Основы
сценарного мастерства
Основы сценарного мастерства
Что происходит в индустрии
С каждым годом контента все больше и больше, зритель становится все более и более насмотренным, а значит и требовательным
Сейчас особенно остро востребованы:
- Оригинальность
- Глубина проработки темы
Простые решения и поверхностные высказывания имеют все меньше и меньше шансов. Это не значит, что нужно отказываться, например, от классической системы драматургии, но теперь необходимо это делать очень изобретательно.
Повысился запрос и на более сложные характеры и ансамбли персонажей: чем больше производится кино и сериалов, тем выше требования к уровню
Как прорабатывать сценарий
- Уделите больше времени подготовке
Не думайте, что сбор материала и его проработка - это легко или можно вообще на это не тратить время. Ваша история должна опираться на ваши знания и материал, по которому вы будете писать сценарий. Изучите, как разные люди ведут себя в ситуации, о которой вы собираетесь писать, что думают о ней, какие у них возникали сложности, проблемы, конфликты.
- Личная связь с историей
Личный опыт автора, его отношение к теме становятся все важнее. Сейчас в авторе ценят индивидуальность, эмпатию, рефлексию. Эмоции, которые вы испытываете по тому или иному вопросу, могут обеспечить истории тот прорыв и уникальность которая так востребована сейчас. Тема должна быть вам не только интересна, она должна вас по-настоящему беспокоить, поверхностный взгляд больше не удовлетворяет запрос аудитории.
Если история фантастическая или, например, историческая, помимо проработки персонажей и сеттинга, ищите личную связь с ней через обстоятельства героя или локацию, или что-то еще, что погружает вас в этот материал.
Пока связи с историей не возникнет, двигаться дальше будет сложно.
Студии тоже стали оценивать такой фактор, как личная связь автора с событиями, и это то, что вас спросят, когда вы будете презентовать сценарий на питчинге или на встрече с продюсерами. Бездушная стопка бумаги больше никому не нужна.
- Не работайте дежурно по учебнику
Структура и элементы сценарного мастерства - это осваиваемые вещи, это инструменты, которые каждый может изучить, пройдя обучение в киношколе. Проблемы у сценаристов начинаются тогда, когда неправильно поставлены цели самому себе, а идея не достаточно хорошо прорабатывается.
Просто написать сценарий, просто заработать денег - это не цель. Рассказать историю - уже ближе.
Современная структура сценария
Если о структуре говорить подробнее, понятно, что от классических базовых знаний и деления на три акта никуда не денешься. Но по факту, в современном полном метре и сериалах, актов гораздо больше: реклама на телевидении повлияла на то, как разбивается серия. Ее разрезают 3-4 рекламные точки и в итоге эпизод состоит из 6-7 актов.
А в полнометражных фильмах часто актов 4, а не 3. Это связано с инструментами удержания внимания зрителя.
Образ героя
- Проверяйте по шаблонам, а не доверяйте
Персонажи не конструируются по неограммам и не пишутся по учебникам про восемь комедийных характеров. Механическое создание героев повлияет на достоверность поведения героев, они будут выглядеть неживыми, восприниматься как функция и быстро наскучат.
Не надо подгонять своего героя под какие-то схемы, вы не лекарство варите, вы ищите свой собственный рецепт и вкус.
Героя нужно подсмотреть в жизни, увидеть в ком-то персонажа вашей истории
- Дайте герою раскрыться
Не нужно играть в поддавки и самостоятельно заталкивать героя в определенные точки истории. Ваша задача посмотреть, чего ваш герой может добиться сам. Создайте ему столько сложностей, сколько это возможно, а действовать дальше он должен сам.
Чем более безвыходная ситуация у героя, тем больше шансов, что он сможет раскрыться самым интересным образом.
Ансамбль героев
- Не думайте о функциях
Часто, сценарист после создания главного героя начинает думать, кто же еще в этой истории пригодится: нужен ли героине муж, начальник, следователь или еще кто-то. Получается, автор видит персонажей через роли в семье, социальный статус и профессии. Такой подход не совсем верен. Да, возможно сами по себе ваши герои получатся интересными, но образуют ли ансамбль - не ясно.
Представьте, если бы в оркестр набрали 3 барабанщика, 2 гитариста, 5 треугольников и 1 бубен, а играть нужно Баха или Стравинского.
Требуется большая удача или талант, чтобы из такой сборной солянки получился качественный проект.
Важно понять, какое воздействие на историю и главного героя оказывает каждый второстепенный персонаж.
Выстраивайте историю от главного героя, следите, как каждый из второстепенных героев на него влияет.
У начинающих сценаристов часто случается перебор героев, но добрая их половина просто заполняет время и никак не двигает историю вперед.
Понятно, что у каждого человека есть родители, но важно ли это для вашей истории? Нужно ли их показывать? А жену? А начальника?
Только, если это создаст конфликт, противостояние, и по-новому раскроет персонажа или вашу основную идею.
Главный драматический вопрос
Главный драматический вопрос - это то, что склеивает всю историю. Он есть в каждом сценарии, и сформулировать его можно примерно так:
Сможет ли герой достичь назначенной цели?
Это может быть спасение семьи, своей жизни, поиск новой профессии, любви, смысла жизни, да и вообще, чего угодно.
Возникает главный драматический вопрос с самого начала истории. Самое сложное - не потерять его на пути к ответу в финале фильма.
- Проблема середины истории
Многие сценаристы сталкиваются с проблемой середины истории, когда сценарий просто встает на половине пути и непонятно - куда дальше двигать сюжет.
Когда так происходит, зритель начинает скучать и задает себе вопрос, зачем вообще я это смотрю? Происходит это часто как раз потому, что главный драматический вопрос затерялся в разных отвлекающих факторах.
Всегда помните цель и мотивацию героя, каждое действие персонажа должно исходить из них.
В процессе главный драматический вопрос может эволюционировать, немного поменяться, но ни в коем случае не пропасть. Зритель не получит удовлетворения от такой концовки, т.к. не получит ответа на вопрос, который возник в начале истории.
- В сериале
Главный драматический вопрос может идти на протяжении всего сезона. А возникнуть он должен в самой первой серии, чтобы зацепить зрителя и не отпускать.
- Дополнительные вопросы
Безусловно, в истории всегда несколько вопросов, а не один. Но должен быть ключевой, на который нанизываются все остальные. Он должен касаться главной цели героя.
А дополнительная цель может как показать рост героя, так и помешать его основной цели, увести его в сторону.
У второстепенных героев тоже есть свои цели и вопросы могут быть связаны с ними. Поработайте над тем, чтобы протянуть все вопросы через канву повествования, и выделить из них главный.
Итак, подводя итоги, самое главное в сценарном мастерстве - это цели. Это ваша цель как автора, цель, которую вы преследуете, приступая к сценарию. Это цель героя, которого вы создаете, цель, о которой знает зритель и вместе с персонажами фильма движется к ней в поисках ответа на вопрос, как же эта цель будет достигнута и получится ли это сделать.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
Популярные статьи в блоге
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь