствующего цели показа именно этого эпизода.
Как написать интересную открывающую сцену
В последние годы наметилась тенденция активного использования "отложенной экспозиции". Автор пропускает вступление и почти сразу же демонстрирует завязку, тем самым отодвигая пролог чуть дальше привычной черты.
К краткости стартовой сцены обычно стремятся в некоторых сериалах, но есть и погружающие многосерийные фильмы, темп которых ниже традиционных. Иногда при экранизации классического литературного произведения или во время съемок художественного фильма прославленные авторы не обращают внимания на открывающие сцены, но созданные киноленты любимы зрителями. В данном случае это можно объяснить тем, что у авторитетного режиссера есть определенная аудитория, которая принимает эти особенности. Здесь имя режиссера, либо сама история могут удерживать внимание, это бесспорно.
Заключение: что следует запомнить
Открывающая сцена – это начало произведения, от которого зависит первое впечатление, настрой на продолжение просмотра.
Открывающие сцены важны. Они не могут быть пустыми в силу своего влияния на впечатление о фильме, но иногда они могут сразу открывать нам завязку, без прелюдий и экспозиции. Изучить проверенные временем экранизированные сценарии и открывающие сцены в них можно в библиотеке сценариев >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь